Кредитный рейтинг Белгородской области (далее — Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития горно-металлургического и агропромышленного секторов региональной экономики, федеральной поддержкой сельского хозяйства, сбалансированной по срокам погашения и структуре долговой нагрузкой, высоким уровнем развития инфраструктуры.

На территории Области производится порядка 40% российского железорудного концентрата, а также располагается единственное в стране производство горячебрикетированного железа. Область занимает второе место среди регионов РФ по абсолютному размеру валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, производя порядка 4% российской сельскохозяйственной продукции.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Выгодные природно-климатические условия. На территории Региона частично располагается крупный железорудный бассейн Курская магнитная аномалия, а благоприятные климатические условия обеспечивают возможности для развития сельского хозяйства (Белгородская область — лидер мясного животноводства среди регионов РФ) и, как следствие, для пищевой промышленности.

Циклическое влияние добывающей промышленности на ВРП Области компенсируется достаточным уровнем диверсификации экономики. Хотя динамика ВРП Области тесно коррелирована с ценами на железную руду, а треть промышленного производства формируют взаимосвязанные сектора (добыча железной руды и металлургическое производство), положительное влияние на диверсификацию экономики Региона оказывают нецикличные отрасли: высокоразвитое сельское хозяйство (порядка 20% ВРП) и пищевая промышленность (до половины промышленного производства). Максимальная зависимость бюджета Региона от налоговых поступлений из связанных секторов (добыча железной руды и металлургическое производство) составляет 17% налоговых поступлений, что оценивается АКРА нейтрально.

Показатели бюджетной дисциплины обусловлены достаточным уровнем собственных доходов и федеральным субсидированием сельского хозяйства. Высокие показатели бюджетной дисциплины в значительной мере достигаются за счет федеральной поддержки сельского хозяйства (средняя доля софинансирования Области в период с 2014 по 2016 год составила 16%) в условиях потери части налога на прибыль от предприятий АПК в связи с применением льгот, предусмотренных федеральным законодательством. В период с 2017 по 2019 год дополнительное положительное влияние на бюджетные показатели окажет рост налоговых поступлений от предприятий горно-металлургического комплекса (ГМК) в связи с завершением периода списания убытков прошлых лет. Основные направления расходования дополнительных поступлений — дорожное строительство и объекты социальной инфраструктуры. С учетом отраслевой специфики ежегодных капитальных расходов Региона резерв сокращения расходов Области за их счет составит не более 1% совокупных расходов бюджета.

Сбалансированный по сроку и структуре долг не оказывает избыточного давления на показатели долговой нагрузки. Расчетные показатели долговой нагрузки соответствуют категории низкого уровня риска в силу относительно высокого размера операционного баланса и комфортного графика погашения долга (в период с 2017 по 2019 год Области предстоит ежегодно погашать не более одной пятой части финансового долга). АКРА также отмечает тот факт, что гарантии, составляющие 28% долга Региона, выдавались Белгородской областью на развитие доминирующей отрасли — сельского хозяйства.

Достаточный уровень ликвидности. Администрация Области не имеет права размещать депозиты в банках, однако располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Расходы текущего месяца преимущественно превышают остатки средств на счетах бюджета на начало месяца. Потребность в краткосрочной ликвидности Области в редких случаях плановых кассовых разрывов закрывалась краткосрочными кредитами, предоставленными Управлением Федерального казначейства (УФК).

Ключевые допущения

  • сохранение зависимости экономики Области от динамики ее ключевых секторов;
  • сохранение умеренной доли обязательных расходов бюджета Области (порядка 60%);
  • сохранение существенного уровня федеральной поддержки сектора АПК Области;
  • сохранение сбалансированной долговой политики с преимущественным привлечением долгосрочного долга и равномерным графиком погашения.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли продукции с высокой добавленной стоимостью, сопровождающийся монетизацией результатов роста производства в сельском хозяйстве;
  • рост уровня собственной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение поддержки предприятий сельского хозяйства со стороны федерального бюджета, влекущее за собой рост расходов областного бюджета;
  • изменение долговой политики и временной структуры долга;
  • рост стоимости обслуживания долга.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Белгородской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты совершения рейтингового действия (09.06.2017).

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Белгородская область принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Белгородской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Жаннур Ашигали
Директор — руководитель проекта по взаимодействию со странами Средней Азии, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 02
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.