Приведенная в настоящем отчете информация актуальна на 03.11.2020.

Компоненты кредитного рейтинга

Оценка экономического профиля

Оценка экономического профиля1

3

Оценка финансового профиля

Оценка финансового профиля2

7

Кредитный рейтинг

BBB+(RU)

Прогноз

«Стабильный»

 

1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.

2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.

Краткая информация о регионе

Тамбовская область (далее — Тамбовская область, Область, Регион) расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО) и граничит с Рязанской, Пензенской, Саратовской, Воронежской и Липецкой областями. В Регионе проживает чуть менее 1% населения РФ, на его территории создается около 0,5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) регионов РФ. По оценке Области, в 2019 году ее ВРП составил порядка 347,3 млрд руб., и примерно треть его формируется сектором АПК (сельское хозяйство и пищевая промышленность). Крупнейшим населенным пунктом является Тамбов, в котором проживает порядка трети населения Области.

Невысокие показатели развития региональной экономики определяются доминированием нецикличной отрасли — АПК

Экономика Области характеризуется сравнительно низким показателем ВРП на душу населения. В 2015–2018 годах наблюдалась слабая динамика ВРП, в результате чего в этот период ВРП в расчете на душу населения был ниже медианных значений ЦФО, а также увеличивалось отставание от среднестранового уровня (в 2015 году — 66,9%, в 2018–м — 55,9%). Соотношение усредненных3 за период 2015–2018 годов подушевого ВРП в Регионе и среднестранового показателя составило 57,2%.


 3 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Рисунок 1. Динамика реального ВРП Тамбовской области в сравнении с динамикой совокупного ВРП субъектов РФ

Источник: Росстат, расчеты АКРА

В 2018 году номинальный ВРП Области составил 331,6 млрд руб. (в 2019 году, по оценке Области, — 347,3 млрд руб.). Темпы роста реального ВРП Области в течение 2011–2015 годов, а также в 2018 году превышали темпы роста суммарного ВРП российских регионов, но в 2016 и 2017 годах темпы роста реального ВРП Области значительно сократились: в 2016 году Регион находился в состоянии рецессии и рост ВРП составил 95,1%, в 2017 году — 101,0%.

Тамбовская область — аграрно-промышленный регион. В структуре ВРП доля сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства ежегодно составляет 22–25%. Вместе с пищевой промышленностью сельское хозяйство может формировать до трети ВРП Региона. Эта отрасль не является высокомаржинальной, но при этом она нециклична. Значительный вес в структуре ВРП Области в 2018 году приходился на оптовую и розничную торговлю (16%), государственный сектор (государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение, образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений совокупно сформировали 15%), обрабатывающие производства (13%), строительство (12%), транспортировку и хранение (7%) и прочие отрасли (12%).

Рисунок 2. Структура ВРП Тамбовской области в 2018 году

Источник: Росстат, расчеты АКРА

Традиционно основой сельского хозяйства Тамбовской области является растениеводство: в 2019 году продукция этого сектора сформировала 56,5% всего объема сельскохозяйственной продукции, произведенной Областью.

Промышленное производство Области базируется на обрабатывающей промышленности (13% ВРП в 2018 году). Структура промышленного производства Региона определяется его аграрной направленностью — пищевая отрасль занимает более 50% в обрабатывающей промышленности, а крупнейшие предприятия здесь — сахарные заводы, предприятия мукомольной промышленности, мясоперерабатывающие предприятия. В 2020 году наблюдался рост промышленного производства (в основном за счет развития обрабатывающих производств).

Из десяти крупнейших по выручке предприятий пять приходится на сектор торговли, три — на сектор сельского хозяйства и два — на сектор обрабатывающих производств (химическая и пищевая промышленность). В 2019 году налоговые поступления от десяти крупнейших налогоплательщиков составили 17% совокупных доходов консолидированного бюджета Области.

Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Тамбовской области, в 2019 году

Компания

Вид деятельности

Выручка
в 2019 году, млн руб.

Чистая прибыль
в 2019 году,
млн руб.

ООО «Русагро-Сахар»

Торговля оптовая сахаром, шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями

25 419

-1 330

ООО «Тамбовский бекон»

Разведение свиней

24 911

2 800

АО «Тамбовнефтепродукт»

Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах

15 865

586

ОАО «Токаревская птицефабрика»

Разведение сельскохозяйственной птицы

11 447

238

ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов»

Торговля оптовая твердым, жидким
и газообразным топливом
и подобными продуктами

9 181

8

ООО ГК «Надежда-Фарм»

Торговля оптовая фармацевтической продукцией

8 974

149

ПАО «Пигмент»

Производство красителей и пигментов

8 712

227

ООО «Агротехнологии»

Выращивание сахарной свеклы

7 930

844

ООО «ТД «Транссервис»

Торговля оптовая твердым, жидким

и газообразным топливом
и подобными продуктами

7 874

48

ООО «Русагро-Тамбов»

Производство сахара

7 797

-65

Источник: СПАРК-Интерфакс

Соотношение усредненных за период с 2016 по 2019 год номинальной начисленной заработной платы в Регионе и регионального прожиточного минимума составило 2,73. В 2019 году самые высокие заработные платы отмечались в следующих отраслях: финансовая и страховая деятельность; государственный сектор; обеспечение электрической энергией, газом и паром и кондиционирование воздуха; транспортировка и хранение. В этих отраслях было трудоустроено 45% работающего населения Области. По итогам 2019 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, в Области составил 3,8% (ниже среднестранового уровня).

Демографическая ситуация в Тамбовской области является неблагоприятной, что обусловлено как миграционным оттоком, так и естественной убылью населения. Регион характеризуется умеренной степенью урбанизации (61% населения проживает в городах) и средним уровнем развития транспортной инфраструктуры.

Рисунок 3. Динамика и факторы изменения численности населения Тамбовской области

Источник: Росстат, расчеты АКРА

Несмотря на зависимость регионального бюджета от федеральных трансфертов, негативные последствия пандемии сглаживает преобладание налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в структуре налоговых доходов

Бюджет Области характеризуется умеренной долей собственных доходов, усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Региона в общем объеме его доходов без учета субвенций за период с 2017 по 2021 год составит 54%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет на уровне 8%. Усредненный уровень модифицированного бюджетного дефицита с 2016 года ежегодно является отрицательным, в связи с чем отношение усредненных за 2017–2021 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов также является отрицательным и составляет -5%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, но на финансирование капитальных расходов Региону ежегодно необходимо привлекать финансирование.

Рисунок 4. Динамика и структура налоговых поступлений в бюджет Тамбовской области

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

В структуре налоговых доходов Региона преобладает НДФЛ, который на протяжении 2016–2019 годов в среднем составлял 38%, за ним следуют налог на прибыль организаций (23%), налоги на имущество (18%), налоги на товары и услуги (15%); совокупная доля остальных налогов составляет в среднем 6%. Структура налоговых поступлений имеет устойчивый характер, что связано с низким уровнем волатильных секторов в экономике Региона. АКРА не ожидает, что по итогам 2020 года могут произойти существенные изменения в структуре налоговых доходов Области.

Несмотря на аграрно-промышленную специфику Региона, налоговые поступления в его бюджет диверсифицированы. В 2019 году максимальный вклад в доходы областного бюджета, по оценке АКРА, вносил государственный сектор —  22,6% налоговых доходов. Доля обрабатывающих производств составила 19,6%, на долю сельского и лесного хозяйства, охоты и рыбной отрасли пришлось 11,1%. Совокупно на АПК, по оценке АКРА, в 2019 году приходилось не более 17,3% налоговых доходов.

Для отдельных видов налоговых поступлений (наиболее значимых для Области) характерна различная отраслевая структура: по НДФЛ лидируют поступления от предприятий государственного сектора (36%), обрабатывающие производства (17%) и сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство (15%); по налогу на прибыль организаций — обрабатывающие производства (33%), торговля оптовая и розничная (21%) и транспортировка и хранение (13%); по налогу на имущество организаций — транспортировка и хранение (20%), поступления от предприятий государственного сектора (19%) и сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство (16%).

Рисунок 5. Отраслевая структура налоговых доходов Тамбовской области в 2019 году

Источник: ФНС, расчеты АКРА

За девять месяцев 2020 года поступления по налогу на прибыль выросли на 13% относительно аналогичного периода предыдущего года. Значительный рост наблюдался в двух секторах: производство текстильных изделий и торговля и деятельность по операциям с недвижимым имуществом. Поступления по НДФЛ увеличились на 8%, по налогам на товары и услуги — на 1%. Негативное влияние на доходы регионального бюджета по итогам года может оказать сокращение поступлений по налогам на имущество, которые за девять месяцев 2020 года уменьшились на 15%. По ожиданиям АКРА, ННД регионального бюджета могут сократиться в 2020 году на 3% относительно показателя предыдущего года. Однако совокупные доходы Области вырастут на 14% за счет безвозмездных поступлений из федерального центра.

Основу безвозмездных поступлений формируют дотации, на которые в 2020 году придется 42%; на субсидии и субвенции придется 27 и 13% соответственно. Безвозмездные поступления в 2020 году увеличатся на 32% относительно предыдущего года: основной рост обеспечат субсидии и субвенции, выросшие на 55 и 48% соответственно.

По информации, полученной от администрации Тамбовской области, совокупные расходы составят в 2020 году 55,5 млрд руб. В 2016–2019 годах Область не исполняла совокупные расходы в среднем на 2% относительно последних версий соответствующих законов о бюджете. Вероятно, что в 2020 году совокупные расходы бюджета Области также будут не исполнены и составят, по оценке АКРА, порядка 54,4 млрд руб.

Расходы бюджета Области не являются гибкими. Усредненное отношение капитальных расходов к совокупным расходам бюджета без учета субвенций в 2020 году составит 20%. Капитальные расходы, составляющие в разные годы от 20 до 30% расходов, большей частью не могут рассматриваться в качестве резерва для сокращения расходов, поскольку являются софинансируемыми (доля трансфертов на капитальные цели составляет практически половину капитальных расходов).

С 2016 по 2019 год бюджет Региона исполнялся с дефицитом. В 2020 году АКРА ожидает сохранения данной тенденции, несмотря на рост совокупных доходов, что связано с ускорившимся ростом совокупных расходов. Дефицит, ожидаемый на уровне 9% ННД (2 млрд руб.), будет профинансирован остатками, сформировавшимися на бюджетных счетах, а также путем привлечения заемного финансирования.

Бюджетное планирование характеризуется умеренной точностью. Фактическое отклонение ННД от первоначальных версий законов о бюджете Области не превышает 7%. При этом в 2017 году фактическое значение ННД составило 94% от запланированного значения. Планирование безвозмездных поступлений и, как следствие, совокупных расходов бюджета не зависит в полной мере от администрации Области.

Налоговые доходы формируют около трети доходов муниципальных образований (половину из них — НДФЛ), на безвозмездные поступления в 2019 году пришлось 67% совокупных доходов.

Несмотря на рост абсолютного размера долга, оценка фактора долговой нагрузки неизменна благодаря росту текущих трансфертов

По состоянию на начало 2020 года государственный долг Области составлял 19,1 млрд руб. и был представлен на 42% государственными ценными бумагами, на 38% банковскими кредитами и на 20% бюджетными кредитами. Соотношение долга и текущих доходов Области на конец 2019 года составило 46,8%. Несмотря на рост абсолютного размера долга, долговая нагрузка, по оценке АКРА, на конец 2020 года незначительно сократится (до 44,1%) в основном за счет увеличения текущих трансфертов.

Рисунок 6. Структура государственного долга Тамбовской области

Источник: Минфин России, Тамбовская область, расчеты АКРА

По состоянию на 01.10.2020 объем государственного долга Области сократился на 0,5 млрд руб. (до 18,6 млрд руб.) и был представлен государственными ценными бумагами (43,6%), бюджетными (32,8%, включая кредит Управления федерального казначейства (УФК) — 12,4%) и банковскими кредитами (23,6%). Средневзвешенный срок погашения незначительно вырос. На 01.10.2020 Регион рефинансировал часть банковских кредитов со сроком погашения в 2020–2022 годах: по состоянию на указанную дату в этот период Региону необходимо погасить менее 45% долга, а по состоянию на 01.01.2020 было более 65%. Доля краткосрочного долга в 2020 году составит 18%, из которых 12% — это средства УФК.

Рисунок 7. График погашения государственного долга Тамбовской области на 01.10.2020

Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА

Расходы на обслуживание долга необременительны для бюджета Региона: отношение усредненных процентных расходов и усредненных совокупных расходов (без учета субвенций) за период с 2017 по 2021 год составит 2,8%. В 2016–2019 годах долговая нагрузка муниципальных образований Области в среднем была равна 38%.

Финансовый долг предприятий госсектора на конец июня 2020 года составил порядка 754 млн руб., просроченная кредиторская задолженность указанных предприятий — 12 млн руб. (Тамбовское областное государственное унитарное предприятие «Водное и газовое хозяйство» и Тамбовское областное государственное унитарное предприятие «Тамбов-недвижимость»).

Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют.

АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления Области экстренной помощи из вышестоящего бюджета с целью погашения займов.

Ограниченная ликвидность бюджета Региона

Оценка ликвидности характеризуется небольшим объемом остатков на счетах при наличии некоторого объема невыбранных банковских кредитных линий со сроком выборки более года. На 01.10.2020 объем остатков на бюджетных счетах Области составил 45,4% от размера среднемесячных расходов за девять месяцев 2020 года, либо 10,1% совокупного долга. Модифицированный свободный денежный поток исключительно отрицательный и в среднем за период 2016–2020 годов составит порядка -2 млрд руб., что указывает на регулярную потребность Региона в привлечении ликвидности.

Рисунок 8. Баланс ликвидности4 Тамбовской области

Источник: Тамбовская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА


4 Отношение остатков денежных средств на счетах на начало месяца к расходам бюджета в предстоящем месяце.

В 2020 году Область дважды привлекала средства УФК на покрытие кассовых разрывов, в этой связи она не имеет права размещать средства на депозитах в банках. Область не испытывает трудностей в привлечении дополнительной ликвидности путем банковского кредитования.

Аналитические корректировки

Отсутствуют.

Ключевые допущения

  • снижение ННД в 2020 году не более чем на 3% по сравнению с 2019–м;
  • сохранение высокой зависимости доходной части бюджета от федеральных трансфертов;
  • сохранение высокой доли федеральных трансфертов в капитальных расходах.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли ННД в общих доходах (без учета субвенций);
  • рост уровня ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение объема трансфертов из федерального бюджета;
  • значительный рост долговой нагрузки по итогам текущего года;
  • снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Тамбовская область, 35002 (ISIN RU000A0JWT75), срок погашения — 20.09.2023, объем эмиссии — 1,6 млрд руб., — BBB+(RU).

Тамбовская область, 35003 (ISIN RU000A0JXVH8), срок погашения — 12.07.2024, объем эмиссии — 3,5 млрд руб., — BBB+(RU).

Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18), срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 3,0 млрд руб., — BBB+(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Тамбовской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.

Рейтинговая история

03.11.2020 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».

15.05.2020 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».

27.11.2019 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».

14.06.2019 — BBB+(RU), прогноз «Позитивный».

24.12.2018 — BBB+(RU), прогноз «Позитивный».

25.06.2018 — BBB+(RU), прогноз «Позитивный».

22.12.2017 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».

03.07.2017 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги  Тамбовской области и облигационных выпусков Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.  При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Тамбовской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были опубликованы АКРА 03.07.2017, 14.07.2017, 11.07.2017 и 13.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Тамбовской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тамбовской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели

 

2016

2017

2018

2019

Среднемесячная заработная плата, руб.

22 795

24 253

26 660

28 697

Среднегодовой прожиточный минимум, руб.

9 062

9 250

9 396

10 514

ВРП на душу населения, руб.

284 834

288 147

323 619

 

ВРП, млн руб.

297 740

298 791

331 631

 

Безработица, %

4,5%

4,4%

4,1%

3,5%

Темп прироста ВРП (в текущих ценах)

(-) 6,1%

0,4%

11,0%

 

Темп прироста ВРП (в постоянных ценах)

(-) 4,9%

1,0%

3,3%

 

Источник: Тамбовская область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные бюджетные показатели (млн руб.)

 

2016

2017

2018

2019

2020

(оценка АКРА)

Доходы бюджета

43 276

40 850

44 708

46 133

52 370

ННД

23 652

21 411

23 951

24 034

23 275

Налог на прибыль организаций

4 696

5 022

5 173

4 879

5 360

НДФЛ

9 434

7 069

7 695

8 044

7 692

Налоги на товары (включая акцизы)

3 340

2 923

3 157

3 767

3 772

Налоги на совокупный доход

968

1 098

1 361

1 612

1 542

Налоги на имущество

3 338

3 382

4 363

4 279

3 652

       Иные ННД

1 876

1 917

2 202

1 454

1 065

Безвозмездные поступления

19 624

19 438

20 757

22 099

29 095

Расходы бюджета

45 758

43 237

44 995

48 563

54 382

Текущие расходы

34 435

30 885

34 095

38 881

43 556

Расходы капитального характера

10 396

11 319

9 841

8 673

9 349

Процентные расходы

928

1 033

1 060

1 009

1 477

Дефицит (-) / профицит

(-) 2 482

(-) 2 387

(-) 287

(-) 2 430

(-) 2 012

Текущие доходы

37 462

34 542

38 862

40 785

47 103

Баланс текущих операций

3 027

3 657

4 767

1 904

3 547

Модифицированный бюджетный дефицит

(-) 2 479

(-) 2 476

(-) 274

(-) 2 430

(-) 2 012

Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Бюджетные коэффициенты

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов

7,3%

9,8%

11,1%

7,7%

8,1%

Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций)

55,5%

55,7%

56,3%

55,7%

54,1%

Усредненная доля капитальных расходов

24,7%

27,1%

24,7%

21,5%

20,0%

Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов

(-) 7,6%

(-) 7,2%

(-) 3,6%

(-) 4,8%

(-) 4,6%

Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки

 

2016

2017

2018

2019

2020

(оценка АКРА)

Совокупный объем долга, млн руб.

14 418

16 538

17 213

19 072

20 783

Облигации, млн руб.

1 600

8 100

8 100

8 100

7 700

Банковские кредиты, млн руб.

9 410

4 300

5 151

7 186

9 650

Бюджетные кредиты, млн руб.

3 408

4 138

3 962

3 786

3 433

Государственные гарантии, млн руб.

-

-

-

-

-

Долг, подлежащий погашению
в октябре — декабре 2020 года*, млн руб.

 

 

 

  

3 252*

Доля краткосрочного долга в совокупном долге

 

 

 

 

17,5%

* Информация по состоянию на 01.10.2020.

Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА

Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Соотношение долга и текущих доходов

38,5%

47,9%

44,3%

46,8%

44,1%

Соотношение долга и ВРП

4,3%

5,0%

5,1%

5,3%

5,7%

Соотношение усредненных процентных расходов
и совокупных расходов (за вычетом субвенций)

1,8%

2,2%

2,4%

2,3%

2,8%

Коэффициент ликвидности

 

 

 

 

37,0%

Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.