Уровень кредитного рейтинга ООО «МедиаСети» определен АКРА по результатам анализа консолидированных финансовых и операционных показателей материнской группы Trivon AG (далее — Компания, Группа) в связи с наличием в кредитной документации условий кросс-дефолтов по обязательствам Группы. Рейтинг обусловлен высокой долговой нагрузкой, очень низкими показателями ликвидности, низким покрытием долговых платежей, размером менее среднего и слабым денежным потоком Компании. Положительными факторами для оценки собственной кредитоспособности (ОСК) являются средний уровень бизнес-профиля и географической диверсификации, а также умеренно высокая рентабельность.

Зарегистрированная в Швейцарии Trivon AG предоставляет телекоммуникационные услуги на российском рынке под брендом международного холдинга Virgin Group. Основное направление деятельности Группы — услуги по широкополосному доступу в интернет (ШПД). Компания также работает в сегментах фиксированной телефонии, телевидения и мобильной связи, VPN. Компания реализует стратегию развития цифровых сервисов. Акционерами Группы являются SAM Capital United Investments Ltd. (10,5%), Европейский банк реконструкции и развития (15,5%), Ричард Брэнсон (13,4%) и Международная финансовая корпорация (12,8%). На прочих акционеров (владеющих долями менее 10%) и менеджмент Компании приходится около 48%.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Очень низкие показатели ликвидности при слабом денежном потоке. Несмотря на то что Компании удалось договориться с основным кредитором о переносе сроков основных погашений на более поздний период, в ближайшие годы коэффициент краткосрочной ликвидности останется на очень низком уровне ввиду плановых погашений долга, а также под влиянием отрицательного, по прогнозам АКРА, свободного денежного потока (free cash flow, FCF) Компании. В последние три завершившихся года рентабельность по FCF составляла от -2 до -12%. Для поддержания FCF у Компании есть возможность частично сократить капитальные расходы. По прогнозу АКРА, в течение ближайших двух лет FCF Компании может находиться в отрицательной зоне по причине плановых выплат при обслуживании долга за счет внутренних источников. Агентство ожидает, что по истечении двух лет FCF Компании может перейти в положительную зону в случае успешной реализации стратегии по расширению бизнеса.

Высокий уровень долговой нагрузки. По состоянию на 25.03.2020 банковский долг Группы составил около 600 млн руб., снизившись за предшествующие 12 месяцев с 930 млн руб. Для осуществления выплат по долговым обязательствам в течение последнего года Компании пришлось высвободить часть средств из оборотного капитала; по мнению АКРА, это может привести к тому, что в среднесрочной перспективе Компании могут потребоваться дополнительные инвестиции в оборотные средства. Кроме того, стратегия Компании подразумевает значительный объем инвестиций, что также будет способствовать росту долга. Текущая структура долга Группы представлена рублевыми кредитами с фиксированными ставками, предоставленными АО «Райффайзенбанк». Долговая нагрузка Компании оценивается как высокая: отношение общего долга к FFO до процентных платежей за период с 01.07.2019 по 30.06.2020 ожидается Агентством на уровне 4,2х, а отношение скорректированного на операционную аренду долга к FFO до фиксированных платежей за этот же период — 5,7x. АКРА допускает постепенное снижение данных показателей к 30.06.2023 (1,9x и 3,5x соответственно) в случае успешной реализации стратегических планов. Покрытие процентных и фиксированных платежей Группы оценивается АКРА как низкое: отношение FFO до процентных платежей к процентным платежам находится на уровне 1,9x, а FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам — на уровне 1,3x (оценочные данные за период с 01.07.2019 по 30.06.2020). В связи с обозначенной динамикой долговой нагрузки АКРА ожидает последующего роста указанных показателей на протяжении прогнозного периода.

Умеренно высокая рентабельность при высоколокализованной рыночной позиции. Компания является конкурентным игроком на фрагментированном рынке, при этом на федеральном уровне Компания уступает лидерам (ПАО «Ростелеком», АО «ЭР-Телеком Холдинг», ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом») с точки зрения рыночной доли. Абонентская база Компании насчитывает около 212 тыс. абонентов, из них 166 тыс. — в сегменте B2C и 44 тыс. — в B2B при этом в отдельных городах ее рыночные позиции оцениваются как достаточно сильные. Абонентская база Компании в сегменте B2C сокращалась на протяжении последних двух лет, при этом выросло количество услуг в расчете на абонента за счет увеличения проникновения услуг ТВ и Интернет+ТВ. Это обусловило более высокий размер средней месячной выручки Компании на одного абонента (average revenue per user, ARPU) по сравнению со среднерыночным показателем. К настоящему моменту Компания предприняла определенные шаги по поддержанию уровня операционной рентабельности, что привело к росту FFO до процентных платежей в краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочном периоде, как полагает АКРА, рентабельность по FFO до фиксированных платежей останется на текущем уровне 33–34%.

Средний уровень бизнес-профиля и географической диверсификации. Значительная часть телекоммуникационной инфраструктуры Компании высокотехнологичная и находится в ее собственности. Среди арендуемых активов основной объем приходится на площадки размещения оборудования, а также линейно-кабельные и волоконно-оптические линии связи (ВОЛС); около 25–30% от общего количества ВОЛС Компании находится в аренде. Как было отмечено ранее, основным направлением деятельности Группы является предоставление услуг ШПД, а ключевые для нее регионы — это крупные города Московской области (B2C) и российские города-миллионники (B2B). Низкий размер абонентской базы в сегменте B2C обуславливает низкий уровень проникновения услуг ШПД Компании в регионах присутствия.

Невысокий уровень корпоративного управления по причине отсутствия независимых директоров в составе совета директоров. Стратегия Компании сфокусирована на увеличении доли рынка и выручки от цифровых сервисов. В число приоритетных направлений стратегии также входит развитие виртуального оператора мобильной связи (MVNO), использующего инфраструктуру ООО «Т2 РТК Холдинг», однако в настоящее время абонентская база MVNO незначительна. Компания допускает участие в сделках M&A в среднесрочной перспективе. По мнению АКРА, негативное влияние на оценку стратегии оказывает невыполнение плана по увеличению количества абонентов за последние 12 месяцев. Структура Группы в достаточной степени усложнена, но внутригрупповые расчеты носят экономически обоснованный характер. Компания формирует консолидированную финансовую отчетность по МСФО, аудитор — BDO. Однако Группа не публикует в открытом доступе ни отчетность, ни операционные показатели.

Ключевые допущения

  • расширение бизнеса за счет предоставления услуг MVNO, увеличения уровня конвертации и количества услуг в расчете на одного клиента, а также за счет неорганического роста, обеспечивающего среднегодовые темпы прироста совокупного количества абонентов на уровне 6% в течение прогнозного периода.
  • ежегодный рост ARPU в сегментах B2C и B2B на уровне инфляции в 2020–2023 годах;
  • ограниченный доступ к внешним источникам ликвидности;
  • переход FCF в положительную зону к 2022 году.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение показателя скорректированный общий долг / FFO до фиксированных платежей ниже 3,5х при одновременном увеличении покрытия долговых платежей выше 2,5х;
  • рефинансирование существующего долга на более длительный срок со значительно более комфортным для Компании графиком погашения;
  • стабильные положительные показатели FCF при одновременном увеличении коэффициента краткосрочной ликвидности выше 0,8х и сохранении этого уровня на протяжении 2020–2022 годов.
  • К негативному рейтинговому действию могут привести:
  • снижение отношения FFO до фиксированных платежей / фиксированные платежи до уровня менее 1х;
  • рост скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей выше 5х;
  • снижение рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов ниже 30%.

Компоненты рейтинга

ОСК: bb-.

Корректировки: отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен ООО «МедиаСети» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ООО «МедиаСети» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ООО «МедиаСети», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «МедиаСети» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга. Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Trivon AG и ООО «МедиаСети», не выявлены.

АКРА не оказывало ООО «МедиаСети» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Александр Гущин
Директор - руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89, доб. 121
Екатерина Можарова
Старший директор - руководитель группы корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 98
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.