Кредитный рейтинг Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) обусловлен умеренными показателями развития региональной экономики и бюджетного профиля, средней долговой нагрузкой при неравномерном графике погашения долга, а также средним уровнем ликвидности бюджета.

Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами РФ. В 2019 году в Регионе проживало 0,4% населения РФ, а его валовый региональный продукт (ВРП) составил 0,3% суммарного российского ВРП. По территории Области проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Средний уровень долговой нагрузки при значительном риске рефинансирования. На начало 2021 года долг Области составил 49% ее текущих доходов (по методологии АКРА) и был представлен бюджетными и банковскими кредитами (63 и 37% соответственно). По оценке Агентства, вследствие привлечения новых заимствований для финансирования дефицита, предусмотренного законом о бюджете, соотношение долга и текущих доходов Региона на конец 2021 года может вырасти до 55%, что соответствует среднему уровню долговой нагрузки по методологии АКРА. В 2021 году погашению подлежат 12% долговых обязательств, а в 2022-м Области предстоит погасить или рефинансировать почти 40% своей задолженности, в том числе весь банковский долг. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета благодаря высокой доле бюджетных кредитов в структуре долга (соотношение усредненных1 процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2017–2021 годах составит менее 2%).


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Средний уровень ликвидности бюджета. Новгородская область располагает объемом ликвидности, который позволяет ей своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи. По состоянию на 01.01.2021 остатки на счетах составили порядка 25% среднемесячных расходов областного бюджета в 2020 году, а невыбранные остатки по открытым кредитным линиям со сроком погашения более одного года превысили сумму долговых обязательств, подлежащих погашению в 2021 году.

Умеренные показатели бюджетного профиля. Усредненная доля ННД Региона в общем объеме его доходов без учета субвенций за период с 2017 по 2021 год составит 69%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет на уровне 5%, а соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -4%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и необходимости привлечения заемных средств только на цели финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2017–2021 годах составляют 15% совокупных расходов бюджета и в значительной степени финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета.

Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью. Крупнейшим предприятием Новгородской области является ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится порядка 40% отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области.

Доля налоговых поступлений в бюджет Региона от предприятий химической промышленности составляла от 6 до 15% его налоговых доходов за 2016–2019 годы, в 2020 году доля поступлений от указанных предприятий снизилась до 4%. Другие крупные отрасли экономики Области — транспорт и торговля, а также обработка древесины и производство бумаги и бумажных изделий. ВРП Региона на душу населения в 2019 году составил 71% среднестранового показателя. Средняя заработная плата в Области в 2020 году превысила региональный прожиточный минимум в 2,6 раза. Уровень безработицы в Регионе в 2016–2019 годах был ниже среднероссийских показателей и в 2019-м составил 3,6%. В 2020-м наблюдался рост безработицы в Регионе, и в октябре — декабре 2020 года она достигла 7,4%.

Ключевые допущения

  • увеличение ННД Региона в 2021 году на 17% по сравнению с уровнем 2020 года;
  • исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом не более 8% ННД;
  • сокращение расходов областного бюджета в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • улучшение графика погашения коммерческой части долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга в течение одного года);
  • снижение относительной долговой нагрузки;
  • устойчивый рост уровня ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов бюджета.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Новгородской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.