АКРА подтвердило кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» (далее — ПСБ, Банк) на уровне АА(RU), прогноз «Стабильный», а также кредитный рейтинг выпуска облигаций Банка (ISIN RU000A101U38) — на уровне АА(RU).

Кредитный рейтинг Банка обусловлен его высокой системной значимостью, что подтверждается наличием у ПСБ статуса опорного банка для оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) страны, а также очень сильным влиянием государства на его кредитоспособность. При этом АКРА ожидает, что позиции Банка в ОПК в дальнейшем будут укрепляться. Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) ПСБ отражает его умеренно сильный бизнес-профиль, адекватную достаточность капитала, низкую оценку риск-профиля и адекватную позицию по фондированию и ликвидности.

По мнению АКРА, в случае реализации сценария системного экономического стресса и/или существенного ухудшения показателей собственной кредитоспособности Банка государство предоставит ему достаточный объем экстраординарной поддержки в форме капитала и/или ликвидности для удовлетворения требований кредиторов. Поэтому при проведении рейтингового анализа АКРА использовало Методологию анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая оценка системной значимости ПСБ обусловлена доминирующей ролью Банка в обслуживании оборонных предприятий страны. Это выражается в том, что значительная часть финансирования ОПК осуществляется через ПСБ за счет консолидации сопровождения гособоронзаказа (далее — ГОЗ) и иных крупных государственных контрактов. В настоящее время процесс передачи Банку оборонных кредитов из других банков вместе с капиталом находится в активной стадии. Ожидается, что к концу 2021 года в портфеле Банка будет около 70% общего объема ГОЗ.

Кроме того, Банк сохраняет значимые позиции в банковской системе РФ, поэтому его дефолт может привести к кризису доверия как по отношению к российскому банковскому сектору в целом, так и к госбанкам РФ в частности, и возникновению системного банковского кризиса, а также создать существенные финансовые и репутационные риски для государства и риски социального характера. При этом ПСБ активен на рынке сделок M&А.

Еще одним важным фактором высокой системной значимости Банка является значительный объем оказанной ему в 2017–2020 годах государственной поддержки в форме капитала и ликвидности.

Очень сильное влияние государства на кредитоспособность. Банк полностью принадлежит Российской Федерации. Готовность государства оказать ПСБ экстраординарную поддержку в форме капитала и/или ликвидности, а также факты государственной поддержки в целях обеспечения адекватного уровня капитала и ликвидности и замещения оттоков клиентских средств также свидетельствуют об очень сильных связях Банка с государством.

Основным фактором, ограничивающим рейтинг ПСБ на уровне «паритет с РФ минус 2 ступени», является доминирующая, но пока еще не ключевая позиция Банка в сфере обслуживания предприятий ОПК.

Умеренно сильный бизнес-профиль (а-) определяется в первую очередь рыночными позициями Банка и универсальностью характера его операций. Стратегия Банка выглядит достаточно агрессивной, что продиктовано статусом ПСБ как опорного для ОПК банка страны и его стремлением сохранить свои позиции в традиционных сегментах банковской деятельности. Вместе с тем операционная эффективность ПСБ пока находится на относительно низком уровне (по итогам 2019 года показатель NIM (net interest margin) составил около 3%, CTI (cost to income) — 55%), хотя признаки ее продолжающегося повышения отмечаются в 2020 году.

Адекватная позиция по капиталу обусловлена приемлемым уровнем показателей достаточности капитала как по регулятивным нормам (норматив Н1.2 составил 10,5% на 01.09.2020), так и по базельским стандартам (Tier-1 превышает 10%), что позволяет Банку выдерживать рост кредитного риска более 500 б. п. Вместе с тем коэффициент усредненной генерации капитала (КУГК), рассчитываемый за последние пять лет, отрицательный, что обусловлено созданием значительного объема резервов в 2017 и 2018 годах.

Критическая оценка риск-профиля является результатом низкого качества кредитного портфеля (на 30.06.2020 портфель до вычета резервов составил 57% активов, увеличившись за последние 12 месяцев на 55%) ввиду повышенной доли проблемной задолженности — 17,3% ссуд (из них NPL90+ — 16,6%, а кредиты, которые АКРА считает проблемными или потенциально проблемными на основании анализа 30 крупнейших групп заемщиков, — 0,7%; при этом уровень резервирования проблемной задолженности составил 91%) — и концентрации на 10 крупнейших группах заемщиков. Вместе с тем доля кредитов, выданных компаниям высокорискованных отраслей, является умеренной (не более 70% основного капитала), объем рыночного риска — приемлемым.

Адекватная позиция по ликвидности обусловлена достаточным объемом высоколиквидных активов для покрытия потенциального оттока средств, в связи с чем показатель дефицита краткосрочной ликвидности выполняется с запасом как в базовом сценарии, так и стрессовом. На более длительных сроках значительных дисбалансов ликвидности не отмечается, крупных погашений на горизонте ближайших 12 месяцев не ожидается.

Сбалансированный профиль фондирования. Ресурсная база Банка характеризуется невысокой диверсификацией и концентрацией на крупнейших кредиторах ввиду значительного объема средств, приходящихся на государственные структуры.

Ключевые допущения

  • осуществление мер государственной нефинансовой поддержки Банка;
  • предоставление достаточного объема капитала и ликвидности со стороны государственных структур в случае необходимости;
  • сохранение принятой бизнес-модели Банка на горизонте 12–18 месяцев.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение Агентством оценки поддержки со стороны государства ввиду усиления системной значимости Банка для экономики России.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • потеря акционерного или операционного контроля над ПСБ со стороны государства;
  • существенное снижение уровня системной значимости Банка.

Компоненты рейтинга

ОСК: bbb+.

Корректировки: поддержка государства, паритет с РФ минус 2 ступени.

Рейтинги выпусков

Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-01 (RU000A101U38), срок погашения — 23.06.2022, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Эмиссия является старшим необеспеченным долгом Банка. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпуска АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Банка. Согласно методологии АКРА, кредитный рейтинг эмиссии приравнивается к кредитному рейтингу Банка и устанавливается на уровне AA(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги ПАО «Промсвязьбанк» и облигационного выпуска ПАО «Промсвязьбанк» (ISIN RU000A101U38) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» и кредитный рейтинг выпуска облигаций ПАО «Промсвязьбанк» (ISIN RU000A101U38) были опубликованы АКРА 30.10.2018 и 25.06.2020 соответственно.  Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «Промсвязьбанк», а также кредитного рейтинга выпуска облигаций ПАО «Промсвязьбанк» (ISIN RU000A101U38) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ПАО «Промсвязьбанк», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности ПАО «Промсвязьбанк» по МСФО и отчетности ПАО «Промсвязьбанк», составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 № 4927-У. Кредитные рейтинги являются запрошенными, ПАО «Промсвязьбанк» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «Промсвязьбанк», не выявлены.

АКРА оказывало ПАО «Промсвязьбанк» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Михаил Полухин
Директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 03 47
Сурен Асатуров
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 130

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.