Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО, Округ, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, высокой степенью самодостаточности и устойчивости бюджета и высоким уровнем его ликвидности, а также высокими показателями развития региональной экономики.

Являясь самостоятельным субъектом РФ, ЯНАО одновременно входит в состав Тюменской области1 и располагается в Уральском федеральном округе. Территория Округа относится к районам Крайнего Севера, а более половины его площади расположено за полярным кругом. В 2018 году валовый региональный продукт (ВРП) Региона составил порядка 3,6% совокупного ВРП субъектов РФ, а население — примерно 0,4% населения страны.


1 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 80% российского природного газа. Оценка экономического профиля ЯНАО обусловлена высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2018 году Регион занимал второе место среди субъектов РФ по данному показателю, в 2015–2018 годах усредненное2 значение данного показателя в 9,3 раза превышало усредненное среднестрановое значение.

В 2016–2019 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму стабильно росло (с 5 раз до 5,8 раза), а уровень безработицы (по методологии МОТ) был ниже среднероссийского показателя и сокращался с 2,6 до 1,9%.

Экономика Округа основана на добыче и реализации углеводородного сырья, обеспечивающих до 46% налоговых поступлений.

ЯНАО — один из основных федеральных регионов-доноров. За восемь месяцев 2020 года 81% налогов и сборов, собранных на территории Региона, был направлен в федеральный бюджет и только 19% поступило в консолидированный бюджет Округа. За этот же период вклад ЯНАО в общий объем поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в бюджет РФ составил 19% (второе место среди российских регионов).

Сбалансированный бюджет с высокой степенью самодостаточности и гибкости. Бюджет Региона характеризуется высокой операционной эффективностью: усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабильно положительное и за период 2017–2021 годов составит 26,6%.

В совокупном объеме доходов (без учета субвенций) большую часть составляют собственные доходы: в 2017–2021 годах усредненное соотношение собственных доходов и совокупных доходов (без учета субвенций) будет равно 94,6%.

В структуре налоговых и неналоговых доходов (ННД) Региона преобладают налог на имущество, который в 2016–2020 годах в среднем составит 38,9%, налог на прибыль — 35,9% и НДФЛ — 21,3%. Поступления по налогу на имущество более устойчивы к изменениям рыночной конъюнктуры, поэтому его высокая доля в налоговых поступлениях Региона обеспечивает стабильность доходной части бюджета.

Высокая гибкость бюджета Региона обусловлена высокой усредненной долей капитальных расходов в совокупных расходах, которая в 2017–2021 годах составит 28,9%. Более 90% капитальных расходов ЯНАО финансирует за счет собственных средств.

За девять месяцев 2020 года поступления по налогу на прибыль сократились на 52,5% относительно аналогичного периода прошлого года, однако поступления по налогам на имущество и НДФЛ выросли на 3,0 и 11,6% соответственно. По ожиданиям АКРА, ННД окружного бюджета в 2020 году сократятся примерно на 19%. Кроме того, в связи с эпидемиологической ситуацией совокупные расходы окружного бюджета могут вырасти на 13%, что приведет к дефициту бюджета на уровне 14% ННД. Гибкость бюджетных расходов, очень низкий уровень долговой нагрузки и значительный объем накопленной ликвидности окажут поддержку бюджету ЯНАО при снижении его доходов.


2Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Минимальный уровень долговой нагрузки. На начало 2020 года отношение долга к текущим доходам составило 7,3%. На конец 2020 года, по оценке АКРА, данное соотношение останется на низком уровне, несмотря на возможное сокращение доходов окружного бюджета.

Долговой портфель Региона по состоянию на 01.10.2020 представлен облигациями (80,5%) и государственными гарантиями (19,5%) и составляет 16,1 млрд руб. Риск рефинансирования долга минимален.

Расходы на обслуживание государственного долга Региона являются необременительными для его бюджета (соотношение усредненных за 2017–2021 годы процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета без учета субвенций составит 0,7%). В 2019 году процентные расходы были полностью покрыты процентными доходами Округа.

Долговая нагрузка муниципальных образований в 2016–2019 годах находилась на стабильно низком уровне, отношение совокупного долга к совокупной величине ННД муниципальных образований в 2019 году составило 0,3%.

Объем накопленной ликвидности многократно превышает платежи по обязательствам. ЯНАО обладает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах, который по состоянию на 01.10.2020 в 5,8 раза превышает объем совокупного долга и в 5,7 — среднемесячные расходы бюджета за девять месяцев 2020 года.

Ключевые допущения

  • сохранение социально-экономических показателей на высоком уровне;
  • снижение ННД в 2020 году не более чем на 19% по сравнению с 2019–м;
  • сокращение расходов бюджета при снижении поступлений ННД;
  • использование остатков средств на счетах для финансирования дефицита бюджета без увеличения долговой нагрузки.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня ликвидности до размера ежемесячных расходов;
  • превышение текущими расходами окружного бюджета его текущих доходов на 12%;
  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

ЯНАО, 35004 (ISIN RU000A0ZYM47), срок погашения — 25.12.2024, объем эмиссии — 5,5 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35003 (ISIN RU000A0ZYD55), срок погашения — 18.10.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35002 (ISIN RU000A0JX0Z8), срок погашения — 06.12.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Ямало-Ненецкого автономного округа, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Ямало-Ненецкого автономного округа и облигационных выпусков Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были опубликованы АКРА 27.06.2018.  Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Ямало-Ненецкого автономного округа, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.