АКРА подтвердило кредитный рейтинг Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее — ВЭБ.РФ) на уровне AAA(RU), прогноз «Стабильный», и подтвердило кредитные рейтинги выпусков облигаций ВЭБ.РФ (RU000A102K96, RU000A102FC5, RU000A101WF5, RU000A101TB0, RU000A100GY1, RU000A100BM7, RU000A1003W8, RU000A1001V4, RU000A0ZZZP3, RU000A1013P1, RU000A0JXU48, RU000A0JXU71, RU000A0ZYLJ9) на уровне AAA(RU).

Кредитный рейтинг ВЭБ.РФ находится на уровне финансовых обязательств Правительства Российской Федерации, что обусловлено очень высокой вероятностью оказания ВЭБ.РФ экстраординарной поддержки правительством ввиду очень высокой системной значимости ВЭБ.РФ для российской экономики и определяющего влияния государства на его кредитоспособность. Собственная кредитоспособность ВЭБ.РФ не является фактором, влияющим на его кредитный рейтинг.

ВЭБ.РФ не является коммерческим банком, его деятельность регулируется специальным Федеральным законом №82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» от 17.05.2007. Согласно Меморандуму о финансовой политике ВЭБ.РФ, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 23.07.2018 №1510-р (далее — Меморандум), ВЭБ.РФ участвует в реализации национальных проектов, а также проектов по основным направлениям инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, деятельности по поддержке экспорта, консультационной и финансовой деятельности, определенным Меморандумом, и в приоритетных отраслях экономики.

АКРА ожидает, что в сценарии системного экономического стресса и/или в случае существенного ухудшения собственной кредитоспособности ВЭБ.РФ Правительство РФ предоставит ВЭБ.РФ достаточный объем экстраординарной поддержки в форме капитала или ликвидности для удовлетворения требований кредиторов. Это основывается на следующих предпосылках.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Очень высокая системная значимость. ВЭБ.РФ является институтом развития, выполняющим в соответствии с определенным законом мандатом уникальную функцию финансирования стратегически значимых инвестиционных проектов, которую в силу повышенного уровня риска и фактора регулирования не могут выполнять коммерческие банки. Масштаб операций ВЭБ.РФ является существенным в рамках российской экономики: активы ВЭБ.РФ на 31.12.2020 составляют около 15% расходов федерального бюджета 2020 года. АКРА полагает, что в настоящее время отсутствует возможность передачи функций ВЭБ.РФ другим государственным или частным организациям. Кроме того, в конце 2020 года Правительство РФ выпустило Распоряжение №3710-р об изменении действующей структуры институтов развития. Функции некоторых из них будут перераспределены между федеральными органами исполнительной власти и ВЭБ.РФ, а ряд институтов будут полностью переданы под управление ВЭБ.РФ, что еще больше усилит его системную значимость.

По мнению АКРА, сценарий дефолта ВЭБ.РФ сопряжен для государства с очень существенными потерями бюджетных средств: как с прямыми (623 млрд руб., размещенными в ВЭБ.РФ на 31.12.2020), так и с косвенными (в том числе через приостановление реализации приоритетных инфраструктурных проектов федерального значения). Также дефолт ВЭБ.РФ будет сопряжен с существенными репутационными потерями Правительства РФ вследствие снижения доверия инвесторов и кредиторов госсектора экономики в различных отраслях.

Очень сильное влияние государства на кредитоспособность. ВЭБ.РФ создан в 2007 году на основании и в порядке, установленном Федеральным законом №82-ФЗ. Единственным учредителем ВЭБ.РФ является государство, которое обладает полноценным контролем, имея возможность определять стратегические направления развития и осуществлять контроль за операционной деятельностью ВЭБ.РФ, учитывая, что в состав наблюдательного совета ВЭБ.РФ входят члены Правительства РФ и Администрации Президента РФ, а возглавляет его Заместитель Председателя Правительства РФ.

К другим факторам, свидетельствующим об очень сильных связях ВЭБ.РФ с государством, АКРА относит законодательный иммунитет от установленной процедуры банкротства и готовность государства оказать поддержку через законодательно определенные бюджетные механизмы (объем финансовой поддержки, оказанной государством в форме взносов в уставный капитал и прочих субсидий за период с 2007 по 2020 год, составил 1,6 трлн руб.). В 2018 году Правительством РФ принято решение о предоставлении ВЭБ.РФ субсидий в размере до 600 млрд руб. до 2024 года и определен подход к докапитализации ВЭБ.РФ на сумму до 300 млрд руб. с использованием нового для российского законодательства механизма — утвержденного капитала (правила предоставления утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 №1611 «Об уставном капитале государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»). В 2019 году в целях диверсификации источников долгосрочного фондирования срок размещения средств федерального бюджета в ВЭБ.РФ был увеличен с одного года до пяти лет.

Уровень собственной кредитоспособности ВЭБ.РФ зависит от государственного финансирования и эффективности реализации стратегии развития. По мнению АКРА, ключевыми задачами команды ВЭБ.РФ на ближайшее время и в среднесрочной перспективе являются: 1) участие в выполнении Указа Президента РФ от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе путем оказания финансовой и нефинансовой поддержки стратегически важным для развития России проектам; 2) участие в выполнении Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2020 №3710-р «Об институтах развития»; 3) реструктуризация «старого» портфеля проблемных кредитов.

Агентство сохраняет мнение о том, что с учетом сложности и комплексности «старого» портфеля проблемной задолженности, а также текущих негативных тенденций в экономике России ощутимая отдача от работы по реструктуризации портфеля возможна скорее в долгосрочной перспективе. Эффективность работы будет прежде всего зависеть от качества выстраиваемого инвестиционного процесса и действенности внутренних и внешних механизмов снижения рисков. Финансовые показатели деятельности ВЭБ.РФ на горизонте действия стратегии также будут зависеть от объемов финансирования проектов общегосударственного значения и уровня компенсации по ним со стороны государства.

За 2020 год уровень проблемной задолженности (этап 3) значительно не изменился и составил около 35% от совокупного кредитного портфеля и чистых инвестиций в лизинг до вычета резервов; при этом покрытие резервами этой задолженности достигало 70%. Достаточность капитала ВЭБ.РФ повысилась с 13,6 до 17%, что было обусловлено преимущественно докапитализацией (в форме имущественного взноса и субсидий) со стороны государства на общую сумму в 401,6 млрд руб. Однако показатель может вновь снизиться на фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры. Вместе с тем в случае снижения показателя достаточности капитала ВЭБ.РФ до уровня 11% и ниже государство в лице Минфина России будет оказывать поддержку в форме взносов в капитал.

АКРА также отмечает продолжающееся улучшение долгового профиля ВЭБ.РФ на фоне неуклонного сокращения валютного долга. Вместе с тем в случае нестабильности на валютном рынке и/или существенных внешних шоков ВЭБ.РФ может потребоваться дополнительная финансовая поддержка со стороны государства для выполнения этих обязательств в 2022 и 2023 годах.

Ключевые допущения

  • сохранение контроля со стороны государства;
  • достаточность объемов государственной поддержки для расчетов с кредиторами в ближайшие годы;
  • развитие в рамках принятой в конце 2018 года бизнес-модели до 2024 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

 К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение уровня системной значимости ВЭБ.РФ для экономики РФ;
  • потеря контроля со стороны государства.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности: отсутствует.

Корректировки: отсутствуют.

Поддержка: паритет с РФ.

Рейтинги выпусков

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-23В (ISIN RU000A102K96); срок погашения — 17.12.2025, объем эмиссии — 350 млн долл. США. — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-22 (ISIN RU000A102FC5); срок погашения — 05.12.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб. — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-21 (ISIN RU000A101WF5); срок погашения — 21.07.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб. — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-19 (ISIN RU000A101TB0); срок погашения — 10.06.2027, объем эмиссии — 15 млрд руб. — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-18 (ISIN RU000A1013P1); срок погашения — 17.11.2026, объем эмиссии — 10 млрд руб. — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-17 (ISIN RU000A100GY1); срок погашения — 22.06.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб. — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-16 (ISIN RU000A100BM7); срок погашения — 26.04.2022, объем эмиссии — 20 млрд руб. — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-14 (ISIN RU000A1003W8); срок погашения — 09.02.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб. — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-13 (ISIN RU000A1001V4); срок погашения — 19.01.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб. — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-12 (ISIN RU000A0ZZZP3); срок погашения — 21.12.2021, объем эмиссии — 10 млрд руб. — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-11 (ISIN RU000A0ZYLJ9); срок погашения — 15.12.2022, объем эмиссии — 30 млрд руб. — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-09 (ISIN RU000A0JXU71); срок погашения — 18.06.2021, объем эмиссии — 30 млрд руб. — AAA(RU).

ВЭБ.РФ, ПБО-001P-08 (ISIN RU000A0JXU48); срок погашения — 15.12.2022, объем эмиссии — 550 млн долл. США — AAA(RU).

Обоснование. Перечисленные выше эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ВЭБ.РФ. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам ВЭБ.РФ. Согласно методологии АКРА, кредитный рейтинг эмиссий приравнивается к кредитному рейтингу ВЭБ.РФ — AAA(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги ВЭБ.РФ и облигационных выпусков ВЭБ.РФ (RU000A102K96, RU000A102FC5, RU000A101WF5, RU000A101TB0, RU000A100GY1, RU000A100BM7, RU000A1003W8, RU000A1001V4, RU000A0ZZZP3, RU000A1013P1, RU000A0JXU48, RU000A0JXU71, RU000A0ZYLJ9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. Для определения отдельных факторов собственной кредитоспособности использовались элементы Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг ВЭБ.РФ был опубликован АКРА 12.07.2017,  кредитные рейтинги облигаций ВЭБ.РФ были опубликованы АКРА: 23.12.2020 — RU000A102K96, 08.12.2020 — RU000A102FC5, 24.07.2020 — RU000A101WF5, 18.06.2020 — RU000A101TB0, 28.06.2019 — RU000A100GY1, 29.04.2019 — RU000A100BM7, 14.02.2019 — RU000A1003W8, 25.01.2019 — RU000A1001V4, 24.12.2018 — RU000A0ZZZP3, 26.11.2019 — RU000A1013P1, 25.07.2017 — RU000A0JXU48, 25.07.2017 — RU000A0JXU71, 11.01.2018 — RU000A0ZYLJ9. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ВЭБ.РФ, а также кредитных рейтингов облигаций ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ВЭБ.РФ, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности ВЭБ.РФ по МСФО и управленческой отчетности ВЭБ.РФ. Кредитные рейтинги являются запрошенными, ВЭБ.РФ принимал участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало ВЭБ.РФ дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Ирина Носова
Директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 81
Михаил Полухин
Директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 03 47
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.