АКРА повысило кредитный рейтинг «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ПАО) до уровня BBB(RU), прогноз «Развивающийся»

Повышение кредитного рейтинга «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ПАО) (далее — Банк, АТБ, кредитная организация) отражает повышение оценки вероятности предоставления экстраординарной поддержки со стороны государства, а также одновременное улучшение оценок бизнес-профиля Банка с bb+ до bbb- и риск-профиля с критической до слабой. Вместе с тем оценка фактора «Фондирование и ликвидность» понижена с адекватной до удовлетворительной на фоне сохранения удовлетворительной оценки достаточности капитала. Дополнительными факторами, определяющими кредитный рейтинг АТБ, являются умеренная степень системной значимости Банка для экономики ряда российских регионов и сильное влияние государства на кредитоспособность Банка согласно методологии АКРА.

Сохранение «Развивающегося» прогноза отражает мнение АКРА о сохраняющейся вероятности продажи АТБ стороннему инвестору в ближайшие 12–18 месяцев. Согласно текущим планам Банка России как основного акционера, завершение сделки должно состояться в 2021–2022 годах.

АТБ — кредитная организация, занимающая на 01.10.2020 49–е место по размеру активов и 65–е место по размеру собственного капитала среди банков РФ. Банк развивается в формате универсальной кредитной организации, при этом основным направлением его деятельности является необеспеченное кредитование физических лиц. Ключевые регионы присутствия — Дальневосточный (ДФО) и Сибирский (СФО) федеральные округа. Почти 100% акций АТБ принадлежат ЦБ РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Повышение оценки вероятности предоставления экстраординарной поддержки со стороны государства является следствием изменений в Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством и отражает мнение Агентства о том, что организации, находящиеся под прямым контролем Банка России, имеют относительно большую возможность получения поддержки по сравнению с другими рейтингуемыми лицами. Кроме того, АТБ является значимым игроком на рынке финансовых услуг ДФО и СФО: в ряде субъектов РФ, входящих в состав двух указанных округов, на долю Банка приходится свыше 3% от общего объема средств физлиц, привлеченных в данных регионах. Банк обслуживает ряд бюджетных организаций и компаний, находящихся в государственной собственности (зарплатные проекты и расчетно-кассовое обслуживание).

Одновременно Агентство оценивает степень системной значимости АТБ как умеренную, учитывая ограниченную роль, которую играет деятельность Банка для существования и развития отдельных отраслей экономики, поддержания уровня жизни населения и формирования бюджетных доходов. Вместе с тем степень влияния государства оценивается Агентством как сильная. Государство сохраняет полный акционерный и операционный контроль над Банком. Функции по управлению Банком реализует УК ФКБС. С октября 2020 года в состав совета директоров, помимо представителя УК ФКБС, входят представители Банка России. В предыдущие годы государство оказывало Банку поддержку, предоставляя капитал и ликвидность.

Мнение АКРА касательно поддержки АТБ со стороны государства выражается в добавлении трех ступеней к уровню оценки собственной кредитоспособности (ОСК) Банка (bb).

Повышение оценки бизнес-профиля до удовлетворительной (bbb-) определяется преимущественно улучшением оценки диверсификации операционного дохода за счет расширения направлений деятельности. Агентство отмечает быстрый рост ипотечного портфеля, что позволит АТБ снизить зависимость от необеспеченного розничного кредитования. Стратегия АТБ направлена на дальнейшее расширение бизнеса в ДФО и СФО в формате универсального банка. Планы развития АТБ оцениваются АКРА как реалистичные и соответствующие макроэкономическим предпосылкам. Качество корпоративного управления соответствует масштабам деятельности АТБ и реализуемым им задачам. С апреля 2019 года в Банке действуют постоянные органы управления. С октября 2020 года в состав совета директоров входят независимые директора.

Агентство сохраняет удовлетворительную оценку достаточности капитала. По состоянию на 01.07.2020 значение норматива Н20.2 составляло 9,21% (7,56% на 01.07.2019), норматива Н1.2 на 01.10.2020 — 9,29% (8,77% на 01.07.2019). Вместе с тем Агентство отмечает высокую изменчивость показателей достаточности капитала (среднее значение норматива Н1.2 за последние 12 месяцев составило 8,55%) и ожидает, что планы кредитной организации будут оказывать на них давление на горизонте 12–18 месяцев. АКРА фиксирует стабилизацию способности Банка к генерации собственного капитала. По мнению Агентства, существующий буфер абсорбции непредвиденных убытков и текущая рентабельность операций позволяют Банку выдержать рост кредитного риска на 300–500 б. п. (в рамках проведенного стресс-теста). Показатели чистой процентной маржи (NIM) и отношения операционных расходов к операционным доходам (CTI), рассчитанные за 2017–2019 годы, составили 6,7 и 58% соответственно.

Повышение оценки риск-профиля Банка с критической до слабой отражает улучшение качества кредитного портфеля. Доля кредитов Стадии 3 по МСФО 9 на 30.06.2020 составила 17,5% портфеля (27,9% на 30.12.2019), что сопоставимо с уровнем проблемной и потенциально проблемной, по мнению АКРА, задолженности (15,5% портфеля). Улучшение качества портфеля связано с прекращением признания существенного объема просроченных кредитов. Кроме того, в первой половине 2020 года Банком был выдан сопоставимый объем ссудных требований относительно высокого качества. Благодаря высокой доле в портфеле кредитов, предоставленных физическим лицам, его концентрация остается невысокой — доля требований к десяти крупнейшим группам связанных заемщиков составляет менее 10% портфеля. Активизация выдачи ипотечных кредитов позволила Банку повысить уровень обеспеченности кредитного портфеля, что также позитивно влияет на оценку риск-профиля. Фактором, ограничивающим оценку, остаются ожидания быстрого наращивания портфеля ссудных требований.

Оценка фактора «Фондирование и ликвидность» изменена на удовлетворительную, что является следствием ухудшения оценки показателя дефицита краткосрочной ликвидности (ПДКЛ) в стрессовом сценарии АКРА, а также снижением показателя краткосрочной ликвидности (ПКЛ) по сравнению с предыдущим рейтинговым действием. К факторам таких изменений может быть отнесен рост краткосрочных сделок по обязательствам РЕПО, а также увеличение обязательств перед юридическими лицами. Также Агентство отмечает наличие разрыва ликвидности на горизонте до 90 дней. При этом показатель дефицита долгосрочной ликвидности (ПДДЛ) остается на адекватном уровне (55%). В структуре ресурсной базы Агентство отмечает снижение зависимости Банка от средств физических лиц до 59,2% обязательств (74,8% на 30.06.2019) при одновременном росте зависимости от крупнейших кредиторов (вкладчиков). По состоянию на 30.06.2020 доля средств крупнейшей группы кредиторов (вкладчиков) составляла 7,9% обязательств, десяти групп крупнейших групп кредиторов — 18,6%.

Ключевые допущения

  • сохранение акционерного и операционного контроля со стороны государства над деятельностью Банка до момента его продажи;
  • предоставление в случае необходимости Банком России дополнительного объема капитала и/или ликвидности.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Развивающийся» прогноз предполагает как возможное повышение, так и понижение кредитного рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение доли проблемной задолженности в кредитном портфеле Банка;
  • рост нормативов достаточности капитала при существенном улучшении способности к его генерации;
  • значительное улучшение позиции по ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение нормативов достаточности основного капитала;
  • ухудшение качества кредитного портфеля;
  • рост доли необеспеченного кредитования в кредитном портфеле;
  • рост зависимости ресурсной базы от средств физических лиц.

Компоненты рейтинга

ОСК: bb.

Корректировки: +3 ступени к ОСК для учета поддержки государства.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, Методология анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ПАО) был опубликован АКРА 20.11.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ПАО) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных «Азиатско-Тихоокеанским Банком» (ПАО), информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ПАО) по МСФО и отчетности «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ПАО), составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 № 4927-У. Кредитный рейтинг является запрошенным, «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ПАО), не выявлены.

АКРА оказывало «Азиатско-Тихоокеанскому Банку» (ПАО) дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.