Приведенная в настоящем отчете информация актуальна на 18.08.2020.
Компоненты кредитного рейтинга |
|
Оценка экономического профиля |
|
Оценка экономического профиля1 |
3 |
Оценка финансового профиля |
|
Оценка финансового профиля2 |
7 |
Кредитный рейтинг |
BBB+(RU) |
Прогноз |
«Стабильный» |
1Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
Краткая информация о регионе
Пензенская область (далее — Пензенская область, Область, Регион) расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), граничит с пятью регионами России. В Области проживает 0,9% населения страны. В Регионе расположены две территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). По оценке Области, объем валового регионального продукта (ВРП) за 2019 год составил порядка 430 млрд руб. (около 0,5% суммарного ВРП российских регионов). Крупнейшие города: Пенза, Кузнецк и Заречный (40, 6 и 5% населения соответственно).
Факторы рейтинговой оценки
Умеренные показатели развития экономики при диверсифицированной структуре налоговых поступлений
Экономика Пензенской области характеризуется умеренными показателями социально-экономического развития. В 2018 году ВРП на душу населения в Регионе составил 302 тыс. руб. Соотношение усредненных1 подушевого ВРП в Регионе и среднестранового показателя за период с 2015 по 2018 год составило 53%. В 2018 году ВРП Области в сопоставимых ценах увеличился на 3,2% и составил 401 млрд руб. (по итогам 2019 года Регион ожидает увеличения значения данного показателя до 430 млрд руб.), тогда как совокупный ВРП субъектов РФ вырос только на 2,8%. В течение последних десяти лет темпы прироста реального ВРП Области опережали среднероссийские показатели. Исключением стал 2016 год, когда Область вошла в число регионов, столкнувшихся с проблемой рецессии, в связи с чем темпы роста ее ВРП временно отставали от среднероссийских.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Рисунок 1. Динамика реального ВРП Пензенской области в сравнении с совокупным ВРП российских регионов
Источник: Росстат
Экономика Области характеризуется высокой степенью отраслевой диверсификации. Наибольшую долю ВРП Пензенской области по итогам 2018 года формировали предприятия обрабатывающей промышленности (20,3%). Вторую и третью по величине доли в структуре ВРП формировали торговля (оптовая и розничная и ремонт транспортных средств; 15,2%) и сельское хозяйство (12,2%). Бюджетный сектор также занимает значимую долю в структуре ВРП Области — по итогам 2018 года она составила порядка 16,4% ВРП Региона.
В структуре обрабатывающих производств лидирует производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (39% объема отгруженной продукции в 2018 году).
Рисунок 2. Структура ВРП Пензенской области в 2018 году
Источник: Росстат, расчеты АКРА
Негосударственный сектор экономики диверсифицирован. За последние четыре года наибольшая доля налоговых поступлений (12,7% — усредненная доля за 2016–2019 годы) приходилась на отрасли, связанные с оптовой и розничной торговлей. Отрасли обрабатывающей промышленности в совокупности обеспечивали порядка 24% налоговых поступлений Области. Сам сектор обрабатывающей промышленности
в Регионе достаточно диверсифицирован. Наряду с обрабатывающими производствами значимую роль в налоговых поступлениях играет государственный сектор, доля которого составляла порядка 23% налоговых доходов Области в 2016–2019 годах.
Крупнейшие компании Пензенской области связаны в основном с торговлей. По итогам 2019 года восемь из десяти крупнейших по выручке предприятий были заняты в сфере торговли. При этом важно отметить, что торговля осуществляется в сфере пищевой промышленности, производства алкоголя и табака.
Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Пензенской области, в 2019 году
Предприятие |
Вид деятельности |
Выручка, млн руб. |
Чистая прибыль, млн руб. |
---|---|---|---|
АО «Пензанефтепродукт» |
Торговля розничная моторным топливом |
21 189 |
764 |
ООО «Новые Фермы» |
Торговля оптовая мясом |
20 714 |
11 |
ООО «ПензаМолИнвест» |
Выращивание сельскохозяйственной птицы на мясо |
18 819 |
1 180 |
ООО «Альфа Пенза» |
Торговля розничная алкогольными напитками |
16 243 |
(-)43 |
ООО «ТНС энерго Пенза» |
Торговля электроэнергией |
13 997 |
88 |
ООО «Лабиринт» |
Торговля розничная напитками |
13 234 |
175 |
АО «Васильевская Птицефабрика» |
Разведение сельскохозяйственной птицы |
11 529 |
1 297 |
ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» |
Торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям |
10 847 |
11 |
ООО ТБ «Стандарт» |
Торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями |
10 503 |
175 |
ООО «Караван» |
Торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия |
9 589 |
59 |
Источник: СПАРК-Интерфакс
Отношение усредненных средней номинальной начисленной заработной платы к региональному прожиточному минимуму демонстрирует тенденцию к росту — 3 в 2019 году по сравнению с 2,8 в 2017–м.
По итогам 2019 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, в Области составил 4,4%, что ниже среднестранового уровня (4,6%).
Демографическая ситуация в Регионе в 2010–2019 годах характеризуется миграционным оттоком (за исключением 2014 года) и естественной убылью населения, в результате чего численность населения в указанный период устойчиво снижалась в среднем на 0,5% ежегодно.
Рисунок 3. Динамика и факторы изменения численности населения Пензенской области в 2010–2019 годах
Источник: Росстат
Стабильные показатели бюджетного профиля
Бюджет Области характеризуется умеренно высокой долей собственных доходов. Усредненный показатель доли налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах (без учета субвенций) стабилен. На период с 2017 по 2021 год Агентством прогнозируется незначительное снижение показателя до 63% (65% за период с 2016 по 2020 год) в связи с ростом объема безвозмездных поступлений.
Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет находиться на уровне 7%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов станет слабоотрицательным. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, но при финансировании капитальных расходов возникает необходимость привлечения заемных средств.
Бюджет Региона характеризуется высокой устойчивостью налоговых поступлений, так как в структуре преобладают наиболее стабильные виды налогов: доля поступлений по НДФЛ в среднем составляет порядка 32% ННД, доля поступлений по налогу на товары и услуги — около 23% ННД, поступлений по налогу на имущество — 15%. Поступления по налогу на прибыль также формируют высокую долю ННД (19%), волатильность этого налога сглаживается поступлениями от других видов налогов и не оказывает значительного влияния на бюджет.
Рисунок 4. Динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета Пензенской области, млн руб.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Закон об областном бюджете4 предусматривает увеличение ННД Региона в 2020 году только на 6% при росте расходов на 14%. Тем не менее благодаря плановому приросту безвозмездных поступлений (на 24%) существенного дефицита бюджета не ожидается (дефицит регионального бюджета запланирован на уровне 2% ННД).
4Закон Пензенской области от 23.12.2019 № 3435-ЗПО (ред. от 17.07.2020) «О бюджете Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (принят ЗС Пензенской области 19.12.2019).
За пять месяцев 2020 года поступления по налогу на прибыль сократились на 18% относительно предыдущего года, по налогам на совокупный доход — на 20%, по налогам на товары и услуги — на 20%. Сокращение поступлений по НДФЛ за указанный период составило 5%. По ожиданиям АКРА, в 2020 году налоговые поступления в бюджет Региона могут сократиться на 14% относительно 2019 года, что не позволит исполнить плановые значения, указанные в законе об областном бюджете. При этом Агентство ожидает сокращения темпов прироста совокупных расходов Области с 14 до 6%, что наряду с высоким уровнем безвозмездных поступлений позволит избежать чрезвычайного роста дефицита регионального бюджета, который будет сформирован на уровне 10% ННД.
Безвозмездные поступления в 2016–2019 годах демонстрировали разноплановую динамику. Так, в 2016–2017 годах отмечалось сокращение на 2 и 6% соответственно, а в 2018–2020 годах наблюдается рост указанного показателя (в 2018 году — на 39%, в 2019 году — на 9%; в 2020 году рост безвозмездных поступлений, согласно оценке АКРА, составит 25%).
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в 2017–2021 годах находится на умеренно высоком уровне — 17%. За счет собственных доходов Области финансируется порядка половины капитальных расходов. АКРА рассматривает их в качестве возможного резерва для сокращения расходов бюджета в случае критического снижения его доходной части.
С 2016 по 2018 год бюджет Региона исполнялся с небольшим профицитом — до 2% ННД. В 2019 году Регион исполнил бюджет с дефицитом в размере 2% ННД. Принимая во внимание снижение налоговых поступлений, АКРА ожидает, что дефицит регионального бюджета в 2020 году составит 3 млрд руб., наибольшая часть которого будет профинансирована за счет привлечения заемного финансирования (преимущественно банковскими кредитами).
Снижение рисков рефинансирования
Долговая нагрузка Пензенской области характеризуется умеренно низким уровнем. На начало 2020 года долг Региона составил 20,1 млрд руб. и был представлен коммерческими и бюджетными кредитами (54,66 и 45,29% соответственно). Выданные Регионом гарантии составляли 0,05% его долгового портфеля. Портфель банковских кредитов не диверсифицирован и в 2020 году целиком приходится на ПАО Сбербанк.
По оценке АКРА, в связи с ожидаемым снижением доходов области государственный долг Региона может увеличиться на 13% по итогам 2020 года, в основном ввиду привлечения средств коммерческих банков.
Рисунок 5. Структура государственного долга Пензенской области, млн руб.
Источник: Минфин России, Пензенская область, расчеты АКРА
По состоянию на 01.01.2020 государственный долг характеризовался неравномерным графиком погашения: основной объем погашения (7,5 млрд руб., или 38% совокупного показателя) приходился на 2021 год. В этой связи в марте 2020 года Область рефинансировала обязательства по банковским кредитам, одновременно сократив размер процентных платежей. По состоянию на 01.08.2020 долг Региона составил 21 млрд руб. с учетом привлеченного кредита Управления Федерального казначейства (УФК) объемом 1 млрд руб.
В оставшийся период 2020 года Области предстоит погасить 1,8 млрд руб. (9% объема долга). В ближайшие три года Пензенской области предстоит выплатить не более 24% долга с учетом старого графика реструктуризации бюджетных кредитов. Таким образом, доля краткосрочного долга минимальна и по итогам 2020 года составит 4%.
Рисунок 6. График погашения государственного долга Пензенской области на 01.08.2020, млн руб.
Источник: Минфин России, Пензенская область, расчеты АКРА
На 01.01.2020 соотношение долга и текущих доходов Области составило 38%. По итогам 2020 года, по прогнозу АКРА, данный показатель вырастет до 44% в связи с возможным сокращением ННД. Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит порядка 1% усредненных совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Совокупный долг муниципальных образований за период с 2016 по 2019 год не превышал 6,8 млрд руб., что в среднем эквивалентно 70% их собственных доходов.
АКРА не располагает сведениями о наличии у Пензенской области просроченных долговых обязательств и случаев предоставления ей экстренной помощи из вышестоящего бюджета с целью погашения займов.
Низкий уровень собственной ликвидности
Регион характеризуется низким уровнем ликвидности. На 01.08.2020 объем остатков на бюджетных счетах Области составил 1,5 млрд руб. Объем указанных остатков на 29% покрывает среднемесячные расходы Области за семь месяцев 2020 года, а также 7% государственного долга Области.
Рисунок 7. Баланс ликвидности5 Пензенской области
5 Соотношение остатков денежных средств на счетах на начало месяца и расходов бюджета в течение предстоящего месяца.
Источник: Пензенская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Область имеет возможность привлекать кредиты УФК в целях финансирования части прогнозируемых кассовых разрывов в течение года. Использование кредитов, предоставленных УФК, в совокупности с привлечением банковских кредитов не оказывает существенного влияния на рост процентных расходов.
Аналитические корректировки
Отсутствуют.
Ключевые допущения
- снижение ННД Области не более чем на 14% относительно показателей 2019 года;
- сокращение расходов бюджета Области относительно показателя 2019 года при снижении доходной части бюджета;
- исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом не более 10% ННД;
- рост долга в 2020 году не более чем на 13%.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- устойчивый рост ликвидности бюджета;
- сокращение долговой нагрузки;
- сохранение модифицированного бюджетного дефицита на положительном уровне.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост доли краткосрочного долга;
- снижение доли собственных доходов бюджета;
- резкий рост потребности в долговом финансировании.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
18.08.2020 — BBB+ (RU), прогноз «Стабильный»
28.02.2020 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»
09.09.2019 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»
21.03.2019 — uBBB+(RU), прогноз «Стабильный»
20.09.2018 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Пензенской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Пензенской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
Приложение
Таблица 1. Сводные экономические показатели
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
---|---|---|---|---|
Среднемесячная заработная плата, руб. |
25 337 |
26 238 |
28 968 |
30 762 |
Среднегодовой прожиточный минимум, руб. |
9 069 |
9 345 |
9 527 |
10 117 |
ВРП на душу населения, руб. |
259 366 |
274 369 |
302 304 |
|
ВРП, млн руб. |
348 877 |
366 720 |
400 517 |
|
Безработица, % |
4,6% |
4,5% |
4,4% |
4,3% |
Темп прироста ВРП (в текущих ценах) |
1,6% |
5,1% |
9,2% |
|
Темп прироста ВРП (в постоянных ценах) |
(-) 3,0% |
1,9% |
3,2% |
|
Источник: Пензенская область, Росстат, расчеты АКРА
Таблица 2. Сводные бюджетные показатели (млн руб.)
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
---|---|---|---|---|---|
Доходы бюджета |
47 113 |
47 660 |
55 930 |
58 126 |
59 150 |
ННД |
30 705 |
32 288 |
34 553 |
34 825 |
30 063 |
Налог на прибыль организаций |
6 320 |
6 775 |
6 771 |
6 393 |
4 947 |
Налог на доходы физических лиц |
9 178 |
9 821 |
10 864 |
11 410 |
10 888 |
Налоги на товары (включая акцизы) |
8 031 |
7 757 |
7 964 |
7 521 |
6 054 |
Налоги на совокупный доход |
2 012 |
2 333 |
2 788 |
3 256 |
2 593 |
Налоги на имущество |
4 388 |
4 625 |
5 150 |
5 190 |
4 682 |
Иные ННД |
757 |
953 |
991 |
1 025 |
871 |
Безвозмездные поступления |
16 408 |
15 373 |
21 377 |
23 301 |
29 087 |
Расходы бюджета |
46 495 |
47 526 |
55 523 |
58 735 |
62 194 |
Текущие расходы |
41 669 |
43 787 |
49 554 |
46 236 |
50 962 |
Расходы капитального характера |
3 825 |
2 872 |
5 063 |
11 621 |
10 459 |
Процентные расходы |
1 002 |
867 |
906 |
877 |
772 |
Дефицит (-) / профицит |
617 |
135 |
407 |
(-) 609 |
(-) 3 043 |
Текущие доходы |
45 080 |
46 825 |
54 279 |
52 476 |
50 908 |
Баланс текущих операций |
3 411 |
3 039 |
4 726 |
6 239 |
(-) 54 |
Модифицированный бюджетный дефицит |
(-) 41 |
704 |
222 |
(-) 47 |
(-) 2 691 |
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Таблица 3. Бюджетные коэффициенты
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
---|---|---|---|---|---|
Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов |
3,8% |
5,7% |
7,4% |
10,0% |
6,9% |
Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций) |
65,8% |
69,4% |
67,3% |
65,3% |
63,2% |
Усредненная доля капитальных расходов |
7,8% |
7,1% |
8,5% |
15,1% |
17,1% |
Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов |
-2,2% |
0,2% |
0,4% |
0,2% |
-2,5% |
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
---|---|---|---|---|---|
Совокупный объем долга, млн руб. |
21 209 |
20 226 |
20 209 |
20 051 |
22 613 |
Облигации, млн руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
Банковские кредиты, млн руб. |
11 347 |
10 295 |
10 703 |
10 960 |
14 339 |
Бюджетные кредиты, млн руб. |
9 812 |
9 898 |
9 489 |
9 081 |
8 264 |
Государственные гарантии, млн руб. |
51 |
33 |
16 |
10 |
10 |
Краткосрочный долг, млн руб. |
|
|
3 425 |
414 |
822 |
Доля краткосрочного долга в совокупном долге |
|
|
16,9% |
2,1% |
4,1% |
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
---|---|---|---|---|---|
Соотношение долга и текущих доходов |
47,0% |
43,2% |
37,2% |
38,2% |
44,4% |
Соотношение долга и ВРП |
6,3% |
5,8% |
5,4% |
4,9% |
5,2% |
Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом субвенций) |
2,5% |
2,2% |
1,9% |
1,7% |
1,5% |
Коэффициент ликвидности |
|
|
14,2% |
39,5% |
5,8% |
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА