Приведенная в настоящем отчете информация актуальна на 19.10.2020.

Компоненты кредитного рейтинга

Оценка экономического профиля

Оценка экономического профиля1

3

Оценка финансового профиля

Оценка финансового профиля2

6

Кредитный рейтинг

A-(RU)

Прогноз

«Стабильный»


1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.

Краткая информация о регионе

Тверская область (далее — Тверская область, Область, Регион) расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Регионе проживает почти 1% населения РФ и создается 0,5% суммарного российского валового регионального продукта (далее — ВРП). В 2018 году ВРП Области достиг 441,7 млрд руб. Тверская область занимает второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии среди областей ЦФО — 17% всей электроэнергии ЦФО по данным 2019 года. При этом экономика Области достаточно диверсифицирована, отсутствует критическая концентрация на одной отрасли/одном налогоплательщике.

В 2018 году структура ВРП распределялась следующим образом: 22% — обрабатывающие производства (пищевая промышленность, производство транспортных средств, производство машин и оборудования), 14% — оптовая и розничная торговля и ремонт, 9% — обеспечение электроэнергией, газом и паром, 8% — транспортировка и хранение, 7% — госуправление и обеспечение военной безопасности, соцобеспечение, 7% — сельское хозяйство, 6% — строительство. Вклад всех прочих отраслей составил 27%.

Факторы рейтинговой оценки

Традиционная структура экономики и значимые эффекты близости к мегаполисам

ВРП Региона распределяется в 4–5 дециль по методологии АКРА, т. е. абсолютный размер ВРП является сравнительно небольшим. Это утверждение справедливо и по отношению к среднедушевому ВРП, составляющему не более 60% от среднестранового показателя.

Согласно доступным за последние три года (2016–2018) данным, индекс физического объема ВРП превышал 1, однако динамика реального ВРП зачастую отстает от среднероссийских темпов роста.

Рисунок 1. Индексы физического объема ВРП

Источник: Тверская область, Росстат, расчеты АКРА

Экономика Области является диверсифицированной: в структуре ВРП отсутствует доминирующая отрасль.

Максимальный вклад в ВРП (от 18 до 22% в 2015–2018 годах) вносят обрабатывающие производства, структура которых разнородна. Наибольшие доли приходятся на пищевое производство (18% в 2018 году) и производство транспортных средств (30%).

Рисунок 2. Структура ВРП Тверской области в 2018 году

Источник: Тверская область, расчеты АКРА

В Области функционируют значимые для ее экономики предприятия пищевой промышленности (мясное, молочное производство, производство пива, кофе и другие).

На территории Области располагается ОАО «ТВЗ» — крупнейшее в России предприятие по производству железнодорожных пассажирских вагонов. Его деятельность полностью зависит от единственного заказчика (АО «ФПК»). В 2019 году между ОАО «ТВЗ» и АО «ФПК» был заключен контракт на поставку 3 730 пассажирских вагонов на общую сумму 237 млрд руб.

Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Тверской области, в 2019 году

Предприятие

Вид деятельности

Выручка в 2019 году, млн руб.

ОАО «ТВЗ»

Производство немоторных вагонов

72 464

ООО «ХКМ Евразия»

Производство машин
и оборудования для добычи полезных ископаемых
и строительства

17 762

АО «ДКС»

Производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей

17 690

АО «РН-Тверь»

Торговля розничная моторным топливом

16 801

ООО «ДСК»

Строительство автомобильных дорог и автомагистралей

15 302

ООО «Трансстройэксперт»

Деятельность автомобильного грузового транспорта

14 154

ООО «ТД КСК»

Торговля оптовая транспортными средствами

12 157

ООО «Дмитрогорский мясоперерабатывающий завод»

Производство мясной продукции

11 694

ООО «Газпром межрегионгаз Тверь»

Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям

11 167

ООО «СО «Тверьнефтепродукт»

Торговля розничная моторным топливом

10 516

АО «Каменская БКФ»

Производство бумаги
и картона

10 163

Источник: СПАРК-Интерфакс

На территории Области развивается особая экономическая зона туристическо-рекреационного типа «Завидово» (постановление о ее создании было подписано Правительством РФ 20.04.2015).

Налоговые поступления в бюджет Области диверсифицированы. Максимальная доля поступлений в бюджет приходится на обрабатывающие производства (от 15% в 2015 году до 24% в 2019 году). До четверти налоговых поступлений от обрабатывающего сектора формируется предприятиями, производящими транспортные средства
и оборудование. Другие значимые с точки зрения доли налоговых поступлений отрасли — торговля, транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи, производство, передача и распределение электроэнергии. Государственные сектора экономики формируют не более 18% налоговых поступлений ежегодно. Исходя из данных налоговой отчетности за восемь месяцев 2020 года, структура налоговых поступлений практически не изменилась.

Заработные платы в Регионе ниже, чем в среднем по стране, что, с одной стороны, ограничивает доходную базу бюджета (почти треть собственных доходов областного бюджета составляет НДФЛ), а с другой — формирует конкурентные преимущества: стоимость рабочей силы при удобной логистике. При этом миграционные проблемы (отток трудоспособного населения в Москву и Санкт-Петербург) негативно влияют на качество рабочей силы в Регионе.

Соотношение усредненных3 заработной платы и регионального прожиточного минимума не превышает 3.

Безработица, рассчитываемая по методологии МОТ, снизилась с 5,8% в 2016 году до 4% в 2019 году.


3 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Рост безвозмездных поступлений и сравнительно устойчивый среднегодовой объем поступлений по налогу на прибыль компенсируют растущие расходы бюджета

Бюджет Области характеризуется достаточно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в составе доходов, однако в 2019 и 2020 годах отмечается снижение их доли. Усредненная доля ННД Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2017 по 2021 год составит 78%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период составит 8%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов станет отрицательным в результате планируемых на 2020 и 2021 годы дефицитов. Комбинация этих показателей свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, но при финансировании капитальных расходов может возникать необходимость привлечения заемных средств.

Структура ННД бюджета устойчива: традиционно максимальную долю ННД составляют поступления от НДФЛ и налога на прибыль, которые формируют до 30% ННД каждый. Налоги на товары и услуги и налоги на имущество ежегодно формируют 15–20% ННД каждый.

Рисунок 3. Динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета Тверской области, млн руб.

* Оценка АКРА.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Согласно оценке Области, в 2020 году ННД областного бюджета возрастут на 5% относительно прошлого года. Текущий темп роста исполнения бюджета (по результатам семи месяцев 2020–го) также составляет 5% относительно аналогичного периода прошлого года.

Рисунок 4. Динамика поступлений по налогу на прибыль в бюджет Тверской области, млн руб.

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Тем не менее, учитывая помесячную динамику поступлений по налогу на прибыль (замедление поступлений в июле–августе), структуру этих поступлений (рост в первых месяцах года пришелся на налог на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков), а также принимая во внимание замедление экономики вследствие пандемии, АКРА полагает, что ННД Региона в 2020 году не превысят уровень 2019–го.

В результате дефицит бюджета по итогам года может возрасти относительно ожидаемых Областью значений почти в полтора раза.

По итогам года Область ожидает очень резкого роста расходов (на 34%). За семь месяцев текущего года расходы возросли на 30% относительно аналогичного уровня прошлого года. Расходы на здравоохранение выросли в два раза (на 3,3 млрд руб.), на национальную экономику — на 82% (на 3,8 млрд руб.), на социальную политику — на 20% (на 1,8 млрд руб). АКРА полагает, что планируемый рост расходов является достижимым.

Как и большинство субъектов РФ, Область ожидает существенного роста безвозмездных поступлений (на 48%) по итогам 2020 года. За семь месяцев текущего года рост безвозмездных поступлений составил 71% (5,1 млрд руб.), в том числе дотации и субсидии выросли на 1,9 млрд руб. (каждый вид трансфертов).

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в 2017–2021 годах будет находиться на достаточно высоком уровне — 14%. За счет собственных доходов Области финансируется порядка половины капитальных расходов. АКРА рассматривает капитальные расходы как возможный резерв для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части.

Область располагает возможностью удержать уровень долговой нагрузки

Принцип управления долгом Области — соблюдение соглашений с Минфином России о выдаче бюджетных кредитов. В настоящий момент АКРА не располагает точными параметрами изменения указанных условий, однако Агентство полагает, что Область и впредь будет придерживаться данного принципа. С учетом прогноза АКРА,
в котором ННД Региона по итогам года окажутся на уровне предыдущего года, соотношение долга Региона и его ННД по-прежнему будет находиться в пределах, обозначенных в соглашениях с Минфином России.

Долговая нагрузка на бюджет Тверской области характеризуется умеренно низким уровнем — на конец года соотношение долга и текущих доходов Области составит порядка 38%.

На 01.10.2020 долг Региона составлял 13,5 млрд руб. и был представлен бюджетными кредитами с погашением в 2020–2034 годах. Весь объем банковских кредитов, который на 01.01.2020 составлял 9,7 млрд руб., в начале года был погашен. Кредит Управления Федерального казначейства (УФК) не привлекался. На конец года, по прогнозу АКРА, долг может вырасти на 11% за счет привлечения банковских кредитов. Итоговый объем долга на конец 2020 года может зависеть от решения Региона использовать сложившийся объем ликвидности для финансирования будущего дефицита.

Рисунок 5. Структура государственного долга Тверской области, млн руб.

* Оценка АКРА.
Источник: Минфин России, Тверская область, расчеты АКРА

График погашения долга зависит от наличия банковских кредитов. По состоянию на 01.10.2020, когда банковские кредиты были погашены, график погашения был достаточно равномерным и определялся условиями соглашений с Минфином России о выдаче (реструктуризации) бюджетных кредитов.

Рисунок 6. График погашения государственного долга Тверской области на 01.10.2020, млн руб.

Источник: Тверская область, расчеты АКРА

Однако на начало текущего года в структуре долга присутствовали банковские кредиты, и график погашения был смещен в сторону 2020–2022 годов. В то же время максимальная доля погашения, приходившая на 2022 год, составляла лишь 29%.

АКРА ожидает, что на начало 2021 года график погашения может оказаться схожим с графиком на начало 2020 года (см. рис. 7).

Рисунок 7. График погашения государственного долга Тверской области на 01.01.2020, млн руб.

Источник: Тверская область, расчеты АКРА

Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит менее 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Совокупный долг муниципальных образований постепенно растет. В 2019 году он составил 2,8 млрд руб., что тем не менее не превышает четверти их собственных доходов.

АКРА не располагает сведениями о наличии у Тверской области просроченных долговых обязательств и случаев предоставления ей экстренной помощи из вышестоящего бюджета с целью погашения займов.

Просроченная кредиторская задолженность, по данным Области, отсутствует.

Сравнительно высокий уровень собственной ликвидности

В управлении ликвидностью Тверская область использует средства бюджетных и автономных государственных учреждений. Также области доступен кредит УФК, однако в течение 2020 года он не привлекался.

Среднее значение остатков на счетах с начала текущего года составило 8,6 млрд руб. (за 2019, 2018 и 2017 годы — 6,4, 4,3 и 1,7 млрд руб. соответственно), что позволяет Области своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи.

На 01.09.2020 объем остатков на счетах Области составлял сумму, эквивалентную половине долга.

Тверская область не размещает депозиты, хотя имеет на это право согласно статье 236 Бюджетного кодекса РФ.

Аналитические корректировки

Отсутствуют.

Ключевые допущения

  • капитальные расходы областного бюджета в 2020 году составят порядка 13% расходов без учета субвенций;
  • ННД Региона по итогам текущего года сохранятся на уровне 2019 года;
  • Область будет частично использовать накопленную ликвидность для финансирования дефицита бюджета в ближайшие три года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сохранение долговой нагрузки при одновременном сохранении объема ликвидности;
  • опережающий среднестрановые темпы рост ВРП и заработных плат в Регионе.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • резкое снижение ННД в отсутствие возможностей сократить расходы бюджета;
  • рост долговой нагрузки до уровня выше 55% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

19.10.2020 — А-(RU), прогноз «Стабильный»

30.04.2020 — BBB+(RU), прогноз «Позитивный»

15.11.2019 — BBB+(RU), прогноз «Позитивный»

28.05.2019 — BBB+(RU), прогноз «Позитивный»

07.12.2018 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»

09.06.2018 — BBB(RU), прогноз «Стабильный»

12.12.2017 — BBB(RU), прогноз «Стабильный»

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Тверской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Тверской области был опубликован АКРА 12.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тверской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тверской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели

 

2016

2017

2018

2019

Среднемесячная заработная плата, руб.

26 193

27 612

31 049

33 285

Среднегодовой прожиточный минимум, руб.

10 507

10 768

10 943

11 597

ВРП на душу населения, руб.

277 929

300 329

345 919

н. д.

ВРП, млн руб.

361 522

387 525

441 654

428 903*

Безработица, %

5,80%

4,50%

4,10%

4%

* Оценка Области.
Источник: Тверская область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные бюджетные показатели (млн руб.)

 

2016

2017

2018

2019

2020

(оценка АКРА)

Доходы бюджета

51 798

54 953

59 712

66 358

74 480

ННД

39 984

41 690

47 633

48 978

48 764

Налог на прибыль организаций

9 190

10 668

14 129

14 370

13 229

Налог на доходы физических лиц

12 194

12 285

13 456

14 500

14 328

Налоги на товары (включая акцизы)

6 897

5 981

6 267

7 320

8 544

Налоги на совокупный доход

1 966

2 273

2 810

3 196

2 959

Налоги на имущество

7 924

8 534

9 093

7 874

7 970

       Иные ННД

1 814

1 949

1 878

1 719

1 734

Безвозмездные поступления

11 814

13 262

12 080

17 380

25 716

Расходы бюджета

-47 403

-52 572

-53 505

-62 173

-83 616

Текущие расходы

-42 689

-45 097

-47 010

-54 465

-72 378

Расходы капитального характера

-3 759

-7 066

-6 377

-7 669

-10 389

Процентные расходы

-954

-409

-119

-40

-850

Дефицит (-) / профицит

4395

2380

6207

4184

-9137

Текущие доходы

49 709

51 638

58 357

62 172

68 885

Баланс текущих операций

7 020

6 541

11 347

7 707

-3 492

Модифицированный бюджетный дефицит

4 445

2 403

6 329

4 156

-9 134

Источник: Тверская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Бюджетные коэффициенты

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов

-

-

16%

14%

8%

Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций)

-

-

82%

80%

78%

Усредненная доля капитальных расходов

-

-

12%

13%

14%

Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов

-

-

8%

8%

-2%

Источник: Тверская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки

 

2016

2017

2018

2019

2020

(оценка АКРА)

Совокупный объем долга, млн руб.

26 379

25 645

24 611

23 180

25 841

Облигации, млн руб.

2 250

751

0

0

0

Банковские кредиты, млн руб.

8 850

10 000

10 414

9 680

13 735

Бюджетные кредиты, млн руб.

15 279

14 895

14 197

13 500

12 106

Государственные гарантии, млн руб.

0

0

0

0

Краткосрочный долг, млн руб.

11 267

12 413

5 248

5 013

3 394

Доля краткосрочного долга в совокупном долге

-

-

20%

20%

15%

Источник: Тверская область, расчеты АКРА

Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Соотношение долга и текущих доходов

-

-

42%

37%

38%

Соотношение долга и ВРП

-

-

6%

6%

6%

Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом субвенций)

-

-

1%

0,3%

1%

Коэффициент ликвидности

-

-

254%

331%

121%

Источник: Тверская область, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.