АКРА подтвердило кредитный рейтинг Самарской области на уровне AA(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Области — на уровне AA(RU)

Кредитный рейтинг Самарской области (далее — Самарская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой при плавном графике погашения долга, стабильными показателями бюджета и высоким уровнем его ликвидности. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг Региона оказывают показатели развития экономики, которые отчасти уступают среднероссийским.

Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, занимает 11-е место по объему валового регионального продукта (ВРП) по итогам 2018 года. В Регионе проживает 3,2 млн человек.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при сбалансированной по срокам структуре долга. Долг Региона на конец 2019 составил 30% текущих доходов областного бюджета (по методологии АКРА). Согласно закону об областном бюджете на 2020 год, долговая нагрузка в абсолютном выражении в 2020-м существенно не изменится. По оценке АКРА, вследствие возможного снижения налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Области в 2020 году соотношение ее долга и текущих доходов может увеличиться до 34%. В структуре долга Области преобладают облигации (примерно две трети долга), остальная часть — бюджетные кредиты. Благодаря этому ежегодный объем погашения (рефинансирования) не превышает 18% текущего объема долга (не более 8,7 млрд руб.). Усредненный1 уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит порядка 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций, что соответствует низкому уровню риска и свидетельствует о необременительности данных расходов для бюджета Региона.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Умеренно высокая степень самодостаточности бюджета при достаточной гибкости бюджетных расходов. Законом об областном бюджете на 2020 год предусмотрено исполнение бюджета с дефицитом порядка 8% ННД, который планируется покрыть в основном за счет средств, накопленных в предыдущие годы. По прогнозу АКРА, несмотря на возможное снижение ННД в 2020 году, достаточная гибкость расходной части бюджета позволит Региону обеспечить исполнение бюджета с дефицитом не выше указанного уровня.

Усредненная доля ННД в общих доходах Области (без учета субвенций) в 2016–2020 годах составит более 87%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за указанный период будет равно 14%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит 3%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и отсутствии потребности в привлечении заемных средств в период с 2016 по 2020 год. Усредненные капитальные расходы в 2016–2020 годах составят 17% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций).

Высокий уровень ликвидности бюджета. Область регулярно размещает средства на депозитах в объеме, превышающем среднемесячные расходы бюджета в 2019 году. По состоянию на 01.04.2020 средства, размещенные Областью на банковских депозитах, более чем вдвое превышали сумму ее долговых обязательств, подлежащих погашению в 2020-м. Управление Регионом временно свободными остатками бюджетных средств позволяет бюджету получать дополнительные доходы и частично компенсировать расходы на обслуживание долга.

Диверсифицированная экономика с развитой промышленностью. Основой экономики Региона являются обрабатывающая промышленность и добыча нефти (22,0 и 20,8% ВРП в 2018 году соответственно). В структуре обрабатывающей промышленности Самарской области доминируют производство транспортных средств (42,5% объема отгруженных товаров обрабатывающей промышленности в 2018 году) и химическое производство (18,2% объема отгруженных товаров). В 2015–2018 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 83% от среднестранового уровня. В 2019 году безработица в Области составила 3,9%, среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза.

Ключевые допущения

  • снижение ННД Области в 2020 году не более чем на 15% по сравнению с уровнем 2019 года;
  • сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
  • сохранение консервативной долговой политики;
  • сохранение остатков на счетах в объеме, покрывающем не менее 30% среднемесячных расходов областного бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение отставания Региона от среднестрановых уровней по части экономических показателей;
  • достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение областного бюджета в 2020 году с дефицитом более 10% ННД;
  • существенное снижение уровня доступной ликвидности;
  • увеличение долговой нагрузки Области выше 45% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Самарская область, 35013 (ISIN RU000A0JXT41); срок погашения — 31.05.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА(RU).

Самарская область, 35009 (ISIN RU000A0JU2H5); срок погашения — 31.07.2020, объем эмиссии — 8,3 млрд руб., — АА(RU).

Самарская область, 35010 (ISIN RU000A0JUQP7); срок погашения — 01.07.2021, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА(RU).

Самарская область, 34011 (ISIN RU000A0JVK00); срок погашения — 18.06.2020, объем эмиссии — 7 млрд руб., — АА(RU).

Самарская область, 35012 (ISIN RU000A0JWM56); срок погашения — 21.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА(RU).

Самарская область, 35014 (ISIN RU000A0ZZ9P8); срок погашения — 04.06.2026, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Самарской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Самарской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Самарской области и облигационных выпусков Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JU2H5, RU000A0JUQP7, RU000A0JVK00, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Самарской области и государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JU2H5, RU000A0JUQP7, RU000A0JVK00, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8) были опубликованы АКРА 28.12.2016, 05.06.2017, 07.07.2017, 07.07.2017, 07.07.2017, 07.07.2017 и 06.06.2018 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Самарской области, а также государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JU2H5, RU000A0JUQP7, RU000A0JVK00, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Самарской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Самарской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Самарской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.