Кредитный рейтинг Краснодарского края (далее — Краснодарский край, Край, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки, низким риском рефинансирования долговых обязательств Края в среднесрочной перспективе, стабильными бюджетными показателями, умеренно высокой диверсификацией налоговых доходов и высоким уровнем собственной ликвидности бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают средние показатели социально-экономического развития.

Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа, в Крае проживает почти 4% населения РФ и создается порядка 3% совокупного валового регионального продукта (ВРП) российских регионов. Краснодарский край — устойчивый лидер по показателям сельского хозяйства среди субъектов РФ, крупный российский курорт и важный транспортный узел.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при минимальном риске рефинансирования долговых обязательств. По оценкам АКРА, соотношение долга Края и его текущих доходов может увеличиться с 35% на конец 2019–го до 45% на конец 2021 года; данный показатель говорит об умеренно низком уровне долговой нагрузки Региона. По состоянию на 01.11.2020 рыночный долг, представленный облигациями и банковскими кредитами с комфортным графиком погашения, составил, по оценке АКРА, 39% совокупного долга; 61% приходился на бюджетные кредиты, основная доля которых подлежит погашению после 2024 года. Текущий (на 01.11.2020) график погашения долга свидетельствует о минимальном риске его рефинансирования: в 2020–2023 годах ежегодный объем погашения (рефинансирования) не превышает 10% текущего объема долга. Расходы на обслуживание долга необременительны для бюджета Края (усредненный уровень1 процентных расходов в 2017–2021 годах составит менее 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций).


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Высокий уровень ликвидности бюджета. Край своевременно выполняет расходные обязательства и размещает временно свободные средства на банковских депозитах. На 01.11.2020 остатки на счетах по учету средств регионального бюджета превысили сумму долговых обязательств Края, подлежащих погашению до конца 2023 года.

Стабильные показатели бюджетного профиля. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в общих доходах Края (без учета субвенций) в 2017–2021 годах составит порядка 83%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за указанный период будет равно 12%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -1%. Данные показатели говорят о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на незначительную потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2017–2021 годах составят 14% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Капитальные расходы финансируются преимущественно за счет собственных средств, что позволяет рассматривать их в качестве возможного резерва для сокращения расходов в случае снижения доходов краевого бюджета.

Диверсифицированная экономика с показателями развития, близкими к среднестрановым. Среди основных отраслей, формирующих большую часть ВРП Региона, — транспорт и связь (по территории Края пролегают крупные трубопроводы), торговля и ремонт, сельское хозяйство (по объему производства сельскохозяйственной продукции Краснодарский край занимает лидирующие позиции среди регионов РФ). Кроме того, весомый вклад в ВРП вносят обрабатывающая промышленность (в частности, пищевое производство, чьи перспективы роста определяет переработка сельхозпродукции, и нефтепереработка), а также сектор услуг. Налоговая отдача от отраслей неравномерна, что связано с особенностями налогового законодательства и с присутствием на территории Края консолидированных групп налогоплательщиков. Наибольшую долю налоговых поступлений в бюджет Региона обеспечивают такие сектора, как «Оптовая торговля» и «Транспорт» (в частности, трубопроводный транспорт), которые, по оценке АКРА, в 2016–2019 годах формировали порядка 13 и 18% налоговых поступлений в бюджет Региона соответственно. ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня (72% в 2018 году). Безработица в Крае снизилась с 6,0% в 2015 году до 4,8% в 2019–м. В 2019 году среднемесячная заработная плата в Регионе втрое превысила региональный прожиточный минимум.

Ключевые допущения

  • снижение ННД в 2020 году не более чем на 17% по сравнению с уровнем 2019 года и их рост на 5% в 2021-м;
  • сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
  • сохранение высокого уровня собственной ликвидности.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение соотношения долга и текущих доходов Края до уровня ниже 30%;
  • рост гибкости расходов бюджета;
  • сокращение отставания экономических показателей Региона от среднестрановых уровней.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня самодостаточности бюджета Региона;
  • рост соотношения долга и текущих доходов Края выше 50%;
  • снижение капитальных расходов краевого бюджета до уровня ниже 10%;
  • значительное снижение уровня ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Краснодарский край, 35001 (ISIN RU000A0JXYS9), срок погашения — 09.08.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).

Краснодарский край, 35002 (ISIN RU000A0ZZ8X4), срок погашения — 03.06.2025, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).

Краснодарский край, 35003 (ISIN RU000A1011B5), срок погашения — 12.11.2026, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Краснодарского края, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Краснодарского края.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Краснодарского края и выпусков облигаций Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Краснодарского края и государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9) были опубликованы АКРА 18.10.2017, выпуска RU000A0ZZ8X4 — 17.10.2018, выпуска RU000A1011B5 — 12.11.2019.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Краснодарского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Краснодарским краем, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Краснодарского края, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.