АКРА подтвердило кредитный рейтинг Тверской области на уровне A-(RU), изменив прогноз на «Позитивный»

Кредитный рейтинг Тверской области (далее — Тверская область, Область, Регион) обусловлен сбалансированной бюджетной политикой и прогнозируемым уровнем государственного долга без существенных рисков рефинансирования. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают умеренные показатели развития экономики.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу Тверской области обусловлено ростом запаса ликвидности в 2020 году, который Область завершила с профицитом. Запас ликвидности позволит Региону не наращивать долговую нагрузку, так как финансирование запланированного дефицита текущего года будет происходить за счет использования части остатков средств. Кроме того, изменение прогноза обусловлено ожидаемым Областью ростом доли капитальных расходов бюджета.

Тверская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Регионе проживает почти 1% населения РФ и создается 0,5% суммарного российского валового регионального продукта (ВРП). В 2019 году ВРП Области достиг 485 млрд руб1. Тверская область занимает второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии среди субъектов ЦФО — 17% общего объема электроэнергии ЦФО по данным 2019 года.


1 С учетом оценки жилищных услуг, производимых и потребляемых собственниками жилья, и оценки потребления основного капитала исходя из его текущей рыночной стоимости.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Накопленная ликвидность позволит Региону финансировать дефицит бюджета и погашать долг в течение ближайших двух лет. Указанные факторы обусловят улучшение оценки ликвидности и долговой нагрузки на бюджет Региона, что в свою очередь может привести к повышению его кредитного рейтинга. Среднее значение остатков на счетах за последние четыре года постоянно росло и в 2020 году составило 8,8 млрд руб., или 138% среднемесячных расходов.

На 01.01.2021 объем остатков на счетах Области был эквивалентен половине ее долга.

В управлении ликвидностью Тверская область использует средства бюджетных и автономных государственных учреждений. Кредит Управления Федерального казначейства (УФК) привлекался в декабре 2020 года и был рефинансирован бюджетным кредитом.

Прогнозируемый уровень государственного долга без существенных рисков рефинансирования. Долговая нагрузка на бюджет Тверской области является умеренно низкой: на конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 31%. Дальнейшая динамика показателя будет зависеть от политики Области по управлению накопленными остатками на счетах. Базовый сценарий АКРА предполагает, что Область будет финансировать дефицит бюджета текущего года за счет использования остатков на счетах. Тем не менее, в случае привлечения дополнительного объема долга для финансирования дефицита, оценка долговой нагрузки в среднесрочном периоде не изменится.

За 2020 год долг Региона не изменился и на 01.01.2021 составлял 23,18 млрд руб. Структура долга изменилась в пользу роста доли бюджетных кредитов, составивших две трети долга Области. Сроки погашения бюджетных кредитов — 2021–2034 годы (в том числе кредит УФК). Оставшаяся треть долга приходилась на банковские кредиты с погашением в 2021–2022 годах.

По состоянию на 01.01.2021 максимальная доля погашения долга приходилась на 2022 год (25%). Риски рефинансирования оцениваются как низкие.

По состоянию на 01.04.2021 весь банковский долг Области погашен.

Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный2 уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит менее 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).


2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Сбалансированная бюджетная политика, направленная на сдерживание темпов роста расходов бюджета. Область закончила 2020 год с профицитом 4,8% налоговых и неналоговых доходов (ННД), который был использован для увеличения остатков средств на счетах в Федеральном казначействе.

Профицит сформировался на фоне роста расходов бюджета на 23% и стал возможен благодаря росту ННД областного бюджета на 10% относительно 2019 года. Рост наблюдался по всем видам налоговых доходов, а также по части неналоговых доходов. В отраслевом разрезе значительно выросли поступления по виду деятельности «Деятельность в области информации и связи». Безвозмездные поступления выросли в 2020 году на 45%.

В 2021 году Область ожидает снижения поступлений по налогу на прибыль почти на 10%. В то же время поступления по другим видам ННД возрастут, в результате чего ННД Тверской области, согласно текущей версии закона о бюджете, увеличатся на 6,8%. АКРА исходит из более консервативного сценария роста ННД в размере 3,5%.

Область ожидает существенного роста капитальных расходов в 2021 году (на 60%) при росте совокупных расходов примерно на 10%.

Усредненная доля ННД Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2017 по 2021 год составит 76%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период составит 8%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2021 году будет равно 2%. Комбинация этих показателей свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, но при финансировании капитальных расходов может возникать необходимость привлечения заемных средств.

Диверсифицированная экономика с умеренными показателями развития. К ключевым секторам экономики Региона относятся: пищевое производство, производство транспортных средств, транспорт и связь, производство электроэнергии.

Подушевой ВРП Области не превышает 60% среднестранового показателя, заработные платы в среднем составляют не более 2,9 регионального прожиточного минимума.

Налоговые поступления в бюджет Области достаточно диверсифицированы: максимальная доля поступлений в 2020 году, по оценке АКРА, приходилась на обрабатывающие производства (23%). Более четверти этих поступлений обеспечило производство прочих транспортных средств и оборудования. Другие значимые с точки зрения доли налоговых поступлений отрасли — торговля, транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи, производство, передача и распределение электроэнергии.

Безработица в Области преимущественно ниже, чем в среднем по стране.

Ключевые допущения

  • рост ННД в 2021 году на 3,5% по отношению к уровню 2020–го;
  • использование накопленной ликвидности для финансирования дефицита бюджета в ближайшие два года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост усредненного уровня капитальных расходов областного бюджета в 2017–2021 годах выше 12% расходов без учета субвенций;
  • сохранение достаточного уровня ликвидности после финансирования дефицита бюджета текущего года;
  • опережающий среднестрановые темпы рост ВРП и заработных плат в Регионе.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • резкое снижение ННД в отсутствие возможностей сократить расходы бюджета;
  • рост долговой нагрузки до уровня выше 55% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Тверской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Тверской области был опубликован АКРА 12.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тверской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС),
а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.