Кредитный рейтинг Международного банка экономического сотрудничества (далее — МБЭС, Банк) обусловлен его высокими финансовыми показателями, основанными на сильной оценке достаточности капитала, удовлетворительной оценке риск-профиля, адекватной оценке фондирования и ликвидности, а также умеренно сильной оценке структуры собственности и степени поддержки Банка странами-акционерами.
МБЭС — международная финансовая организация, цель деятельности которой заключается в содействии развитию экономик стран-акционеров Банка, внешнеэкономических связей между хозяйствующими субъектами стран-акционеров, а также расширению их внешнеторговых отношений с контрагентами из третьих стран. Штаб-квартира Банка расположена в Москве. По состоянию на 30.06.2020 странами-акционерами МБЭС являются Российская Федерация (51,6%), Чешская Республика (13,3%), Республика Польша (12%), Республика Болгария (7,6%), Румыния (7,1%), Словацкая Республика (6,7%), Монголия (1,3%) и Социалистическая Республика Вьетнам (0,4%).
С момента создания в 1963 году Банк принимал участие в реализации международных инициатив, в частности, в качестве коллективной валютной и расчетной платформы Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), в состав которого входили нынешние участники Банка, а также его бывшие члены — ГДР, Венгрия и Куба.
После распада СССР в начале 1990–х Банк не вел активной деятельности. В 2018 году страны-акционеры МБЭС приняли решение о реформировании и возобновлении работы Банка, усилив его изначальный мандат.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Качество управления, качество стратегии и транспарентность операционной деятельности оцениваются как адекватные. Ключевыми аспектами перезапуска работы МБЭС в 2018 году были приход новой команды руководителей с международным опытом работы и реорганизация системы управления персоналом с целью привлечения наиболее профессиональной команды. После перезапуска МБЭС внес значительные изменения в систему корпоративного управления и реформировал кадровую политику, внедрив новые ключевые механизмы, такие как переход от системы формирования штатной структуры на основе страновых квот к системе, основанной на международной конкуренции, а также ряд иных управленческих политик.
Сильная позиция по капиталу. МБЭС поддерживает значительный уровень капитала, что позволяет Банку противостоять потенциальному существенному ухудшению качества активов, которое может быть вызвано системными событиями, такими как пандемия COVID-19. По состоянию на 30.06.2020 оплаченный капитал МБЭС составлял 200 млн евро, объявленный капитал — 400 млн евро. В то же время Банку все еще предстоит внедрить схему реализации неоплаченной части уставного капитала. По состоянию на 30.06.2020 показатель достаточности основного капитала (Tier–1), рассчитанный согласно базельским стандартам, был равен 43,74%. Согласно расчетам АКРА, рентабельность капитала МБЭС на ту же дату составляла 1,7%.
АКРА оценивает риск-профиль Банка как удовлетворительный. С конца 2019 года по 30.06.2020 общий объем активов Банка увеличился более чем на 13% (с 651 млн евро до 739 млн евро), что в основном обусловлено ростом кредитного портфеля и портфеля ценных бумаг. Кредитный портфель МБЭС на 30.06.2020 составлял около 47% всех активов Банка; почти две трети портфеля формируют выданные кредиты, при этом значительная доля ссудной задолженности обеспечена корпоративными, государственными либо другими гарантиями. Банк уделяет повышенное внимание торговому финансированию, объем которого на 30.06.2020 составил 78 млн евро, что на 86% превышает уровень аналогичного периода предыдущего года. Проблемные активы на балансе Банка отсутствуют, что свидетельствует о том, что весь их объем (39 млн евро по состоянию на момент возобновления деятельности МБЭС в 2018 году) был списан. Однако определенная доля кредитного портфеля относится к активам с низкой оценкой кредитоспособности. Банк продолжает наращивать объем своих портфелей и внедрять проверенные отраслевые методы управления рисками, ориентированные на обеспечение стабильной доступности ликвидности и существенного запаса финансовых средств, поддержание строгих критериев кредитного андеррайтинга и соблюдение нормативных требований при осуществлении казначейских операций.
Позиция Банка по ликвидности и фондированию оценивается как адекватная. Пассивы МБЭС умеренно диверсифицированы по источникам фондирования (индекс Херфиндаля — Хиршмана составляет 30%). Общий объем долгосрочных заимствований равен 214 млн евро (29% от общего объема фондирования, включая капитал). По состоянию на 30.06.2020 показатель чистого стабильного фондирования и показатель покрытия ликвидности составляли 125 и 113% соответственно. Размещение первого выпуска облигаций МБЭС на российском рынке состоялось в 2019 году, объем выпуска — 7 млрд руб. (около 100 млн евро на момент размещения), срок обращения — 10 лет. В конце первой половины 2020 года Банк осуществил размещение второго выпуска облигаций (объем — 5 млрд руб., срок обращения — 10 лет), а также привлек долгосрочный связанный кредит (под инфраструктурные проекты) в размере 41 млн евро.
АКРА оценивает поддержку со стороны стран-акционеров как умеренно сильную, принимая во внимание следующие факторы: (1) Агентство в целом высоко оценивает уровень значимости операций МБЭС для стран-акционеров; (2) средняя оценка кредитоспособности этих стран находится на умеренно сильном уровне. Оценка уровня поддержки со стороны стран-акционеров не ограничивает ОСК Банка, которая определяет итоговый рейтинг.
О системной значимости Банка также говорит тот факт, что МБЭС является соучредителем Международного фонда технологического развития наряду со своим основным акционером — Российской Федерацией. Банк также является доверенным лицом по аккумулированию активов и финансовым агентом этого фонда, который поддерживает применение и развитие технологий в государствах-членах МБЭС посредством предоставления льготных займов.
Кредитный рейтинг МБЭС по национальной шкале для РФ определен на уровне AAA(RU), прогноз «Стабильный», в соответствии с Методологией сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации.
Ключевые допущения
- сохранение уровня кредитоспособности стран-акционеров, а также уровня системной значимости МБЭС для них;
- сохранение принятой стратегии и бизнес-модели МБЭС на горизонте 12–18 месяцев;
- поддержание достаточности капитала на уровне, значительно превышающем 25%;
- дальнейшее совершенствование политик в области корпоративного управления и управления рисками.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга по международной шкале
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- значительное повышение оценки кредитоспособности ключевых стран-акционеров МБЭС при условии сохранения текущего уровня системной значимости МБЭС для них;
- заметное и устойчивое улучшение риск-профиля.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- ухудшение качества активов;
- значительное ухудшение оценок достаточности капитала и риск-профиля;
- ухудшение позиции по ликвидности и фондированию.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга по национальной шкале для РФ
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- снижение кредитного рейтинг МБЭС по международной шкале.
Компоненты рейтинга по международной шкале
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): a-.
Корректировки: отсутствуют.
Рейтинги выпусков
Биржевые облигации Международного банка экономического сотрудничества серии 001Р-02 (RU000A101RJ7), дата погашения — 03.06.2030, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AAA(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Международного банка экономического сотрудничества был присвоен по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов международным кредитным организациям и другим наднациональным институтам развития по международной шкале. Кредитные рейтинги Международного банка экономического сотрудничества и облигационного выпуска Международного банка экономического сотрудничества (RU000A101RJ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации, и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Международного банка экономического сотрудничества по международной шкале и национальной шкале для Российской Федерации были опубликованы АКРА 18.05.2020. Впервые кредитный рейтинг облигационного выпуска Международного банка экономического сотрудничества (RU000A101RJ7) по национальной шкале для Российской Федерации был опубликован АКРА 15.06.2020. Очередной пересмотр кредитных рейтингов и прогнозов по кредитным рейтингам Международного банка экономического сотрудничества, а также кредитного рейтинга указанного выпуска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Международным банком экономического сотрудничества, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности Международного банка экономического сотрудничества по МСФО. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Международный банк экономического сотрудничества принимал участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Международного банка экономического сотрудничества, не выявлены.
АКРА не оказывало Международному банку экономического сотрудничества дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.