АКРА подтвердило кредитный рейтинг Костромской области на уровне BBB-(RU), прогноз «Позитивный»

Кредитный рейтинг Костромской области (далее — Костромская область, Область, Регион) обусловлен высокой долговой нагрузкой, ограниченной гибкостью бюджетных расходов и низкими показателями развития региональной экономики в сравнении со среднестрановыми.

Прогноз по кредитному рейтингу отражает ожидания АКРА относительно стабилизации долговой нагрузки на уровне ниже 65% текущих доходов в 2020 году при графике погашения долга, не создающем значительных рисков рефинансирования на горизонте до 2023–го.

Костромская область расположена в Центральном федеральном округе. В Регионе проживает приблизительно 0,4% населения России, создается порядка 0,2% валового регионального продукта (ВРП) РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

С 2018 года бюджет Области переведен на казначейское сопровождение. АКРА отмечает, что казначейское сопровождение регламентирует исполнение расходов и не ставит своей целью способствовать росту доходов бюджета. В этой связи Агентство нейтрально оценивает казначейское сопровождение расходов областного бюджета.

В 2019 году Регион продолжил сокращать долговую нагрузку, риски рефинансирования остаются низкими. Соотношение долга и текущих доходов Области в 2019 году снизилось до 60% по сравнению с 72% годом ранее. Соотношение долга и налоговых и неналоговых доходов (ННД) за указанный период уменьшилось со 115 до 90%. АКРА ожидает, что на конец текущего года данные показатели не превысят 64 и 96% соответственно. Снижение долговой нагрузки в течение 2019 года обусловлено ростом доходов, позволившим сократить абсолютный размер долга. На 01.01.2020 долг Региона был представлен бюджетными (62%) и банковскими (38%) кредитами. График погашения долга предполагает, что в течение ближайших трех лет ежегодный объем потребности в его рефинансировании будет равен объему погашения бюджетных кредитов Области (ежегодно от 5 до 10% ННД, планируемых на 2020 год). В 2023 году Костромской области предстоит рефинансировать половину долга, большая часть которой представлена долгосрочными банковскими кредитами.

Структурное изменение доходов бюджета в среднесрочной перспективе может сохраниться. С 2018 года Область получает значимый для ее бюджета объем ранее не предоставлявшихся дотаций. Совокупный объем безвозмездных поступлений в 2019 году вырос на 28%, или на 3,4 млрд руб., и составил 15,6 млрд руб. (годом ранее безвозмездные поступления увеличились на 74%, или на 5,2 млрд руб.). В результате в 2018–2020 годах доля ННД в доходах (без учета субвенций) составит около 60% по сравнению с 70–74% в 2014–2017 годах.

В 2019 году ННД Региона выросли на 13%, или на 2,4 млрд руб., в том числе поступления по налогу на прибыль увеличились на 25%. Годом ранее рост ННД составил 9%, поступлений по налогу на прибыль — 1%. Поскольку в 2019 году ННД росли быстрее, чем в 2018–м, то при большем росте расходов (19% в 2019 году против 11% в 2018–м) профицит по итогам года составил те же 11% ННД, что и годом ранее.

На конец 2019 года соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составило 0,23. С учетом изменения макроэкономической конъюнктуры АКРА ожидает сокращения текущих доходов Региона, что, в свою очередь, приведет к снижению указанного показателя до 0,16 на конец 2020 года. В то же время его усредненное1 значение останется стабильным (порядка 0,17–0,18). Несмотря на то, что доля капитальных расходов в общих расходах бюджета в 2019 году выросла вдвое, Агентство полагает, что гибкость бюджетных расходов не изменилась по сравнению с периодом 2015–2018 годов, поскольку указанный рост был обусловлен трехкратным увеличением капитальных трансфертов.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

АКРА ожидает, что доля капитальных расходов в 2020 году останется высокой за счет трансфертов из федерального бюджета. Агентство связывает этот факт с реализацией национальных проектов и полагает, что в среднесрочной перспективе такая структура расходов бюджета может сохраниться.

Регион располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного исполнения долговых обязательств. На 01.03.2020 остатки на счетах наполовину покрывали долговые обязательства, подлежащие погашению в 2020 году. Оставшаяся часть долга может быть рефинансирована за счет неиспользованных кредитных линий, срок погашения которых, тем не менее, составляет один год. В управлении ликвидностью Область использует средства Управления Федерального казначейства (УФК), а также автономных и бюджетных учреждений.

Низкие показатели развития экономики при достаточном уровне ее диверсификации. Доминирующую роль в экономике Региона играют предприятия деревообрабатывающей, металлургической, ювелирной и пищевой промышленности, а также производители электроэнергии. При этом экономика Области характеризуется низкими показателями ВРП на душу населения (примерно 50% от среднестранового значения). Средние заработные платы составляют порядка 2,3–2,5 региональных прожиточных минимума.

Ключевые допущения

  • высокая доля капитальных расходов будет поддерживаться за счет трансфертов из федерального бюджета;
  • в 2020–2022 годах Область будет стремиться соблюдать правила реструктуризации бюджетных кредитов, установленные соглашениями с Минфином России в 2017–м.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • достижение устойчивого бездефицитного бюджета без учета разовых трансфертов;
  • достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов не выше 65%.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение ННД более чем на 2% в 2020 году при невозможности сократить расходную часть бюджета;
  • рост соотношения долга и текущих доходов выше 65%.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Костромской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Костромской области был опубликован АКРА 12.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Костромской области ожидается в течение 182 дней  с даты опубликования настоящего пресс-релиза  в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных администрацией Костромской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Костромской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Костромской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Костромской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.