Кредитный рейтинг Международного банка экономического сотрудничества (далее — МБЭС или Банк) обусловлен его высокими финансовыми показателями, основанными на сильной оценке достаточности капитала, удовлетворительной оценке риск-профиля, адекватной оценке фондирования и ликвидности, а также оценки структуры собственности и степени поддержки Банка странами-акционерами на уровне A-.
МБЭС — международная финансовая организация, цель деятельности которой заключается в содействии развитию экономик стран-акционеров Банка, внешнеэкономических связей между хозяйствующими субъектами стран-акционеров, а также расширению их внешнеторговых отношений с контрагентами из третьих стран. Штаб-квартира Банка располагается в Москве. По состоянию на конец 2019 года странами-акционерами МБЭС являются Российская Федерация (51,6%), Чешская Республика (13,3%), Республика Польша (12%), Республика Болгария (7,6%), Румыния (7,1%), Словацкая Республика (6,7%), Монголия (1,3%) и Социалистическая Республика Вьетнам (0,4%).
С момента создания в 1963 году Банк принимал участие в реализации международных инициатив, в частности в качестве коллективной валютной и расчетной платформы Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), в состав которого входили нынешние участники Банка, а также его бывшие члены — ГДР, Венгрия и Куба.
После распада СССР в начале 1990-х годов Банк не вел активной деятельности. В 2018 году страны-акционеры МБЭС приняли решение о реформировании и возобновлении работы Банка.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Качество управления, качество стратегии и транспарентность операционной деятельности оцениваются как адекватные. После перезапуска МБЭС внес значительные изменения в систему корпоративного управления и кадровую политику, внедрив новые ключевые механизмы, такие как переход от системы формирования штатной структуры на основе страновых квот к системе, основанной на международной конкуренции, а также ряд других управленческих политик.
Сильная позиция по капиталу. По состоянию на конец 2019 года оплаченный капитал МБЭС составлял 200 млн евро, объявленный капитал — 400 млн евро. В то же время Банку все еще предстоит внедрить схему реализации неоплаченной части уставного капитала. По состоянию на конец 2019 года показатель достаточности основного капитала (Tier–1), рассчитанный согласно базельским стандартам, был равен 50,4%. Согласно расчетам АКРА, рентабельность капитала МБЭС составляла 1,7%.
АКРА оценивает риск-профиль Банка как удовлетворительный. С конца 2018 года по конец 2019 года общий объем активов Банка увеличился более чем на треть с 404 млн евро до 651 млн евро, что в основном обусловлено ростом кредитного портфеля и портфеля ценных бумаг. Кредитный портфель МБЭС на конец 2019 года составлял около 43% всех активов Банка; две трети которого представляют собой выданные кредиты, при этом 79% ссудной задолженности обеспечено залогом недвижимого имущества, машин и оборудования, а также финансовых активов, либо корпоративными и государственными гарантиями. Банк уделяет повышенное внимание торговому финансированию, объем которого к концу 2019 года вырос до 77 млн евро, что почти в два раза больше, чем год назад. Баланс Банка не содержит проблемных активов, что свидетельствует о том, что весь их объем (39 млн евро по состоянию на момент возобновления деятельности МБЭС в 2018 году) был списан. Однако определенная доля текущих непогашенных кредитов относится к активам с низкой оценкой кредитоспособности. Банк продолжает наращивать объем своих портфелей и внедрять проверенные отраслевые методы управления рисками, ориентированные на обеспечение стабильной доступности ликвидности и существенного запаса финансовых средств, поддержание строгих критериев кредитного андеррайтинга и соблюдение нормативных требований при осуществлении казначейских операций.
Позиция Банка по ликвидности и фондированию оценивается как адекватная. Пассивы МБЭС умеренно диверсифицированы по источникам фондирования (индекс Херфиндаля-Хиршмана составляет 32%). Общий объем долгосрочных заимствований составляет 112 млн евро (17% от общего объема фондирования, включая капитал). По состоянию на конец 2019 года показатель чистого стабильного фондирования и показатель покрытия ликвидности составляли 124 и 139% соответственно. Размещение первого выпуска облигаций МБЭС на российском рынке состоялось в 2019 году, объем выпуска — 7 млрд руб. (около 100 млн евро на момент размещения), срок обращения — 10 лет.
АКРА оценивает поддержку со стороны стран-акционеров на уровне А-, принимая во внимание следующие факторы: (1) Агентство в целом высоко оценивает уровень значимости операций МБЭС для стран-акционеров; (2) средняя оценка кредитоспособности этих стран находится на адекватном уровне.
Кредитный рейтинг МБЭС по национальной шкале для РФ определен на уровне AAA(RU), прогноз «Стабильный», в соответствии с Методологией сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации.
Ключевые допущения
- сохранение уровня кредитоспособности стран-акционеров, а также уровня системной значимости МБЭС для них;
- сохранение принятой стратегии и бизнес-модели МБЭС на горизонте 12–18 месяцев;
- поддержание достаточности капитала на уровне, значительно превышающем 25%;
- дальнейшее совершенствование политик в области корпоративного управления и управления рисками.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга по международной шкале
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- значительное повышение оценки кредитоспособности ключевых стран-акционеров МБЭС при условии сохранения текущего уровня системной значимости МБЭС для них;
- увеличение уровня оплаченного капитала;
- заметное и устойчивое улучшение риск-профиля.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение оценки кредитоспособности ключевых стран-акционеров;
- снижение системной значимости МБЭС для ключевых стран-акционеров;
- ухудшение оценок достаточности капитала и риск-профиля;
- ухудшение позиции по ликвидности и фондированию.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга по национальной шкале для РФ
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- снижение кредитного рейтинг МБЭС по международной шкале.
Компоненты рейтинга по международной шкале
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): a-
Корректировки: отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Международного банка экономического сотрудничества был присвоен по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов международным кредитным организациям и другим наднациональным институтам развития по международной шкале. Кредитный рейтинг Международного банка экономического сотрудничества был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации, и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитные рейтинги по международной шкале и национальной шкале для Российской Федерации были присвоены Международному банку экономического сотрудничества впервые. Пересмотр кредитных рейтингов и прогнозов по кредитным рейтингам Международного банка экономического сотрудничества ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Международным банком экономического сотрудничества, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности Международного банка экономического сотрудничества по МСФО. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Международный банк экономического сотрудничества принимал участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Международного банка экономического сотрудничества, не выявлены.
АКРА не оказывало Международному банку экономического сотрудничества дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.