Кредитный рейтинг Томска (далее — Томск, Город) обусловлен стабильными показателями городской экономики и ограниченными возможностями по увеличению доходной базы бюджета Города. Поддержку кредитному рейтингу оказывают устойчивый поток налоговых поступлений в бюджет от промышленного сектора Города и низкий уровень долговой нагрузки. Рейтинг сдерживается зависимостью доходной части городского бюджета от трансфертов из бюджета Томской области, а также ограниченным уровнем ликвидности, недостаточным для финансирования возможного дефицита.
Томск является административным центром Томской области (Сибирский федеральный округ). Население Города в 2019 году составило 598 тыс. человек. По оценке АКРА, доля Города в объеме отгруженной продукции Томской области ежегодно составляет порядка 30%.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Томске расположены крупные промышленные предприятия, среди которых: ООО «Томскнефтехим» (производство химических органических веществ), ООО «Газпром трансгаз Томск» (транспортировка газа по трубопроводам), ООО «Газпромнефть-Восток» (добыча нефти), АО «Томскгазпром» (добыча природного газа), ООО «КДВ Групп» (оптовая торговля пищевыми продуктами), ОАО «Томское пиво» (производство пива). В структуре отгруженной продукции наибольшую долю (порядка 79%) занимает обрабатывающая промышленность.
По итогам 2019 года усредненная1 номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций на территории Города почти в 3,5 раза превысила прожиточный минимум в Томске. Уровень официально зарегистрированной безработицы по Городу почти в два раза ниже уровня безработицы, зафиксированного в Томской области.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Положительная операционная эффективность и невысокая потребность в долговом финансировании. По итогам 2019 года бюджет Города был исполнен с дефицитом 3% (187 млн руб.) налоговых и неналоговых доходов (ННД). ННД Города увеличились на 2% (+147 млн руб.) в основном благодаря росту поступлений от НДФЛ на 7% (+239 млн руб.) по итогам года. Трансферты в 2019-м увеличились на 20% (+1,9 млрд руб.) по сравнению с показателем 2018 года. Совокупные доходы Томска выросли на 12%, а расходы — на 14%.
Решение о городском бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов предусматривает рост ННД на 6% и снижение расходов на 2% по итогам 2020 года. По прогнозам АКРА, в 2020 году налоговые поступления будут сокращаться. Агентство ожидает, что в этом случае Город может еще больше сократить расходную часть бюджета относительно запланированного уровня, а образовавшийся дефицит будет профинансирован в основном за счет привлечения долга и частично за счет остатков на счетах.
Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2016–2020 годах составит 5%, годом ранее показатель был на уровне 6%.
Модифицированный бюджетный дефицит отрицателен: его усредненное значение за период с 2016 по 2020 год составит -0,02 (-0,01 годом ранее). Положительная операционная эффективность в совокупности с невысокой потребностью в долговом финансировании позволяет Городу обеспечивать текущие расходы практически без привлечения заемных средств.
Усредненная доля ННД без учета субвенций составит в 2016–2020 годах 58%. Основная часть ННД в бюджете Города формируется за счет поступлений от НДФЛ (48% в 2019 году), налогов на имущество (23%) и налогов на совокупный доход (15%).
Невысокая долговая нагрузка может значительно возрасти в будущем на фоне ограниченной ликвидности. По состоянию на 01.01.2020 совокупный объем долга Города составлял 3,6 млрд руб., соотношение долга и текущих доходов было равно 23%. Долг на 53% состоял из облигаций, из которых 13% было представлено облигациями для населения, оставшаяся часть долга приходилась на коммерческие кредиты. Весь объем долга подлежит погашению в 2020–2024 годах, при этом в 2020-м погашению подлежит 31% долговых обязательств. По мнению Агентства, в условиях экономического спада и снижения собственных доходов Города уровень долговой нагрузки может существенно увеличиться. Долг Города может составить 34% от его текущих доходов, однако долговая нагрузка Томска, по методологии АКРА, останется в пределах умеренно низкого уровня.
По итогам 2019 года соотношение долга и ННД составило 49%. Значительная разница между отношением долга к ННД и отношением долга к текущим доходам объясняется большим объемом доходов, поступающих в виде трансфертов, что характерно для бюджетов большинства муниципальных образований. На конец текущего года Город прогнозирует соотношение долга и ННД на уровне 56%; АКРА полагает, что показатель может возрасти до 72%.
Процентные расходы необременительны: ежегодно они составляют порядка 2% расходов без учета субвенций.
Среднемесячные остатки на счетах бюджета Томска в течение 2019 года покрывали не более половины его ежемесячных расходов. Остатки средств на начало года в совокупности со свободным остатком по открытым кредитным линиям со сроком погашения более одного года покрывали порядка 38% общего объема долга Города. Для покрытия кассовых разрывов и для экономии на процентных платежах Томск использует короткие кредиты Управления Федерального казначейства с целью рефинансирования наиболее дорогих обязательств. АКРА полагает, что ограниченная ликвидность не позволит избежать возможных рисков рефинансирования долговых обязательств и роста долга в случае исполнения бюджета по итогам года с дефицитом.
Ключевые допущения
- дефицит бюджета не более 18% ННД по итогам 2020 года;
- сокращение совокупных доходов в 2020 году на 16% от уровня 2019 года;
- снижение текущих расходов на 10% относительно уровня 2019 года при сохранении запланированного уровня капитальных расходов;
- финансирование большей части дефицита бюджета за счет привлечения долгового финансирования.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- снижение зависимости от вышестоящего бюджета;
- рост налоговых поступлений за счет увеличения собственной налоговой базы;
- привлечение кредитных средств с более длинными сроками погашения;
- исполнение бюджета без дефицита по итогам 2020 года;
- рост операционной эффективности бюджета в совокупности со снижением потребности в привлечении долгового финансирования;
- значительный рост ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение уровня операционной эффективности бюджета в связи с недополучением собственных доходов;
- снижение величины модифицированного бюджетного дефицита ниже текущих значений;
- сокращение ликвидности бюджета;
- рост долговой нагрузки на бюджет Города.
Рейтинги выпусков
Обоснование. Перечисленные ниже облигационные выпуски Томска, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томска — ВВВ(RU).
Ключевые характеристики выпусков
1) Регистрационный номер / ISIN: RU34006TOM1 / RU000A0JWZ10
Объем эмиссии / в обращении | 1 млрд руб. / 400 млн руб. |
Дата выпуска / дата погашения | 15.11.2016/ 14.11.2021 |
2) Регистрационный номер / ISIN: RU34007TOM1 / RU000A1018A2
Объем эмиссии / в обращении | 1 млрд руб. /1 млрд руб. |
Дата выпуска / дата погашения | 24.12.2019 / 22.12.2024 |
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Томска и выпусков облигаций Томска (ISIN RU000A0JWZ10, RU000A1018A2) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Кредитный рейтинг Томска и кредитные рейтинги выпусков государственных ценных бумаг Томска (ISIN RU000A0JWZ10, RU000A1018A2) были присвоены АКРА впервые. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томска, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томска (ISIN RU000A0JWZ10, RU000A1018A2) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Томском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томска принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Томска, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Томска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.