Кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) обусловлен высокими показателями региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и низкой долговой нагрузкой.
ХМАО-Югра расположен в Уральском федеральном округе. Регион одновременно является субъектом РФ и входит в состав другого субъекта РФ — Тюменской области1. В Округе проживает 1,7 млн человек (1,1% населения РФ). В 2017 году валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 3 511 млрд руб. (порядка 5% суммарного ВРП субъектов РФ). По оценкам Региона, в 2018 году данный показатель составил 3 967 млрд руб.
1 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Низкая долговая нагрузка и высокий уровень ликвидности бюджета. Долговой портфель полностью состоит из облигаций с погашением до 2024 года. Соотношение долга и текущих доходов (по методологии АКРА) на конец 2019 года составило 5% (минимальный уровень риска). Исходя из параметров закона о бюджете, по итогам 2020 года данный показатель составит не более 14%, что будет по-прежнему соответствовать минимальному уровню риска. Объем остатков на счетах на 01.01.2020 более чем в пять раз превышает объем совокупной задолженности Округа на ту же дату и более чем в три раза — среднемесячные расходы бюджета в 2019 году. Накопленной ликвидности достаточно как для выплат по долгу, подлежащему погашению в течение 2020 года, так и для финансирования дефицита окружного бюджета, запланированного на указанный год.
Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 40% российской нефти. Отраслевая структура ВРП Округа стабильна, а вклад сектора добычи природных ископаемых в данный показатель превышает 60%. По итогам 2019 года 90% налогов и сборов, собранных на территории Региона, было направлено в федеральный бюджет и только 10% поступило в консолидированный бюджет Округа. При этом налоговые поступления, собранные на территории Региона, составили четверть совокупных налоговых доходов федерального бюджета за 10 месяцев 2019 года. В 2017 году ХМАО-Югра занимал третье место среди российских регионов по уровню ВРП на душу населения. Уровень безработицы (по методологии МОТ) в Регионе существенно ниже среднероссийского показателя.
Высокая степень самодостаточности бюджета. С 2016 по 2020 год усредненная2 доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) составит 95% совокупных доходов (без учета субвенций). Несмотря на уменьшение поступлений по налогу на прибыль со 121 млрд руб. в 2018 году до 90 млрд руб. в 2019–м вследствие снижения рублевой цены на нефть, бюджет Региона в 2019 году был исполнен с профицитом на уровне 5% ННД. Действующей редакцией закона о бюджете Округа на 2020 год предусмотрено снижение поступлений по налогу на прибыль на 16% (до 76 млрд руб.) и исполнение бюджета с дефицитом в размере 36 млрд руб. (18% ННД Региона). Финансирование более половины дефицита планируется за счет остатков средств, сформированных в предыдущие годы, оставшейся части — за счет заемного финансирования (главным образом посредством размещения облигаций).
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Ключевые допущения
- сохранение контрциклической бюджетной политики в части планирования расходов бюджета;
- сохранение в прогнозном периоде сбалансированной долговой политики с привлечением долгосрочного долга и плавным графиком погашения;
- сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- увеличение расходов окружного бюджета на социальную сферу без соответствующего повышения доходов бюджета;
- рост долговой нагрузки свыше 30% текущих доходов;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
ХМАО-Югра 35001 (ISIN RU000A0JX215), срок погашения — 18.12.2023, объем эмиссии —
6 млрд руб., — ААА(RU);
ХМАО-Югра 35002 (ISIN RU000A0ZYKW4), срок погашения — 17.12.2024, объем эмиссии —
7 млрд руб., — ААА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски ХМАО-Югры, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу ХМАО-Югры.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ХМАО-Югры и облигационных выпусков ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ХМАО-Югры и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были опубликованы АКРА 26.09.2017, 28.09.2017 и 15.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ХМАО-Югры, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство ХМАО-Югры принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ХМАО-Югры, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству ХМАО-Югры дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.