Изменение прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края (далее — Красноярский край, Край, Регион) обусловлено ожиданием стабилизации долговой нагрузки на уровне 35–37% текущих доходов после ее значительного снижения в 2019 году при сохранении достаточного объема денежных средств на счетах бюджета.
Кредитный рейтинг Края определяется его сильным экономическим профилем, а также стабильными показателями бюджетного профиля с высокой долей собственных доходов и графиком погашения долга, не создающим рисков рефинансирования в краткосрочной перспективе.
Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. В Регионе проживает порядка 2,9 млн человек. По итогам 2018 ВРП Края составил 2,7% совокупного ВРП регионов РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Профицит 2019 года в размере 15% ННД (36,6 млрд руб.) сформировался в значительной мере за счет высоких цен на палладий. Доходы регионального бюджета за 2019 год увеличились на 20% (на 47,2 млрд руб.). Основной рост налоговых и неналоговых доходов (ННД) обеспечили поступления по налогу на прибыль, который вырос на 49% (на 43,5 млрд руб.) относительно 2018 года. Драйвером роста стала цена на палладий, увеличившаяся за прошлый год на 60%. АКРА ожидает, что среднегодовые цены на этот металл будут снижаться в течение 2020 года. Учитывая широкую номенклатуру добываемых на территории Края полезных ископаемых, АКРА исходит из предположения, что совокупное снижение поступлений по налогу на прибыль в 2020 году не окажет отрицательного влияния на оценку бюджетного и долгового профилей Края.
Усредненная1 доля собственных доходов в 2017–2019 годах достигла 89% и продолжит расти до 91% в 2020–2022 годах. Доля капитальных расходов Края составит в среднем 14% в 2016–2020 годах и значительно не изменится до 2022 года. Модифицированный бюджетный дефицит Региона до 2019 года был отрицательным, что свидетельствовало о потребности в привлечении дополнительного долгового финансирования. В 2019 году показатель стал положительным благодаря значительному профициту бюджета.
Регион ожидает, что в 2020 году ННД сократятся на 12%, а расходы вырастут на 2%. В результате Край прогнозирует дефицит бюджета в размере 3% ННД, который планируется профинансировать за счет привлечения долгового финансирования, что не изменит оценок долгового профиля. Дополнительно АКРА отмечает, что остатки на счетах бюджета на начало текущего года в три раза превышают планируемый Краем дефицит.
1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Профицит позволил значительно сократить долговую нагрузку. В 2019 году долг Региона сократился на 21% (на 22 млрд руб.) и составил 82 млрд руб. Соотношение долга и текущих доходов Края снизилось с 46% на конец 2018 года до 30% на конец 2019-го. АКРА ожидает стабилизации этого показателя на уровне 35–37% в 2020–2021 годах при условии снижения ННД и сдерживания роста расходов бюджета Края.
По состоянию на 01.01.2020 долг Края на 73% представлен облигациями и на 27% бюджетными кредитами. Объем выданных гарантий несущественен. Усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит порядка 3% совокупных расходов бюджета без учета субвенций. За оставшийся период 2020 года Региону необходимо погасить/рефинансировать не более 7 млрд руб. (8% совокупного объема долга). В 2021–2024 годах Регион будет погашать/рефинансировать в среднем 22% долговых обязательств.
Долговая нагрузка муниципальных образований (МО) снижается. Отношение совокупного долга МО к их совокупным ННД сократилось с 37% в 2016-м до 32% в 2019-м.
Накопленная ликвидность позволит снизить риски рефинансирования погашаемого долга. В течение последних 18 месяцев остатки на счетах на конец месяца превышали половину ежемесячных расходов краевого бюджета. С сентября 2019 года Край размещает остатки средств на депозитах. По состоянию на 01.01.2020 накопленная ликвидность покрывала порядка 28% совокупного долга Региона, что сопоставимо с погашением долга в ближайшие два года.
Умеренно высокая концентрация на металлургическом секторе определяет экономический профиль Региона. Усредненный ВРП Региона в расчете на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 133%. АКРА отмечает, что подушевой ВРП Региона в 2013–2017 годах в целом рос быстрее среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2015–2018 годах превышало 300%. По итогам 2019 усредненный показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил 5,1%.
По расчетам АКРА, в разные годы от 30 до 40% налоговых поступлений в бюджет Края обеспечиваются металлургическим сектором и добычей цветных металлов. Два крупнейших налогоплательщика Региона заняты в этих секторах. До 15% налоговых поступлений приходится на сектор добычи топливно-энергетических ископаемых.
Ключевые допущения
- исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом не более 3% ННД и рост долга не более чем на 7%;
- сокращение поступлений по налогу на прибыль в 2020 году не более чем на 26% в результате изменения конъюнктуры на рынках добываемого сырья;
- сохранение умеренно диверсифицированной структуры экономики в 2020 году.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- сохранение долговой нагрузки на уровне не выше 36% текущих доходов при сохранении достаточного для снижения рисков рефинансирования объема ликвидности в условиях резкого изменения текущей конъюнктуры на сырьевых ранках.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- снижение поступлений по налогу на прибыль относительно планового уровня при невозможности сокращения текущих расходов бюджета, ведущее к дефициту бюджета более 4% ННД в 2020 году.
Рейтинги выпусков
Красноярский край, 35016 (ISIN RU000A0ZZM87), срок погашения — 12.09.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб. — А+(RU).
Красноярский край, 35015 (ISIN RU000A0ZZC48), срок погашения — 26.06.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб. — А+(RU).
Красноярский край, 35014 (ISIN RU000A0ZYFB8), срок погашения — 31.10.2024, объем эмиссии — 7,8 млрд руб. — А+(RU).
Красноярский край, 34013 (ISIN RU000A0ZYCM2), срок погашения — 03.10.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — А+(RU).
Красноярский край, 34012 (ISIN RU000A0JWXF0), срок погашения — 25.10.2023, объем эмиссии — 18,231 млрд руб. — А+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Красноярского края, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Красноярского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Красноярского края и облигационных выпусков Красноярского края (ISIN RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Красноярского края был опубликован АКРА 09.10.2017, выпусков RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0 — 10.10.2017, выпуска RU000A0ZYFB8 — 07.11.2017, выпуска RU000A0ZZC48 — 02.07.2018, выпуска RU000A0ZZM87 — 21.09.2018.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Красноярского края (RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Красноярского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Красноярского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Красноярского края, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Красноярского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.