Кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) обусловлен высокими показателями региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и низкой долговой нагрузкой.
Регион расположен в Уральском федеральном округе, одновременно является субъектом РФ и входит в состав другого субъекта РФ — Тюменской области1. В Округе проживает 1,7 млн человек (1% населения РФ). В 2019 году валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 4,5 трлн руб. (порядка 5% суммарного ВРП субъектов РФ), а в 2020–м, по оценкам Региона, будет на уровне 4,0 трлн руб.
1 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Низкая долговая нагрузка и высокий уровень ликвидности бюджета. Долговой портфель полностью состоит из облигаций с погашением до 2024 года. Соотношение долга и текущих доходов на конец 2020 года составило 4%. По оценкам АКРА, по итогам 2021 года данный показатель увеличится до 19%, что будет по-прежнему соответствовать низкой долговой нагрузке. Объем остатков на счетах бюджета (включая депозиты) на 01.12.2020 почти в восемь раз превышал объем совокупной задолженности Округа на 01.01.2021 и почти в четыре раза — среднемесячные расходы бюджета за 2020 год. Накопленной ликвидности достаточно как для выплат по долгу, подлежащему погашению в текущем году, так и для финансирования дефицита бюджета, запланированного Округом на 2021 год.
Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 40% российской нефти. Отраслевая структура ВРП Округа стабильна, а вклад сектора добычи природных ископаемых в данный показатель превышает 60%. По итогам десяти месяцев 2020 года 86% налогов и сборов, собранных на территории Региона, было направлено в федеральный бюджет, и только 14% поступило в консолидированный бюджет Округа. При этом налоговые поступления, собранные на территории Региона, составили 11% совокупных налоговых доходов федерального бюджета за десять месяцев 2020 года. В 2018 году ХМАО-Югра занимал третье место среди российских регионов по уровню ВРП на душу населения. В 2016–2019 годах отношение усредненной2 заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму стабильно росло (с 4,2 до 4,5 раза), а уровень безработицы (по методологии МОТ) в Регионе был существенно ниже среднероссийского показателя.
Высокая степень самодостаточности бюджета. В период с 2017 по 2021 год усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) составит 94% совокупных доходов (без учета субвенций).
Гибкость бюджетных расходов Округа находится на умеренно высоком уровне, усредненное отношение капитальных расходов к совокупным расходам бюджета (без учета субвенций) в 2021 году составит 14%, а доля капитальных расходов, финансируемых Округом за счет собственных средств, будет на уровне порядка 93%.
Усредненное за 2017–2021 годы соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составит порядка 10%, что указывает на достаточность текущих доходов для покрытия текущих расходов.
За 2020 год ННД окружного бюджета превысили аналогичный показатель 2019–го на 2%. Прирост наблюдался по налогу на прибыль (+7%) и НДФЛ (+5%). Остальные налоговые поступления демонстрировали незначительное сокращение, в большей степени — по налогам на имущество (-4%). Согласно текущей версии Закона о бюджете Округа3, в 2021 году совокупные доходы бюджета могут сократиться на 14% относительно 2020–го (преимущественно из-за снижения поступлений по налогу на прибыль организаций на 26%). В этой связи дефицит бюджета составит порядка 35 млрд руб. (17% ННД), основным источником финансирования которого станет привлечение заемного финансирования.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
3 Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 26.11.2020 № 106-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры 26.11.2020).
Ключевые допущения
- сохранение контрциклической бюджетной политики в части планирования расходов бюджета;
- снижение совокупных доходов в 2021 году на 14% относительно 2020–го;
- снижение совокупных расходов в 2021 году на 5% относительно 2020–го;
- финансирование дефицита бюджета текущего года преимущественно за счет заемных средств.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- отставание темпов роста текущих доходов от динамики текущих расходов;
- существенное снижение ликвидности бюджета;
- рост долговой нагрузки до уровня свыше 30% текущих доходов;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
ХМАО-Югра 35001 (ISIN RU000A0JX215), срок погашения — 18.12.2023, объем эмиссии
— 6 млрд руб., — ААА(RU).
ХМАО-Югра 35002 (ISIN RU000A0ZYKW4), срок погашения — 17.12.2024, объем эмиссии
— 7 млрд руб., — ААА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски ХМАО-Югры, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу ХМАО-Югры.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ХМАО-Югры и облигационных выпусков ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ХМАО-Югры и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были опубликованы АКРА 26.09.2017, 28.09.2017 и 15.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ХМАО-Югры, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство ХМАО-Югры принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ХМАО-Югры, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству ХМАО-Югры дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.