* Приведенная в настоящем отчете информация актуальна на 29.04.2020.

Компоненты кредитного рейтинга

Оценка экономического профиля

Оценка экономического профиля1

1

Оценка финансового профиля

Оценка финансового профиля2

3

Кредитный рейтинг

AА+(RU)

Прогноз

«Стабильный»

 

1Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка. 2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.

Краткая информация о регионе

Московская область (далее — Московская область, Область, Регион) расположена в Центральном федеральном округе и граничит с восемью регионами России. В 2018 году в Регионе проживало 5% населения РФ, его валовой региональный продукт (ВРП) составил 5% суммарного ВРП субъектов РФ.

Крупнейшие города — Балашиха (6,4% населения Области), Подольск (4,0%) и Химки (3,4%). На территории Области находятся восемь наукоградов, четыре особых экономических зоны и три инновационных территориальных кластера.

Факторы рейтинговой оценки

Высокий уровень развития и диверсификации экономики Области

В 2018 году ВРП Московской области составил 4,2 трлн руб., а ВРП на душу населения — 556 тыс. руб. (96% от среднестранового показателя). Соотношение усредненных3 подушевого ВРП в Регионе и среднестранового показателя за период с 2015 по 2018 год составило 98%. С 2001 года динамика реального ВРП Области преимущественно превышает темпы роста среднестранового показателя. В 2018 году ВРП Региона увеличился на 3,2%, тогда как рост ВРП в среднем по России составил 2,8%.

Рисунок 1. Структура ВРП Московской области в 2018 году


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Источник: Росстат

Экономика Области характеризуется высокой степенью отраслевой диверсификации. Наибольший вклад в ВРП Региона вносят предприятия оптовой и розничной торговли и ремонта (27% в 2018 году). По объему оборота розничной торговли Область занимает второе место среди всех субъектов РФ. В 2018 году рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах составил 8,2%, оптовой торговли — 3,2%. Крупнейшим по объему выручки предприятием, зарегистрированным в Области с данным видом деятельности, является АО «ТК «Мегаполис» (дистрибьютор товаров повседневного спроса).

Доля обрабатывающих производств в ВРП составляет 20–22% (среднестрановое значение — 18%). Около четверти отгруженной продукции по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» приходится на пищевую промышленность. Близость Области к Москве положительно влияет на пищевую промышленность благодаря стабильному рынку сбыта производимой продукции. Среди других обрабатывающих производств можно выделить производство металлических изделий (15% отгруженной продукции обрабатывающей промышленности в 2018 году), химическое и фармацевтическое производство (11%), машиностроение (11%), а также производство компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования (9%). Концентрация в Регионе предприятий машиностроения и ОПК также отчасти объясняется его географическим положением. Среди крупнейших машиностроительных компаний Области — АО «Метровагонмаш», ОАО «ДМЗ», ООО «ЛИАЗ», АО «Коломенский завод». Темпы роста производства обрабатывающей промышленности Области в 2016–2019 годах значительно опережали среднестрановой показатель (не менее 10% в год при среднестрановом уровне 2–3%).

Таблица 1. Крупнейшие налогоплательщики Московской области в 2019 году

Предприятие

Вид деятельности

ЗАО «МПК»

Производство пива

ПАО Сбербанк

Финансовая деятельность

АО «САН ИнБев»

Производство пива

АО «МАШ»

Аэропортовая деятельность

ООО «МАРС»

Производство шоколада и

сахарных кондитерских изделий

ОАО «РЖД»

Деятельность железнодорожного транспорта

АО «Фармстандарт»

Торговля оптовая фармацевтической продукцией

ПАО «Газпром»

Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами

ФКУ «ЕРЦ МО РФ» (Минобороны)

Деятельность, связанная
с обеспечением военной безопасности

АО «ТК «Мегаполис»

Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками
и табачными изделиями

Источник: Московская область, СПАРК-Интерфакс

Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП Области по итогам 2018 года составило 23% при среднестрановом показателе 21%. В 2017–2019 годах рост инвестиций в основной капитал в Области превысил 40%.

Безработица в Московской области (по методологии Международной организации труда) снизилась с 3,3% в 2016–м до 2,7% в 2019–м и составляла около 60% от среднестранового показателя. Средняя заработная плата в Регионе в 2019 году превысила прожиточный минимум в 3,9 раза. Крупнейшие отрасли Области по числу занятых: торговля и ремонт (21% в 2018 году), обрабатывающие производства (17%) и строительство (10%). Московская область является нетто-донором трудовой миграции: число выезжающих на работу в другие субъекты РФ стабильно превышает численность приезжающих, что объясняется территориальной близостью крупнейшего рынка труда — Москвы.

Московская область является вторым по численности населения субъектом РФ, на конец 2018 года в Области проживало 7,6 млн человек. Рост населения в Области обеспечивается за счет миграционного притока, который в течение последних 10 лет составлял от 11 до 16 человек на 1 000 жителей. Естественная убыль населения в 2018 году составила 1,2 человека на 1 000 жителей. Доля трудоспособного населения
в Области в 2018 году превысила среднестрановой уровень на 1,6 п. п. (57,0% против 55,4%).

Рисунок 2. Динамика и факторы изменения численности населения Московской области

Источник: Росстат

Для Региона характерна высокая степень урбанизации (более 80% населения проживает в городах), а также высокий уровень развития транспортной инфраструктуры (пятое место по плотности автомобильных дорог с твердым покрытием, третье — по плотности железнодорожных путей).

Самодостаточный бюджет с гибкой структурой расходов

Бюджет Московской области характеризуется стабильно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД, собственные доходы4): в 2016–2020 годах усредненное соотношение ННД и доходов бюджета (без учета субвенций) составит 92%. За период с 2015 по 2019 год рост собственных доходов составил 47%. В 2020 году, по оценке АКРА, ННД Региона могут оказаться на 15% ниже уровня предыдущего года из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Структура собственных доходов Области относительно устойчива. Основную часть налоговых поступлений составляет НДФЛ: на поступления по нему в 2016–2019 годах приходилось порядка 35–37% ННД областного бюджета. Треть собственных доходов Области в указанный период формировали поступления по налогу на прибыль. Доля региональных налогов5 снизилась с 14% в 2016 году до 12% в 2019–м. Значительную долю поступлений по налогам на товары и услуги, составивших в 2016–2029 годах в среднем 10% ННД, формируют акцизы на пиво и алкогольные напитки.


4 Собственные доходы — доходы бюджета без учета безвозмездных перечислений.
5 В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рисунок 3. Динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета Московской области, млн руб.

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Налоговые поступления в бюджет Региона диверсифицированы. Их структура близка к структуре ВРП Области: максимальный вклад одной отрасли или связанных отраслей в доходы бюджета составляет менее 25%. С точки зрения структуры налогоплательщиков налоговая база Московской области также хорошо диверсифицирована. Десять крупнейших налогоплательщиков из различных отраслей экономики в 2019 году формировали менее 10% налоговых доходов Области, а вклад одного налогоплательщика не превышал 2%.

Рисунок 4. Отраслевая структура налоговых доходов6 Московской области, 2019 год


6 Использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество и транспортному налогу.
Источник: ФНС, расчеты АКРА

В 2016–2020 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 4%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит 8%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период ожидается на уровне 13%. За счет средств федерального бюджета финансируется в среднем менее четверти капитальных расходов Области.

Законодательная база, регулирующая бюджетные отношения в Области, является стабильной. Областное правительство активно участвует в развитии региональной экономики, используя различные меры налогового стимулирования.

Для бюджетного процесса характерна умеренная точность планирования. Существенные отклонения фактических поступлений от прогнозного показателя, предусмотренного первоначальной редакцией закона о бюджете, наблюдаются по налогу на прибыль: в 2016–2017 годах фактические поступления превысили прогнозные показатели на 17–19%, а в 2018 и 2019 годах оказались ниже прогнозных уровней на 6 и 15% соответственно. Фактический дефицит, как правило, оказывается существенно меньше показателя, закладываемого в первоначальную редакцию закона о бюджете.

Способность областного правительства стимулировать развитие экономики на уровне муниципалитетов оценивается как высокая. В отношении муниципальных образований Области установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ. НДФЛ формирует около 20% доходов муниципальных образований, что позволяет местным властям влиять на наполнение бюджетов. Безвозмездные поступления формируют около половины доходов муниципальных образований.

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки в сочетании со сбалансированной структурой долга

На конец 2019 года долг Московской области составил 30% ее текущих доходов (по методологии АКРА). По оценкам Агентства, в 2020 году соотношение долга Области и ее текущих доходов может увеличиться до 45% вследствие возможного снижения ННД Области и привлечения новых заимствований для финансирования дефицита, предусмотренного законом об областном бюджете.

По состоянию на 01.01.2020 долг Области представлен облигациями (49%), банковскими кредитами (42%) и бюджетными кредитами (9%). Согласно закону об областном бюджете, основным источником финансирования дефицита бюджета станут банковские кредиты и облигации. Предоставление Областью государственных гарантий в 2020–2022 годах законом об областном бюджете не предусмотрено.

При управлении государственным долгом власти Области стремятся минимизировать расходы на его обслуживание. Усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит менее 2% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций), что соответствует низкому уровню риска и свидетельствует о необременительности данных расходов для областного бюджета.

Средний срок погашения долговых обязательств Области на начало 2020 года составил порядка 2,5 лет. В 2020 году погашению подлежит 21% долговых обязательств Области, в 2021 году — 33%. Риски рефинансирования долга компенсируются высоким уровнем ликвидности областного бюджета.

Рисунок 5. Структура государственного долга Московской области, млн руб.

Источник: Минфин России, Московская область, расчеты АКРА

Совокупный долг муниципальных образований Области за период с 2016 по 2019 год увеличился на 47%. Соотношение их долга и собственных доходов за указанный период выросло с 10 до 13%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки. Правительство Области осуществляет мониторинг уровня муниципального долга. Муниципалитеты с долговой нагрузкой свыше 50% ННД вынуждены согласовывать с областными властями свою долговую политику. Власти Области также стимулируют муниципалитеты выбирать более дешевые источники долгового финансирования.

Рисунок 6. График погашения государственного долга Московской области на 01.01.2020, млн руб.

Источник: Московская область, расчеты АКРА

Финансовый долг предприятий госсектора Региона составляет порядка 7 млрд руб., более трех четвертей приходится на принадлежащее Области АО «Мособлэнерго». В рамках рейтингового анализа задолженность предприятий госсектора не учитывается в виде косвенных обязательств правительства Области.

Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области или просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками, способных повлиять на ее уровень кредитоспособности, отсутствуют.

АКРА не располагает сведениями о наличии у Области просроченных долговых обязательств и случаев получения ею экстренной помощи из вышестоящего бюджета с целью погашения займов.

Высокий уровень ликвидности

Бюджет Региона характеризуется высоким уровнем собственной ликвидности. По состоянию на 01.01.2020 остатки на счетах Области покрывали 79% ее долговых обязательств, подлежащих погашению в 2020 году.

Остатки на счетах на начало месяца, как правило, превышают расходы бюджета в этом месяце. Исключением является декабрь, расходы бюджета в котором значительно выше среднемесячных расходов в течение года.

Рисунок 7. Баланс ликвидности7 Московской области, млрд руб.


7 Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
Источник: Московская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Область регулярно размещает временно свободные средства бюджета на банковских депозитах, планирование ликвидности производится на ежедневной основе. Процентные доходы от операций по управлению ликвидностью за последние четыре истекших года покрывают не менее половины объема процентных расходов Области.

Регион не использует краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства.

Аналитические корректировки

Положительная корректировка к оценке экономического профиля (за более высокие темпы роста ВРП по сравнению со среднестрановыми и положительный миграционный прирост населения).

Ключевые допущения

  • снижение ННД Области в 2020 году не более чем на 15%;
  • сохранение дефицита областного бюджета на уровне не более 10% ННД;
  • сохранение долговой стратегии, не предполагающей рост долговой нагрузки на бюджет Области выше 50% ННД;
  • сохранение остатков на счетах в объеме, покрывающем половину среднемесячных расходов областного бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение долговой нагрузки ниже 30% текущих доходов областного бюджета;
  • увеличение среднего срока долгового портфеля Области выше 3,5 лет.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;
  • значительное снижение ликвидности областного бюджета;
  • увеличение долговой нагрузки Области выше 50% текущих доходов;
  • существенное сокращение средней срочности рыночного долга.

Рейтинги выпусков

Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9), срок погашения — 21.11.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34011 (ISIN RU000A0ZYML3), срок погашения — 22.12.2022, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34012 (ISIN RU000A100XP4), срок погашения — 08.10.2024, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34013 (ISIN RU000A101988), срок погашения — 20.12.2024, объем эмиссии — 14 млрд руб., — АА+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.

Рейтинговая история

29.04.2020 — АА+(RU), прогноз «Стабильный»

15.11.2019 — АА+(RU), прогноз «Стабильный»

27.05.2019 — АА(RU), прогноз «Стабильный»

07.12.2018 — АА(RU), прогноз «Стабильный»

08.06.2018 — АА(RU), прогноз «Стабильный»

08.12.2017 — АА(RU), прогноз «Стабильный»

09.06.2017 — АА(RU), прогноз «Стабильный»

12.12.2016 — АА(RU), прогноз «Стабильный»

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Московской области и облигационных выпусков Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3 , RU000A100XP4, RU000A101988) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 12.12.2016, 21.12.2017, 09.10.2019 и 23.12.2019 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Московской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Московской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели

 

2016

2017

2018

2019

Среднемесячная заработная плата, руб.

42 656

46 836

51 938

55 270

Среднегодовой прожиточный минимум, руб.

12 343

12 925

13 226

14 072

ВРП на душу населения, руб.

496 848,6

506 478,2

556 413,9

 

ВРП, млн руб.

3 662 300

3 780 063

4 201 769

 

Безработица, %

3,3%

3,2%

2,7%

2,7%

Темп прироста ВРП (в текущих ценах)

15,1%

3,2%

11,2%

 

Темп прироста ВРП (в постоянных ценах)

3,3%

1,3%

3,2%

 

Источник: Московская область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные бюджетные показатели (млн руб.)

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Доходы бюджета

414 502,76

455 768,18

511 519,30

572 357,48

483 315,99

ННД

383 838,41

416 714,23

458 666,43

498 488,72

423 715,42

Налоговые доходы8

368 583,68

399 155,11

440 447,89

476 075,66

403 186,76

Налог на прибыль организаций

128 079,09

142 774,41

156 151,06

164 659,24

115 261,47

Налог на доходы физических лиц

134 811,70

147 685,30

168 967,17

183 501,37

165 151,23

Налоги на товары (включая акцизы)

41 998,35

40 463,18

41 336,91

49 428,82

52 617,39

Налоги на совокупный доход

9 580,64

11 744,16

14 838,85

18 066,68

12 646,68

Налоги на имущество

53 900,78

56 125,40

58 692,18

59 943,51

56 946,33

Неналоговые доходы

15 254,73

17 559,12

18 218,54

22 413,06

20 528,66

Безвозмездные поступления

30 664,35

39 053,96

52 852,87

73 868,76

59 600,58

Расходы бюджета

400 824,52

471 613,26

540 426,55

639 868,48

525 687,53

Текущие расходы

337 354,99

382 478,98

452 347,26

573 647,94

461 931,95

Расходы капитального характера

57 625,44

82 531,27

81 915,06

57 613,54

50 000,00

Процентные расходы

5 844,09

6 603,01

6 164,23

8 607,00

13 755,59

Дефицит (-) / профицит

13 678,23

-15 845,07

-28 907,25

-67 510,99

-42 371,54

Текущие доходы

388 037,69

436 277,18

502 589,71

553 484,77

465 583,33

Баланс текущих операций

50 682,70

53 798,20

50 242,46

-20 163,17

3 651,38

Модифицированный бюджетный дефицит

13 395,62

-16 468,99

-27 800,45

-66 812,29

-42 095,23

В таблице 2 сумма налоговых доходов рассчитывается по перечисленным пяти налогам, а также по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами.
Источник: Московская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Бюджетные коэффициенты

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов

11,81%

12,02%

11,06%

3,24%

4,42%

Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций)

92,07%

93,21%

92,69%

91,04%

91,53%

Усредненная доля капитальных расходов

16,17%

17,15%

16,28%

12,43%

12,61%

Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов

1,90%

-1,38%

-3,79%

-8,64%

-7,71%

Источник: Московская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Совокупный объем долга, млн руб.

98 173,19

97 311,00

128 810,23

167 977,83

210 073,06

Облигации, млн руб.

25 000,00

37 500,00

37 500,00

82 750,00

99 000,00

Банковские кредиты, млн руб.

47 800,00

36 230,07

71 230,07

70 830,07

96 675,30

Бюджетные кредиты, млн руб.

25 262,50

23 580,92

20 080,16

14 397,75

14 397,75

Государственные гарантии, млн руб.

110,69

-

-

-

-

Краткосрочный долг, млн руб.

20 614,74

18 521,59

3 500,77

8 807,40

35 580,07

Доля краткосрочного долга в совокупном долге

21%

19%

4%

7%

21%

Источник: Московская область, расчеты АКРА

Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Соотношение долга и текущих доходов

25,30%

22,30%

25,63%

30,35%

45,12%

Соотношение долга и ВРП

2,94%

2,73%

2,89%

3,26%

3,28%

Соотношение усредненных процентных расходов
и совокупных расходов (за вычетом субвенций)

1,59%

1,52%

1,32%

1,34%

1,68%

Коэффициент ликвидности

3,39

2,01

1,59

0,73

0,35

Источник: Московская область, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.