АКРА подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Швейцарии на уровне ААА, прогноз «Стабильный»

АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Швейцарской Конфедерации (далее — Швейцария, страна) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне AAA и в национальной валюте — AAA;
  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1+ и в национальной валюте — S1+.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». Это отражает устойчивость большинства макроэкономических показателей Швейцарии даже при пессимистическом макроэкономическом сценарии.

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Обоснование кредитного рейтинга

Суверенный кредитный рейтинг Швейцарии на уровне AAA обусловлен развитой, диверсифицированной и конкурентоспособной структурой экономики, умеренным уровнем государственного долга и устойчивой внешней позицией. Способность Швейцарии выдерживать внешние шоки очень высока, что отражается в стабильности основных рейтинговых факторов несмотря на негативное влияние пандемии коронавируса. Риски, связанные с перегретым рынком недвижимости и крупным размером банковского сектора, которые потенциально могут стать условными обязательствами правительства, по мнению АКРА, балансируются как высоким уровнем накопленных домохозяйствами финансовых активов, так и высокими показателями их качества и достаточности капитала швейцарских банков.

По расчетам АКРА, в 2020 году экономика Швейцарии — входит в десятку самых богатых стран мира (по уровню ВВП на душу населения) — сократится на 4,2% по сравнению с приростом на 0,9% в 2019–м. Падение экономики обусловлено сокращением как внутреннего спроса на фоне введения карантинных мер, так и внешнего спроса, оказавшегося под давлением в условиях пандемии и ограничений на международный туризм. АКРА ожидает рост экономики Швейцарии на 3,6% в 2021 году, поддержку которому окажет восстановление мировой экономики. В то же время Агентство отмечает риски реализации этого сценария, связанные с медленными темпами вакцинации и мутациями вируса COVID-19. Учитывая повышенный спрос на активы в швейцарских франках и относительно низкий внутренний спрос, АКРА ожидает, что в 2021 году дефляция окажется незначительной. Иными словами, инфляция может выйти за пределы нижней границы целевого коридора 0–2%, установленного Национальным банком Швейцарии (НБШ).

В отличие от многих развитых стран Швейцария имеет пространство для маневра в рамках контрциклической бюджетной политики. Эта возможность обусловлена умеренным уровнем государственного долга страны в начале пандемии. На конец 2019 года он составил 39,3% ВВП, тогда как консолидированное правительство фиксировало профицит бюджета с 2015 года. Благодаря этому фискальная позиция страны оказалась устойчивой в условиях текущего кризиса. Относительно большой антикризисный пакет финансовых мер, направленных на поддержку экономики, который весной 2020 года составил, согласно данным МВФ, около 10,4% от объема ВВП (включая гарантии) в 2019 году и осенью был дополнен новыми мерами, вероятно, приведет к дефициту бюджета по итогам 2020 года, на уровне 3–4% ВВП.

Дефицит бюджета, в свою очередь, обусловит увеличение государственного долга до 40–46% ВВП на конец 2020 года. Тем не менее в базовом сценарии мы исходим из того, что сильное бюджетное правило и исторически строгое его соблюдение будет способствовать переходу к финансовой консолидации в ближайшей перспективе. Бюджетное правило на уровне федерального бюджета обеспечивает балансировку бюджета на протяжении бизнес-цикла и допускает умеренный дефицит во время рецессии и профицит в периоды экономического роста, а также предусматривает исключения в экстраординарных обстоятельствах.

В среднесрочной перспективе поддержание госдолга на умеренном уровне может войти в противоречие с необходимостью наращивать расходы в связи с тенденцией старения населения страны, которое частично было компенсировано ростом отчислений в пенсионные фонды в предыдущем году. Федеральный совет также предложил увеличить пенсионный возраст для женщин с 64 до 65 лет, повысить налог на добавленную стоимость и увеличить стимулы работать после 65 лет в качестве дополнительных мер по смягчению нагрузки на бюджет, связанной с пенсионными выплатами.

АКРА полагает, что структура швейцарского экспорта позволит удерживать профицит счета текущих операций в 2020 году и в дальнейшем. Диверсифицированная структура экспорта и крупная доля фармацевтической продукции в экспорте, вероятно, окажут поддержку внешней позиции Швейцарии на фоне сокращения внешнего спроса. Положительное сальдо счета текущих операций (в среднем 9,6% ВВП в 2015–2019 годах) поддерживается на высоком уровне благодаря конкурентоспособному сектору товаров и услуг, ориентированному на экспорт. Это, в свою очередь, обусловило очень высокий уровень положительной чистой международной инвестиционной позиции страны на уровне около 116% ВВП на конец 2019 года.

При этом АКРА отмечает, что в периоды замедления темпов роста мировой экономики и усиления неопределенности в международном масштабе растет интерес инвесторов к активам в швейцарской валюте. Это вызывает резкое укрепление франка и, как следствие, удорожание экспорта Швейцарии и сокращение его объемов. В целях недопущения такой ситуации в 2020 году НБШ в рамках своей политики предпринял меры, направленные на предотвращение укрепления франка, в частности, увеличивал предложение национальной валюты, наращивая резервы в иностранной валюте. В результате этих мер международные резервы увеличились со 118% ВВП в начале 2020 года до примерно 129% ВВП на конец третьего квартала. Это позволило повысить коэффициент покрытия внешнего долга с 43,0% в начале 2020 года до 46,7% в конце третьего квартала. АКРА ожидает, что повышенный риск укрепления курса франка заставит НБШ удерживать учетную ставку в отрицательной зоне в течение длительного периода.

В отличие от государственного сектора долговая нагрузка частного сектора находится на очень высоком уровне, чему способствовал длительный период низких процентных ставок. По итогам третьего квартала 2020 года долг домохозяйств составил 138%, что является высоким уровнем даже по сравнению с аналогичными по структуре европейскими экономиками. Подавляющую часть долговых обязательств домохозяйств (около 90%) составляют ипотечные кредиты, выданные швейцарскими банками. Концентрация портфелей некоторых швейцарских банков на ипотечных кредитах может представлять трудности для банковского сектора страны в случае внезапной глубокой коррекции цен на недвижимость. Однако этот риск компенсируется высоким уровнем благосостояния домохозяйств (427% по состоянию на конец третьего квартала 2020 года).

Стоит также отметить, что на конец 2019 года суммарный объем активов банковского сектора составил около 456% номинального ВВП. Столь крупный размер банковского сектора обусловливает риск условных обязательств и ставит страну в один ряд с государствами, характеризующимися значительным уровнем зависимости экономики от банковского сектора. Указанные факторы компенсируются высокими объемами регуляторного капитала, поддерживаемыми крупнейшими банками, и высоким качеством активов. Согласно недавнему отчету о финансовой стабильности, подготовленному НБШ, показатель достаточности капитала первого уровня (Tier-1) двух крупнейших швейцарских банков — UBS и Credit Suisse — в первом квартале 2020 года составил 18,1 и 16,9 соответственно.

По мнению АКРА, Швейцария может считаться «тихой гаванью» благодаря высочайшему уровню доверия к государственным институтам и органам власти, а также высокому качеству государственного управления. По оценке Всемирного банка, за последние десять лет Швейцария демонстрировала одни из самых высоких и стабильных индексов качества управления (WGI). Это является отражением высокого качества институционального управления и весьма благоприятных условий для распределения ресурсов в экономике. Высокое качество институтов страны оказывает поддержку ее кредитному рейтингу.

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА Индикативный кредитный рейтинг Швейцарии определен на уровне ААА. Один из модификаторов в коррекционной части модели позволяет понизить Индикативный кредитный рейтинг. Согласно Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, таким модификатором является:

  • Условные обязательства и риск их реализации.

К позитивным модификаторам относятся:

  • устойчивость экономического роста;
  • эффективность структурной, экономической и монетарной политики;
  • фискальная политика и гибкость бюджета;
  • доступ к рынкам и источникам фондирования;
  • долговая устойчивость;
  • уязвимость платежного баланса.

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Швейцарии повышается на одну ступень. Однако в силу того, что Индикативный кредитный рейтинг страны находится на максимально высокой ступени, Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ААА. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне ААА.

Факторы, способные вызвать понижение рейтинга

Возможный серьезный финансовый шок для банковского сектора Швейцарии, связанный с внезапной глубокой ценовой коррекцией на рынке недвижимости.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Швейцарии по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Швейцарии были опубликованы АКРА 10.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кре­дитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Швейцарской Конфедерации не принимало участия в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

АКРА не оказывало суверенному Правительству Швейцарской Конфедерации дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.