Ключевые факторы рейтинговой оценки

Диверсифицированная экономика региона. Основу региональной экономики Самарской области (далее — Область, Регион) составляет диверсифицированная промышленная база (25% ВРП). Наличие высокоразвитой транспортной сети, интегрированной в федеральную инфраструктуру, обеспечивает региональным производителям доступ как на федеральный,
так и на международный рынки сбыта (экспорт составляет порядка 30% ВРП), что снижает зависимость региональной экономики и бюджета от отраслевых и рыночных циклов.
При этом в 2014–2016 гг. удельные значения показателей ВРП и денежных доходов населения находились стабильно ниже среднероссийского уровня. АКРА не ожидает существенных изменений динамики ВРП и денежных доходов на душу населения в среднесрочной перспективе. В долгосрочном периоде истощение нефтяных месторождений и сокращение доли добычи нефти в структуре ВРП (14%) потребует замещения нефтедобычи другими отраслями для поддержания текущего уровня производства в стоимостном выражении.

Стабильные бюджетные показатели. Бюджет характеризуется высокой долей собственных доходов, основанных на устойчивой и диверсифицированной налоговой базе: налог на прибыль за 2013–2016 гг. в среднем составил 34,6% собственных доходов, а поступления
по НДФЛ — в среднем 30%. АКРА отмечает рост давления на операционный баланс
Области за период 2013–2016 гг. в результате превышения роста обязательных расходов
над регулярными доходами. Вместе с тем, по мнению АКРА, в случае сокращения налоговых поступлений от отдельных отраслей Область располагает достаточным резервом для повышения собственных доходов в виде предоставленных налоговых льгот по налогу
на прибыль для нефтедобывающих компаний (оценивается в размере 10% от совокупных поступлений по налогу на прибыль в 2013–2015 гг.).

Сбалансированная структура долгового портфеля. Преобладание в структуре долга Области долгосрочных облигационных займов (46% по состоянию на конец 2016 года) в значительной степени защищает областной бюджет от риска удорожания стоимости долга. По мнению АКРА, в долгосрочной перспективе риск рефинансирования долгового портфеля будет минимизирован благодаря дальнейшему замещению банковских кредитов долгосрочными (до 7 лет) облигационными выпусками и поэтапному снижению долговой нагрузки до целевого показателя 48% от собственных доходов Области за счет профицита последних.

Ключевые допущения

  • сохранение текущей динамики промышленного производства;
  • размещение облигационных выпусков с замещением банковского финансирования дефицита бюджета;
  • профицит собственных доходов по отношению к обязательным расходам;
  • стабильная структура расходов социального характера;
  • продолжение политики активного управления ликвидностью.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • рост удельных значений показателей ВРП и денежных доходов населения Области до среднероссийского уровня;
  • увеличение операционного баланса в результате роста собственных доходов.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • сокращение промышленного производства вследствие ухудшения рыночной конъюнктуры;
  • рост доли обязательных расходов в структуре бюджета. 

Краткая информация о регионе

Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), граничит
с четырьмя субъектами РФ и с Казахстаном. В регионе проживает 3,2 млн человек.  Крупнейшие города области — Самара (1,17 млн человек), Тольятти (0,7 млн человек)
и Сызрань (0,17 млн человек) — совместно с другими населенными пунктами образуют Самарско-Тольяттинскую агломерацию. По численности населения (2,6 млн человек) данная агломерация занимает третье место в РФ после Московской и Санкт-Петербургской агломераций. В радиусе тысячи километров от Самары проживает около 80 млн человек.

ВРП Региона в 2014 году составил 1,15 трлн руб. (11 место в РФ). Область характеризуется хорошим уровнем развития транспортной инфраструктуры.

Регион специализируется на добыче нефти и газа, производстве автомобилей, аэрокосмической техники, химической и нефтехимической продукции, а также продуктов питания.

На территории Области находятся особая экономическая зона (ОЭЗ) «Тольятти» и два моногорода (городской округ Тольятти и городской округ Чапаевск).

Факторы рейтинговой оценки

Институциональный фактор

Институциональная основа функционирования власти в Самарской области оценивается как стабильная и прогнозируемая. Бюджетный процесс характеризуется высокой точностью планирования в части расходования предусмотренных средств.

Собственные доходы нижестоящих бюджетов составляют 51% для городских округов, 29%
для муниципальных районов и 40% для городских и сельских поселений, что оценивается АКРА положительно, так как позволяет муниципальным властям в достаточной степени участвовать в развитии местной экономики.

Превышение фактических расходов бюджета над планируемыми сократилось с 20% в 2013 году до 2,5% в 2015 году при параллельном сокращении отклонения фактических доходов
от бюджетируемых с 8 до 2% за аналогичный период. Данное обстоятельство привело
к практически полному совпадению фактического дефицита бюджета в 2015 году с плановым показателем начала года. АКРА оценивает прогнозируемость бюджетного процесса как высокую.

Область установила разделение видов расходов по степени приоритетности на три группы, включив расходы на обслуживание долга в первую, наиболее приоритетную, категорию.

Долг муниципальных образований находится на сравнительно высоком уровне, составляя
в среднем 80% собственных доходов, однако в основной массе представляет собой бюджетные кредиты Области. Кредитование муниципалитетов из областного бюджета осуществляется исключительно для инвестирования или рефинансирования их долга. Правительство Области рефинансирует бюджетные кредиты муниципалитетов в объеме
75% при условии 25%-го погашения кредита за счет средств муниципалитета. Данная мера позволяет снижать долговую нагрузку муниципалитетов и делает график погашения их долга более прогнозируемым.

Региональная экономика

По объему ВРП в 2014 году (1 151 млрд руб.) Самарская область занимала 11-е место в РФ (1,96% суммарного ВРП российских регионов). Продукция самарских предприятий поступает как на федеральный, так и на зарубежный рынки. В 2014 году экспорт предприятий Области превысил 10 млрд долл. США (примерно 30% ВРП).

Рисунок 1. Уровень развития экономики Самарской области относительно среднестранового уровня (100%)

Источник: Самарская область, Росстат, расчеты АКРА

За период 2011–2015 гг. ВРП на душу населения в Самарской области вырос с 81,7 до 94,8% от среднероссийского уровня, при этом среднедушевые денежные доходы в Регионе с 2014 года отстают от среднероссийского уровня.

АКРА ожидает, что ВРП на душу населения и среднедушевые доходы в Самарской области
в 2017–2019 гг. будут ниже среднероссийского уровня (ВРП на душу будет составлять около 95% от среднероссийского уровня, среднедушевые доходы — около 87%).

Для федерального бюджета Самарская область является регионом-донором: в 2013–2015 гг. сумма налоговых поступлений, зачисляемых в консолидированный бюджет Области,
и безвозмездных поступлений в областной бюджет составляла в среднем 56,6% от собранных на территории Области налогов всех уровней.

Степень сбалансированности региональной экономики существенно опережает страновой уровень. Основой экономики Области являются обрабатывающая промышленность (25% ВРП в 2014 году) и добыча полезных ископаемых (14% ВРП в 2014 году). В структуре обрабатывающей промышленности Самарской области доминируют производство транспортных средств (33% объема отгруженных товаров обрабатывающей промышленности в 2015 году), химическое производство (20% объема отгруженных товаров) и производство пищевых продуктов (11% объема отгруженных товаров).

Рисунок 2. Структура ВРП Самарской области в 2014 году

Источник: Самарская область, Росстат, расчеты АКРА

Среди крупнейших компаний Самарской области есть как дочерние компании крупнейших российских корпораций, так и самостоятельные компании.

Таблица 1. Крупнейшие компании Самарской области

* Материнская компания холдинга, в который входит компания из Самарской области
Источник: Самарская область, СПАРК-Интерфакс

Крупнейшими работодателями Области являются предприятия обрабатывающей промышленности — на их долю пришлось около 20% занятого населения в 2015 году
(из которых 34% занято в производстве транспортных средств и оборудования, 13% —
в пищевом производстве, остальные равномерно распределены по прочим обрабатывающим производствам). Второй сектор по доле занятого населения — торговля (опт и розница) и ремонт (17,7%).

Область располагает высокоразвитой транспортной сетью, интегрированной в федеральную инфраструктуру. Железнодорожная магистраль входит в транссибирский международный транспортный коридор. По территории Области проходят федеральные трассы «Москва — Челябинск», «Казахстан». Регион имеет развитую инфраструктуру водного транспорта, в том числе речные порты, способные принимать и обслуживать суда класса «река — море».
В Области функционирует международный аэропорт. На территории Области расположены магистральные трубопроводы, транспортирующие нефть и газ из Сибири и Средней Азии
в центральные районы РФ и за рубеж.

За 2005–2015 гг. численность населения Самарской области снизилась на 0,6%. За 2005–2016 гг. существенно замедлилась естественная убыль населения: с -6,4 человек на 1 000 человек населения в 2005 году до -1,2 человек за 9М 2016 года. Сокращение данного показателя произошло благодаря росту рождаемости (с 9,7 человек на 1 000 человек населения в 2005 году до 12,7 человек за 9М 2016 года) и снижению смертности (с 16,1 человек на 1 000 человек населения в 2005 году до 13,9 человек за 9М 2016 года). Естественная убыль населения в значительной степени компенсируется миграционным притоком. В 2015 году доля трудоспособного населения в возрастной структуре населения соответствовала среднероссийскому уровню. За 2011–2015 гг. доля населения моложе трудоспособного возраста увеличилась с 14,8 до 16,4% (на 1,6% ниже среднероссийского уровня в 2015 году), а доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась с 24,1 до 26% (на 1,5% выше среднероссийского уровня в 2015 году).

Структура бюджета и бюджетная дисциплина

Таблица 2. Оценка показателей бюджетной дисциплины Самарской области

Источник: Самарская область, расчеты АКРА

Бюджет Области характеризуется высокой долей собственных доходов [1] (в среднем 88%). Структура налоговых доходов устойчива, в ней доминируют поступления по налогу
на прибыль (в среднем 34,6% собственных доходов областного бюджета в 2013–2016 гг.)
и НДФЛ (в среднем 30% собственных доходов областного бюджета в аналогичный период).

_______________________________________

[1] Собственные доходы — налоговые и неналоговые доходы.

Рисунок 3. Основные источники собственных доходов областного бюджета

Источник: Самарская область, ФНС РФ, расчеты АКРА

Уровень диверсификации экономики позволяет сглаживать отраслевую волатильность поступлений по налогу на прибыль. В 2013–2015 гг. снижение поступлений по налогу
на прибыль от добычи полезных ископаемых и от финансовой деятельности было частично компенсировано ростом поступлений по налогу на прибыль в химическом производстве,
в производстве пищевых продуктов и торговле. Чистые поступления по налогу на прибыль
от сектора «Финансовая деятельность» в 2015 году были отрицательными (из-за крупных возвратов (зачетов) налога), тогда как в 2013–2014 гг. данный показатель составлял около
4 млрд руб. ежегодно.

Рисунок 4. Отраслевая структура налоговых доходов Самарской области
в 2015 году (с учетом налоговых поступлений в местные бюджеты, без учета акцизов на нефтепродукты)

Источник: Самарская область, ФНС РФ, расчеты АКРА

Примечание: обрабатывающее производство представлено крупнейшими подотраслями.
В «Прочие отрасли» включена часть подотраслей, входящих в сектор «Обрабатывающее производство» (металлургическое производство, производство нефтепродуктов, готовых металлических изделий, машин и оборудования, электрооборудования и др.), а также такие отрасли, как «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Финансовая деятельность» и др.  

Основными получателями налоговых льгот по налогу на прибыль являются нефтедобывающие компании, предоставляющие на территории Области более 600 рабочих мест и получающие более 80% доходов от добычи. Для таких компаний региональная ставка составляет 13,5%, благодаря чему они смогли сэкономить более 7,5 млрд руб. за период 2013–2015 гг. Эффективная ставка по налогу на прибыль крупнейших налогоплательщиков Региона в 2013–2015 гг. составляла 15,6% для АО «Самаранефтегаз» и 16,1% для АО «РИТЭК». На долю этих двух компаний в 2013–2015 гг. приходилось около 32% поступлений по налогу на прибыль в областной бюджет.

С целью стимулирования инвестиционной деятельности региональные власти предоставляют льготы по налогу на имущество организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Самарской области. За 2013–2015 гг. общий объем льготы составил 3,4 млрд руб.

Отраслевая структура поступлений по НДФЛ достаточно сбалансирована. С 2013 года
по сентябрь 2016 года на долю обрабатывающей промышленности приходилось в среднем
24,5% поступлений по НДФЛ в консолидированный бюджет Самарской области. Примерно 24,6% поступлений по НДФЛ обеспечили бюджетные секторы: образование, здравоохранение, государственное управление и обязательное соцобеспечение.

Лидерство обрабатывающей промышленности в поступлениях по НДФЛ объясняется существенным числом занятых и более высоким уровнем дохода относительно средней начисленной зарплаты в Самарской области. Вместе с тем зарплаты в обрабатывающей промышленности Самарской области отстают от среднероссийских зарплат (по всем отраслям экономики). Среднероссийский уровень превышают зарплаты только в нефтедобывающей отрасли и финансовой сфере, на долю которых приходится менее 12% рабочих мест Самарской области (без учета субъектов малого предпринимательства).

В 2013–2016 гг. в структуре безвозмездных поступлений доминировали субвенции (в среднем 33,4%) и субсидии (39,2%). На дотации в среднем приходилось 10,8% безвозмездных поступлений.

За период 2013–2015 гг. расходы бюджета Области выросли на 7,4 млрд руб. В абсолютном выражении наиболее ощутимый рост продемонстрировали расходы на социальную политику (+5,5 млрд руб.), образование (+3,7 млрд руб.) и обслуживание государственного долга (+1,9 млрд руб.). Рост расходов на образование приблизительно на 2/3 обусловлен увеличением размера оплаты труда педагогических работников в соответствии с майскими указами 2012 года (средневзвешенный по группам педагогических работников рост средней зарплаты за период с 2013 года по сентябрь 2016 года составил 17,5%) и ростом численности педагогических работников.

В 2013–2015 гг. наиболее существенно сократились расходы на национальную экономику (-2,6 млрд руб.) и на здравоохранение (-1 млрд руб.), а также общегосударственные расходы Области (-1,1 млрд руб.). В 2013–2015 гг. объем страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, направленных Областью в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), увеличился на 0,9 млрд руб. Сокращение расходов регионального бюджета на здравоохранение было компенсировано ростом бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Самарской области за счет увеличения субвенций из ФОМС. Благодаря этому расходы ТФОМС Области на здравоохранение выросли на 4,8 млрд руб., то есть ситуация с финансированием данного сектора в целом улучшилась.

Благодаря тому, что сроки достижения целевых показателей по зарплате работников бюджетной сферы, установленных Указом Президента РФ N 597 от 7 мая 2012 года
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», были сдвинуты
с 2017 на 2018 год, бюджет Области может сэкономить на индексации зарплат данной категории работников более 3 млрд руб. в 2017 году. Это позволит сгладить потери, связанные с изменениями в распределении поступлений по налогу на прибыль между федеральным и региональными бюджетами (с 2017 года федеральная ставка вырастет с 2 до 3%, а максимальная региональная ставка снизится с 18 до 17%).

В 2013–2016 гг. обязательные расходы в составе бюджета составляли в среднем 70% (только в 2015 году этот показатель превысил 73%, в остальные же рассматриваемые годы он стабильно находился в диапазоне 69,1–69,4%).  

Операционный баланс Области в среднем составлял 18,4% ее регулярных доходов. Но если
в 2013 году он принимал, по оценкам АКРА, умеренные значения, то в 2014–2016 гг. его значение оказывалось ниже среднего. Это объясняется более быстрым ростом обязательных расходов относительно регулярных доходов. В 2016 году регулярные доходы Самарской области составили 110% от уровня 2013 года (+11,9 млрд руб.), в то время как обязательные расходы с учетом капитальных расходов по отдельным направлениям (социальная политика, здравоохранение, образование, дорожное строительство, ЖКХ) составили 121% от уровня 2013 года (+17,6 млрд руб.). Обязательные расходы без учета капитальных расходов в 2016 года составили 113% от уровня 2013 года (+12,2 млрд руб.).

Рисунок 5. Динамика операционного баланса и отдельных показателей бюджета

Источник: Самарская область, расчеты АКРА

Капитальные расходы региональных властей, по оценке АКРА, занимают умеренную долю расходов бюджета Области (в среднем —  15,8% общих расходов). В 2013–2015 гг. капитальные расходы составляли в среднем 21,3 млрд руб., из которых около 22% финансировалось за счет безвозмездных поступлений. В рассматриваемый период около 60% капитальных расходов приходилось на четыре сферы: дорожное хозяйство (в среднем 15%), ЖКХ (в среднем 17%), образование (15%) и физкультуру и спорт (12%). Запланированный на 2016 год рост капитальных расходов составил 7,3 млрд руб. (относительно уровня 2015 года). При этом почти 40% капитальных расходов приходятся на дорожное хозяйство, а их финансирование на 65% будет осуществляться за счет безвозмездных поступлений.

Динамика показателей долговой нагрузки

С 01.01.2014 по 01.01.2017 объем государственного долга Области увеличился почти на 72%, что привело к росту показателя «Долг относительно операционного баланса» со 167% в 2013 году до 292% в 2016 году. Текущий уровень долговой нагрузки на операционный баланс, по оценке АКРА, соответствует существенному уровню риска. Долговой портфель Области достаточно хорошо сбалансирован по срокам погашения: более 43% задолженности подлежит погашению после 2019 года. Текущий график погашения долга без учета новых привлечений не предполагает существенных объемов погашений в 2017 году.

Рисунок 6. График погашения государственного долга Самарской области (без учета заимствований 2017–2019 гг.), млн руб.

Источник: Самарская область, расчеты АКРА

Основу долгового портфеля Области составляют облигационные выпуски (46% по состоянию на конец 2016 года), доля которых будет нарастать в соответствии с декларируемой долговой политикой, направленной на удешевление и удлинение долгового портфеля за счет сокращения доли банковских кредитов (26%). АКРА оценивает структуру долгового портфеля как сбалансированную и не несущую существенных рисков для бюджета Области.

Предполагаемый ежегодный объем размещений облигаций в 2017–2019 гг. составит около 10 млрд руб. сроком на 7 лет. Темпы замещения банковских кредитов также будут определяться доступностью бюджетных кредитов, объемы предоставления которых слабо прогнозируемы.

Область планирует направлять профицит собственных доходов бюджета на сокращение долговой нагрузки с 66,8 млрд руб. в 2017 году (53% собственных доходов) до 62,0 млрд руб.
в 2019 году (48%).

Рисунок 7. Структура долга по состоянию на 01.01.2017, млрд руб. 

Источник: Самарская область, расчеты АКРА

В связи с ростом долговой нагрузки и общим повышением стоимости рыночных заимствований процентные расходы Области по обслуживанию долга выросли в 2013–2016 гг. в 2,1 раза. Текущий уровень стоимости обслуживания долга относительно операционного баланса характеризуется АКРА как умеренный. Объем предоставленных Областью гарантий незначителен.

АКРА оценивает риски, связанные с долгами государственных предприятий Области как минимальные, поскольку привлечение долгового финансирования возможно только с согласия уполномоченного органа, контролирующего целевое назначение привлекаемых средств, условия кредитных договоров, включая ковенанты и стоимость заимствований. За последние пять лет необходимость погашения обязательств предприятий за счет средств областного бюджета не возникала. Область не предоставляет гарантий предприятиям государственного сектора.

Высокий уровень ликвидности бюджета и активное управление остатками средств

В 2016 году Область начала осуществлять активное управление остатками средств, размещая их на депозитах в коммерческих банках. Доход от размещения средств на депозитах в коммерческих банках в 2016 году составил 598,5 млн руб., из них от размещения средств на депозитах до востребования — 184,7 млн руб.

Финансирование около 20% годовых расходов Области приходится на декабрь. В среднем шесть месяцев в году в областном бюджете по состоянию на начало месяца имеется запас денежных средств, достаточный для финансирований расходных обязательств предстоящего месяца.

В феврале 2016 года с целью ликвидации прогнозируемого кассового разрыва был привлечен бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счете областного бюджета в объеме 3 млрд руб. сроком на 50 дней. Указанный кредит был предоставлен территориальным органом Федерального казначейства. Кредит был погашен в апреле 2016 года. В остальные периоды 2016 года кассовых разрывов не возникало.

Рисунок 8. Остатки средств на начало месяца (на едином счете с учетом депозитов) за вычетом месячных расходов (млрд руб.)

Источник: Самарская область, Минфин РФ, расчеты АКРА

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Самарской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (27.12.2016).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Самарской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Самарская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Самарской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели Самарской области

Источник: Самарская область, Минфин РФ, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные показатели бюджета, млрд руб.

Источник: Самарская область, Минфин РФ, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки, млрд руб.

Источник: Самарская область, Минфин РФ, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов

Источник: Самарская область, Минфин РФ, Росстат, расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.