Кредитный рейтинг Межгосударственного банка (далее — МБ, или Банк) обусловлен, в первую очередь, оценкой поддержки со стороны основных стран-акционеров и акционерной структурой Банка, его системной значимостью для стран-акционеров, а также высокой внутренней финансовой устойчивостью, основанной на высокой оценке достаточности капитала, адекватной оценке риск-профиля, и адекватной оценке фондирования и ликвидности.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Межгосударственный банк был основан в 1993 году рядом стран Содружества Независимых Государств (СНГ), некоторые из которых впоследствии образовали Евразийский экономический союз (ЕАЭС), с целью развития торговли и расчетов между странами после введения независимыми государствами собственных валют и сохранении при этом тесных экономических связей с Россией. На конец сентября 2019 года в состав акционеров Банка входили: Республика Армения (с долей оплаченного капитала 1,8%), Республика Беларусь (8,4%), Республика Казахстан (6,1%), Кыргызская Республика (1,5%), Республика Молдова (2.9%), Российская Федерация (50%), Республика Таджикистан (1,6%), Туркменистан (1,5%) и Украина (20,7%)1. Банк оказывает, в основном, расчетные услуги в рамках межгосударственной торговли в странах СНГ, занимается анализом и экономическими исследованиями для оказания поддержки центральным банкам, а также координацией монетарной политики в странах-акционерах. АКРА считает, что деятельность Банка, особенно в части развития расчетов в национальных валютах стран-акционеров, имеет большое значение для Российской Федерации, как основного акционера.
1 В процессе выхода из состава акционеров.
Качество управления, качество стратегии и транспарентность операционной деятельности оцениваются как адекватные. В Совет Банка входят руководители правления центральных банков стран-акционеров, а должность председателя предполагает ротацию каждые два года. Руководство Банка обладает опытом успешного управления финансовыми организациями. С момента своего создания Банк обладает фактическим статусом расчетной организации для стран-акционеров. С 2012 по 2016 год Банк пересмотрел свою стратегию и бизнес-модель, в результате чего отказался от операций проектного финансирования и сконцентрировал все усилия на предоставлении надежной и эффективной платформы для проведения расчетов между центральными банками стран-акционеров. На фоне снижения объема расчетов в долларах США в последние несколько лет отчасти в силу наложенных на Россию санкций США и ЕС, Банк играет все более важную роль в развитии торговли и сотрудничества между странами-акционерами. При этом АКРА отмечает, что сравнительно небольшой размер Банка делает его уязвимым перед более крупными международными финансовыми организациями, способными занять часть его ниши на рынке. Кроме того, некоторые страны-акционеры подвержены геополитическим рискам.
Высокая достаточность капитала. На конец сентября 2019 года коэффициент достаточности капитала первого уровня (Tier 1) Банка составил 58,6% (на конец 2018 года – 54,7%). При этом совокупный размер капитала Банка составил 6,5 млрд руб., что превышает совокупный объем его обязательств, а рентабельность капитала (ROE) составила 6,7%. Этому способствовала высокая операционная эффективность Банка: соотношение расходов к доходам (cost-to-income, CTI) составило 47,7%. В соответствии с бизнес-моделью МБ формирует резервы под расчетные операции, на которые в структуре его капитала приходится 2 млрд руб. Банк также обладает существенным объемом резервного капитала и нераспределенной прибыли ‒ 4,2 млрд руб., или 65% собственного капитала.
АКРА оценивает риск-профиль МБ как адекватный. Характер деятельности Банка предполагает тесное взаимодействие с центральными банками стран-акционеров, а надзор за его деятельностью осуществляет Совет Банка. Банк поддерживает в актуальном состоянии свои процедуры по управлению рисками, предоставляет отчетность и обменивается информацией с международными надзорными и контрольными органами для обеспечения эффективности используемых подходов в части проверки клиентов (KYC), противодействия легализации преступных доходов (AML) и финансированию терроризма (ATF). В связи с действием санкций в отношении определенных видов бизнеса, компаний и частных лиц, эффективность таких мер становится объектом все более пристального внимания со стороны международных органов. ИТ-платформа Банка позволяет в безопасном и бесперебойном режиме осуществлять операции между сетями централизованных систем стран-акционеров и другими международными платежными сетями. У Банка отсутствует торговый портфель ценных бумаг, а соотношение размера рыночного риска к размеру оплаченного капитала на конец сентября 2019 года составило 21,6%. На долговые ценные бумаги правительства Российской Федерации и российской государственных компаний приходится половина портфеля ценных бумаг Банка, а оставшаяся часть – это долговые ценные бумаги российских финансовых и нефинансовых компаний.
Адекватная позиция Банка по фондированию и ликвидности. В соответствии с бизнес-моделью банка многосторонних расчетов, в структуре пассивов МБ на конец сентября 2019 года преобладали краткосрочные депозиты и депозиты до востребования. На текущие и расчетные счета приходилось 44% совокупных пассивов, а на корреспондентские счета – 26% (при этом 47% из них номинированы в российских рублях). Стоимость фондирования МБ очень низкая, что объясняется краткосрочностью привлекаемых средств. У Банка нет непогашенного публичного долга и он не привлекает средства на денежном рынке. Однако в случае необходимости у МБ есть доступ на рынок межбанковского кредитования, где он является нетто-кредитором. По состоянию на конец июня 2019 года коэффициент ликвидности (LCR) и показатель чистого стабильного фондирования (NSFR) составили 630% и 284% соответственно.
АКРА оценивает поддержку со стороны стран-акционеров как умеренную. Эта оценка основана на двух факторах: мнении АКРА о преимущественно высокой значимости деятельности МБ для стран-акционеров и умеренной средней оценке кредитоспособности стран-акционеров.
Кредитный рейтинг МБ по национальной шкале для РФ определен на уровне AA(RU), прогноз «Стабильный», в соответствии с Методологией сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации.
Ключевые допущения
- сохранение уровня системной значимости МБ для основных стран-акционеров;
- поддержание высокого качества активов;
- поддержание текущего уровня достаточности капитала на горизонте 12–18 месяцев;
- продолжение усовершенствования политик в области корпоративного управления и управления рисками.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга по международной шкале
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
повышение кредитоспособности ключевых стран-акционеров МИБ при условии сохранения текущего уровня системной значимости МБ для них.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение кредитоспособности стран-акционеров;
- снижение системной значимости Банка для ключевых акционеров;
- ухудшение позиции по достаточности капитала и оценки риск-профиля;
- ухудшение позиции по фондированию и ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга по национальной шкале для РФ
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- снижение кредитного рейтинга МБ по международной шкале.
Компоненты рейтинга по международной шкале
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): a.
Корректировки: оценка структуры и поддержки на уровне BBB+, что ограничивает итоговый рейтинг. Это обусловлено очень высоким уровнем взаимосвязи между Банком и его основными странами-акционерами, особенно с Российской Федерацией. По мнению АКРА, изменение кредитоспособности Российской Федерации скажется на кредитоспособности МБ.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Межгосударственного банка был присвоен по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов международным кредитным организациям и другим наднациональным институтам развития по международной шкале. Кредитный рейтинг Межгосударственного банка был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитные рейтинги по международной шкале и национальной шкале для Российской Федерации были присвоены Межгосударственному банку впервые. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Межгосударственного банка ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Межгосударственным банком, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности Межгосударственного банка по МСФО. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Межгосударственный банк принимал участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Раскрытие отступлений от утвержденных методологий. При оценке акционерной структуры и уровня поддержки от стран-акционеров АКРА исключило из состава существенных акционеров долю Узбекистана, который вышел из состава акционеров, и долю Украины, которая находится в процессе выхода из состава акционеров.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Межгосударственного банка, не выявлены.
АКРА оказывало Межгосударственному банку дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.