Кредитный рейтинг Томской области (далее — Томская область, Область, Регион) обусловлен умеренным уровнем долговой нагрузки относительно текущих доходов Региона, средними показателями развития региональной экономики по сравнению со среднестрановым уровнем и умеренными показателями бюджетного профиля. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают риски рефинансирования долга при небольшом запасе ликвидности, а также возможное снижение собственных доходов в случае сохранения неблагоприятной конъюнктуры на рынке углеводородного сырья в среднесрочной перспективе.

Томская область расположена в Сибирском федеральном округе. В Области проживает 1,1 млн человек (0,7% населения РФ). В 2018 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 579 млрд руб. (порядка 0,7% суммарного ВРП субъектов РФ). Почти треть территории Области не заселена в связи с большой площадью болот и лесов. Томск является крупным образовательным центром — Томская область по количеству студентов в расчете на 10 тыс. человек по итогам 2018 года находилась на третьем месте среди регионов РФ после Москвы и Санкт-Петербурга.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Необходимость рефинансирования более 40% долговых обязательств в ближайшие два года при небольшом запасе ликвидности. На конец 2019 года долг Области составил 51% текущих доходов (по методологии АКРА). По прогнозу АКРА, на конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Региона может возрасти до 55%, что соответствует умеренному уровню долговой нагрузки. По состоянию на 01.01.2020 на облигации приходилось 54% долговых обязательств Области, на бюджетные кредиты — 25%, на банковские кредиты — 21%. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга и замещения в течение года коммерческого долга кредитами УФК (усредненный уровень1 процентных расходов в 2016–2020 годах составит менее 2,7% совокупных расходов бюджета без учета субвенций). Особенностью долговой политики Региона является выпуск облигаций для населения, которые могут быть предъявлены к выкупу в течение срока обращения. Доля таких облигаций в общем объеме облигаций Региона составила 20% на 01.01.2020. В 2020 году Области предстоит выплатить 15% своих долговых обязательств, в 2021-м — 26%. Остатки на счетах с учетом неиспользованных лимитов по открытым кредитным линиям на 01.01.2020 покрывали порядка 70% подлежащих погашению в 2020 году долговых обязательств и дефицита, предусмотренного законом об областном бюджете на 2020 год. В среднесрочной перспективе выполнение Регионом обязательств по снижению долговой нагрузки, принятых в рамках реструктуризации бюджетных кредитов, будет зависеть от поступлений по налогу на прибыль.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Зависимость бюджетных показателей от поступлений по налогу на прибыль. Волатильность поступлений по налогу на прибыль объясняется наличием на территории Региона налогоплательщиков, входящих в состав консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), и динамикой рублевой цены на нефть. Закон об областном бюджете на 2020 год предусматривает рост поступлений по налогу на прибыль на 13% в годовом сопоставлении. Однако, по оценке АКРА, в случае сохранения неблагоприятной конъюнктуры на рынках углеводородного сырья поступления по налогу на прибыль могут оказаться на треть ниже запланированного уровня. Усредненная доля капитальных расходов в 2016–2020 годах составит порядка 15% совокупных расходов (без учета субвенций), в среднем Регион финансирует три четверти капитальных расходов за счет собственных доходов и лишь четверть за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Это позволяет рассматривать капитальные расходы в качестве возможного резерва для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части. Усредненная доля собственных доходов в указанном периоде составит 79%. В 2016–2020 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 9%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составляет (-)5%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, однако указывают на необходимость привлечения заемных средств на цели финансирования капитальных расходов.

Зависимость региональной экономики от добычи нефти. Почти треть ВРП Томской области (в 2017-м — 32%) приходится на добычу полезных ископаемых, главным образом нефти. Ухудшение структуры остаточных запасов, осуществление добычи на месторождениях с большой степенью выработанности и рост доли трудноизвлекаемых запасов обусловили снижение добычи нефти в Регионе в течение последних шести лет. ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня (93% в 2018 году). Безработица в Области снизилась с 9,1% в 2011 году до 6,3% в 2018-м. В 2019 году соотношение среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,5 раза.

Ключевые допущения

  • снижение поступлений по налогу на прибыль в 2020 году не более 30% по сравнению с уровнем 2019 года;
  • исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом не более 10% собственных доходов;
  • сокращение капитальных расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сохранение параметров бюджетного профиля в условиях снизившихся цен на нефть;
  • исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом менее 4% собственных доходов;
  • снижение уровня зависимости от источников внешней ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение долговой политики Области в пользу использования краткосрочных инструментов;
  • рост долга более чем на 15% при невозможности увеличения собственных доходов бюджета;
  • исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом более 10% собственных доходов.

Рейтинги выпусков

Томская область, 34055 (ISIN RU000A0JW1K9), срок погашения — 19.06.2023, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU).

Томская область, 34062 (ISIN  RU000A0ZYMJ7), срок погашения — 19.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томской области и выпускам облигаций Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Томской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были опубликованы АКРА 10.04.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных администрацией Томской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются незапрошенными, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Томской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.