Компоненты кредитного рейтинга

Институциональный фактор

Итоговая оценка

0,05 (максимальная оценка — 0,05)

Региональная экономика

Оценка до корректировки

0,14

Итоговая оценка

0,17 (максимальная оценка — 0,30)

Структура бюджета и бюджетная дисциплина

Итоговая оценка

0,23 (максимальная оценка — 0,30)

Долговая нагрузка

Оценка до корректировки

0,18

Итоговая оценка

0,20 (максимальная оценка — 0,20)

Ликвидность бюджета

Итоговая оценка

0,15 (максимальная оценка — 0,15)

Кредитный рейтинг

АА(RU)

Прогноз

«Стабильный»

Краткая информация о регионе

Челябинская область (далее — Челябинская область, Область, Регион) находится в Уральском федеральном округе (далее — УФО). Численность населения Области составляет 3,5 млн человек (чуть более 2% населения РФ). По оценке Области, ее валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2018 года был равен 1,52 трлн руб. Столица Региона — Челябинск, население которого составило 1,2 млн человек на 01.01.2019. Область граничит с Республикой Башкортостан, Свердловской, Курганской и Оренбургской областями и с Республикой Казахстан. На территории Области осуществляют деятельность ПАО «ММК» (один из крупнейших мировых производителей стали; 12,7 млн т стали по итогам 2018 года) и ПАО «ЧТПЗ» (один из крупнейших российских производителей трубной продукции; 1,9 млн т труб по итогам 2018 года).

Факторы рейтинговой оценки

Институциональный фактор

При утверждении закона о бюджете на будущий период Область придерживается консервативного подхода к прогнозированию налоговых и неналоговых доходов (ННД): с 2015 по 2018 год фактические поступления превышали первоначально утвержденные в среднем на 18%. Консервативный характер оценки будущих доходов позволяет защитить бюджет Области от увеличения расходных обязательств, финансирование которых будет зависеть от конъюнктуры рынка металлов.

В 2015–2018 годах фактические расходы расходились с первоначально утвержденными в среднем на 7%. АКРА положительно отмечает повышение качества планирования расходной части бюджета Региона. Если в 2015 и 2016 годах фактическое исполнение расходной части превышало плановые показатели на 10% и 12% соответственно, то в 2017 и 2018 годах превышение составило 3% и 2% соответственно.

В 2015–2018 годах Область утверждала закон о бюджете с консервативным прогнозом, предусматривавшим дефицит на среднем уровне 11% утвержденных ННД. При этом максимальный уровень дефицита, зафиксированный в указанном периоде, не превышал 0,4% ННД (0,4 млрд руб. по итогам 2015 года). Бюджет в 2017 и 2018 годах был исполнен с профицитом 6% и 8,5% ННД соответственно.

Доля ННД в бюджетах муниципальных образований (далее — МО, муниципалитеты) с 2015 по 2018 год в среднем составляла 30%, что говорит о невысокой самодостаточности местных бюджетов. Отмечается постепенный рост доли ННД в полученных муниципалитетами доходах, что связано с увеличением поступлений по НДФЛ на 35% в течение указанного периода (+5,3 млрд руб.). Объем трансфертов в бюджеты МО увеличился на 28% за 2015–2018 годы. Основными источниками собственных доходов муниципалитетов традиционно являются НДФЛ и налог на имущество, которые в среднем за указанный период составляли 53% и 15% ННД соответственно.

Относительная долговая нагрузка МО снижается: за указанный период совокупный долг муниципалитетов сократился на 4% (211 млн руб.) и на конец 2018-го составил 12% совокупных собственных доходов (против 17% на конец 2015-го). Большая часть долговых обязательств традиционно приходится на кредиты коммерческих банков: за четыре года их доля увеличилась на 20% и достигла 85%. Процентные расходы МО составляют порядка 0,3% их совокупных ежегодных расходов.

За анализируемый период большая часть долга муниципалитетов приходилась на Челябинск, долг которого составлял в среднем 80% (порядка 4 млрд руб.) совокупного долга МО.

Умеренно развитая экономика с высокой концентрацией на металлургической промышленности

Экономические показатели Области, оцениваемые АКРА, характеризуют уровень ее социально-экономического развития как средний относительно других регионов РФ. В 2017 году ВРП Региона составил 1,349 трлн руб. (1,8% суммарного ВРП российских регионов). С 2013 по 2018 год ВРП на душу населения Области увеличился с 67 до 80% от среднероссийского уровня, при этом АКРА ожидает дальнейшего роста данного показателя в среднесрочной перспективе. Среднедушевые доходы в Регионе растут темпом ниже среднестранового и по итогам 2018 года составили 73% от среднероссийского уровня. Безработица в Области в 2015–2018 годах примерно на четверть превышала средний уровень по стране, но с 2016 года показатель безработицы начал сокращаться и с 2016 по 2018 год снижение составило 1,5%. Несмотря на относительно высокий уровень безработицы в Регионе в анализируемый период (в сравнении со среднероссийским уровнем), рост поступлений по НДФЛ в региональный бюджет в среднем превосходил рост совокупных поступлений по НДФЛ по всем регионам на 16% (средний прирост поступлений по НДФЛ в Челябинской области составил 11,9%, а совокупный прирост НДФЛ по РФ — 10,3%).

Рисунок 1. Показатели социально-экономического развития Челябинской области

* Прогнозное значение ВРП на 2018 год (РФ — прогноз АКРА, Регион — прогноз Челябинской области).
Источник: Челябинская область, Росстат, расчеты АКРА

Индекс промышленного производства Области характеризуется большей волатильностью по сравнению со средними индексами УФО и РФ, что связано с зависимостью экономики Области от цен на продукцию металлургической отрасли. Нефтегазодобывающие регионы УФО во многом определяют динамику индексов промышленного производства как самого УФО, так и РФ, а Челябинская область, специализирующаяся на металлообработке, не может обеспечить темпы прироста индекса, соответствующие показателям добывающих регионов.

Рисунок 2. Индекс промышленного производства Челябинской области

Источник: Росстат

Экономика Области и доходная часть ее бюджета характеризуются низкой степенью диверсификации. Основа экономики — обрабатывающая промышленность, главным образом металлургическое производство, на долю которого в 2016–2018 годах приходилось в среднем 54% общего объема отгруженных товаров собственного производства по виду деятельности «Обрабатывающие производства». Обрабатывающая промышленность формировала в среднем 34% регионального ВРП с 2013 по 2017 год. Второй по размеру доли в ВРП Региона отраслью является оптовая и розничная торговля — в среднем 13% за анализируемый период. Структура ВРП Региона стабильна, некоторая волатильность доли металлургической промышленности (рост или снижение в годовом сопоставлении) объясняется колебаниями рублевой стоимости сырья.

Рисунок 3. Отраслевая структура ВРП Региона в 2017 году

Источник: Челябинская область, Росстат, расчеты АКРА

Отраслевая структура налоговых поступлений в бюджет Региона слабо диверсифицирована. По оценке АКРА, за период с 2015 по 2018 год в среднем почти четверть налоговых поступлений приходилась на металлургическое производство. Сектор оптовой и розничной торговли, отчасти связанный с производством и продажей продукции металлургической отрасли, является вторым по значимости (порядка 10–11%) в структуре налоговых поступлений за указанный период. Существенная доля налоговых поступлений формировалась секторами «Транспортировка и хранение» (в среднем 8% за период) и «Финансовая деятельность» (около 6%). Отрасли бюджетной сферы («Здравоохранение», «Образование» и «Государственное управление») суммарно генерировали порядка 14% общих налоговых поступлений Региона.

Рисунок 4. Отраслевая структура налоговых поступлений в 2018 году*

* При расчете использовались данные за 2018 год по налогу на прибыль, НДФЛ, транспортному налогу и налогу на имущество.
Источник: ФНС, расчеты АКРА

Крупнейшие по объему выручки предприятия Челябинской области в большинстве своем ориентированы на обработку черных и цветных металлов, а также на производство металлургической продукции. По итогам 2018 года десять крупнейших налогоплательщиков Региона суммарно сформировали порядка 31% всех налоговых поступлений в региональный бюджет. Помимо предприятий, занятых обработкой металлов, в Области развиваются компании, связанные с торговлей продукцией металлургической отрасли, а также предприятия агропромышленного комплекса. Присутствие в Челябинской области крупнейших налогоплательщиков в лице финансово устойчивых компаний обрабатывающего сектора, имеющих на ее территории значительный имущественный комплекс и осуществляющих обработку и транспортировку продукции на территории Области, создает основу для стабильной налоговой базы.

Таблица 1. Десять крупнейших по объему выручки предприятий*, зарегистрированных на территории Челябинской области, 2018 год

Предприятие

Вид деятельности

Владелец

Выручка, млн руб.

Прибыль до уплаты налогов, млн руб.

ПАО «ММК»

Производство чугуна, стали и ферросплавов

Частная компания

458 218

96 605

ПАО «ЧТПЗ»

Производство стальных труб, полых профилей и фитингов

Частная компания

127 014

4 481

ПАО «ЧМК»

Производство чугуна, стали и ферросплавов

ПАО «Мечел»

124 372

3 943

АО «ЧЭМК»

Производство ферросплавов

ООО «УСМК»

60 102

9 141

ООО «Торговый дом ММК»

Торговля оптовая черными металлами в первичных формах

ПАО «ММК»

58 802

18

ООО «НОВАТЭК- Челябинск»

Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами

ПАО «НОВАТЭК»

58 398

203

ООО «ОРБИТА»

Торговля оптовая неспециализированная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями

Частная компания

36 861

640

ПАО «ЧЦЗ»

Производство свинца, цинка и олова

NF Holdings B.V.

ОАО «УГМК»

33 781

3 310

ООО «Мечел-Кокс»

Производство кокса

ПАО «Мечел»

31 051

1 529

ООО «Группа «Магнезит»

Производство огнеупорных изделий

АО «МАГ ХОЛДИНГЗ С.А.»

26 687

3 882

* Филиалы не учтены в выборке.
Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»

Доля инвестиций в основной капитал за 2014–2017 годы в среднем составляла 18% ВРП, что существенно ниже среднего показателя по РФ (24%) и УФО (26%). Это объясняется отсутствием масштабных программ по модернизации крупных металлообрабатывающих предприятий Области, которые могли бы ощутимо повлиять на объем инвестиций. В 2014–2017 годах более трети всех инвестиций приходилось на обрабатывающие производства, но в 2018 году структура инвестиций изменилась: резко выросла доля металлодобывающего сектора, достигнув четверти совокупных инвестиций (против среднего показателя на уровне 8% с 2014 по 2017 год), при небольшом росте инвестиций в обрабатывающий сектор. Отчасти это объясняется разработкой АО «ЮГК» новых золоторудных месторождений.

С 2004 по 2018 год население Области сократилось на 2%. По итогам 2018 года в Регионе проживает 3,5 млн чел. Область характеризуется высоким показателем урбанизации: 82% населения проживает в городах (Челябинск — 1,2 млн человек, Магнитогорск — 413 тыс. человек, Златоуст — 165 тыс. человек, Миасс — 151 тыс. человек, Копейск — 148 тыс. человек.

Сбалансированная бюджетная политика при высокой зависимости налоговых поступлений от металлургического сектора

Доля обязательных расходов в составе бюджета в 2017–2020 годах прогнозируется на высоком уровне и в среднем будет составлять 77%. Агентство отмечает стабильность данного показателя в 2015–2020 годах. Согласно методологии АКРА, значительная доля обязательных расходов в составе бюджета соответствует низкой степени контроля над расходной частью бюджета.

С 2015 по 2018 год операционный баланс в среднем составлял 24% регулярных доходов. Максимального значения (28%) данный показатель достиг по итогам 2018 года. Исходя из утвержденных бюджетных назначений Области на 2019 год, АКРА полагает, что операционный баланс составит порядка 19% на фоне роста обязательных расходов Региона. Проект закона о бюджете на 2020–2022 годы предполагает дальнейшее снижение показателя до 13% регулярных доходов.

Доля капитальных расходов в общих расходах бюджета Региона высока: по оценке АКРА, за 2015–2018 годы она в среднем составляла порядка 22%. Исходя из утвержденных назначений областного бюджета на 2019 год, АКРА ожидает, что доля капитальных расходов останется примерно на том же уровне. Проект закона о бюджете на 2020–2022 годы предполагает дальнейшее снижение данного показателя до 19% от общей суммы расходов бюджета. АКРА положительно отмечает факт того, что большую часть (более 60%) капитальных расходов Челябинская область финансирует самостоятельно.

Доля собственных доходов в составе бюджета (за исключением субвенций) с 2015 по 2018 год не опускалась ниже 84%; среднее значение за анализируемый период — 86%. Тем не менее, согласно прогнозируемым Областью параметрам исполнения бюджета на 2019 год, доля собственных доходов снизится до 82% в связи с увеличением доли федеральных трансфертов в составе бюджета. Рост объема трансфертов будет главным образом обусловлен увеличением иных межбюджетных трансфертов с 2,5 млрд руб. по итогам 2018 года до 10,5 млрд руб. по плановым характеристикам бюджета на 2019 год.

Рисунок 5. Структура ННД Области



Источник: Федеральное казначейство, Челябинская область, расчеты АКРА

Основной вклад в ННД формирует налог на прибыль: его доля росла с 2015 года и по итогам 2018-го достигла 40%. По оценке АКРА, в 2019–2020 годах доля налога на прибыль в собственных доходах Региона вырастет до 41–42%, однако в абсолютном значении налог на прибыль не увеличится по причине стагнации цен на продукцию металлургической промышленности. Рост его доли будет связан со снижением доли поступлений по налогу на имущество с 14 до 11% в связи с изменением законодательства. Доля поступлений по НДФЛ в бюджет Региона стабильна и составит в среднем 35% за период с 2015 по 2020 год.

В 2015–2018 годах поступления по налогу на прибыль в среднем росли на 19% в год. Таким образом, за указанный период налог на прибыль вырос на 68%, с 33 до 55 млрд руб., благодаря высоким ценам на продукцию металлургической отрасли. В связи со снижением цен на металлургическую продукцию1 в 2019 году АКРА ожидает, что поступления по налогу на прибыль сократятся примерно на 5%. По итогам десяти месяцев 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018-го сокращение поступлений по налогу на прибыль составило 8% (3,7 млрд руб.). В связи с изменением законодательства поступления по налогу на имущество снизились на 9% (1,2 млрд руб.). Для компенсации выпадающих доходов федеральное правительство приняло решение об изменении пропорции распределения акцизов. НДФЛ вырос на 6% (2,4 млрд руб.) за указанный период. По прогнозу АКРА, ННД Региона в 2019-м сократится только на 0,6% (порядка 880 млн руб.) относительно высокой базы 2018-го.


1 Более подробная информация представлена в прогнозе АКРА «Кому торговая война, а кому прибыль одна: черные металлы сопротивляются падению цен, сохраняя кредитоспособность отрасли» от 17 декабря 2018 года.

Безвозмездные поступления в бюджет Области в среднем составляли 19% бюджетных доходов (27 млрд руб. ежегодно) в 2015–2018 годах. Наибольшую долю в структуре трансфертов по итогам 2018 года занимали дотации (49%), половина из них — дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. По итогам 2019 года Регион ожидает увеличения суммы безвозмездных поступлений, в первую очередь иных межбюджетных трансфертов (+8 млрд руб.), на 36%, до 40 млрд руб., в связи с реализацией национальных проектов, которые софинансируются из федерального бюджета.

По итогам 2019 года Область ожидает увеличения доходной части бюджета на 6% (10 млрд руб.) по сравнению с 2018 годом, что связано преимущественно с приростом безвозмездных поступлений, тогда как ННД ожидаемо покажет снижение на 0,6%.

Рисунок 6. Динамика основных налоговых доходов бюджета по видам (млн руб.) в сопоставлении с динамикой цен на продукцию* металлургического комплекса (руб./т без НДС)

Источник: Минфин России, Челябинская область, прогноз и расчеты АКРА
* Цены на горячекатаный лист и арматуру были выбраны в качестве индикаторов цен на продукцию металлургического комплекса.

В 2014–2018 годах расходная часть бюджета Региона ежегодно росла в среднем на 8%. В течение этого периода примерно две трети общего объема расходов Челябинской области приходилось на три социально значимые статьи расходов: образование, здравоохранение и социальную политику. Это отчасти обуславливает высокую долю обязательных расходов в составе бюджета. По уточненным оценкам исполнения бюджета Области, в 2019 году расходная часть бюджета составит 183,8 млрд руб., то есть вырастет на 27 млрд руб. (+17%) по сравнению с 2018 годом.

Доля расходов на выплаты персоналу и соцобеспечение населения стабильна и в среднем составляла 20% общего объема расходов Региона с 2015 по 2018 год. АКРА полагает, что этот показатель останется неизменным и по итогам 2019–2020 годов.

По уточненным оценкам Области, на конец года сформируется дефицит в 5,1 млрд руб. (3,7% ННД), который будет профинансирован за счет накопленной ликвидности Региона. В проекте закона о бюджете на период 2020–2022 годов плановое значение дефицита составляет 22 млрд руб. (15,8% ННД); его финансирование предполагается осуществлять за счет накопленных средств и привлечения заемных средств.

Долговые показатели характеризуются минимальным уровнем риска

Соотношение долга и операционного баланса по итогам 2018 года составило 36% и снизилось вдвое по сравнению с 2015-м. Исходя из оценки исполнения бюджета Области в 2019-м, Агентство не исключает возможности роста данного показателя до 85% в случае выдачи Регионом всей запланированной на 2019 год суммы гарантий. Плановые параметры бюджета Области на 2020 год предполагают возможное увеличение показателя долга относительно операционного баланса до 176% в связи с ростом плановых расходов бюджета и финансированием возможного дефицита, что, по методологии АКРА, соответствует среднему уровню риска.

По итогам 2018 года процентные расходы составили 0,02% операционного баланса Региона, что является минимальным значением за 2015–2018 годы. В 2019 году соотношение практически не изменится, а на конец 2020 года может увеличиться до 1,8%, что, тем не менее, соответствует минимальному уровню риска по методологии Агентства.

По итогам 2018 года операционный баланс за вычетом процентных расходов многократно превысил объем погашения долга в текущем периоде. По итогам 2019 года показатель ожидается на уровне не ниже 9,5, по итогам 2020 года — выше 20, что будет связано с незначительными объемами ежегодного погашаемого долга. Все значения данного показателя соответствуют минимальному уровню риска.

С 2015 по 2018 год долг Области сократился на 16,8 млрд руб. и по итогам 2018 года составил 16,6 млрд руб. К 2017 году Область полностью погасила банковские кредиты, и ее долговая книга в течение последних двух лет состоит из бюджетных кредитов и гарантий. Закон о бюджете на 2019 год (в редакции от 07.11.2019) предусматривает рост долговой нагрузки Челябинской области за счет увеличения объема выданных гарантий с 7,4 млрд руб. до 19,7 млрд руб. АКРА полагает, что такой сценарий маловероятен, поскольку выдача значительной части гарантий была предусмотрена на международные мероприятия, которые были отменены. Исходя из проекта закона о бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов, долг Области вырастет в 2020 году до 40,4 млрд руб. за счет планируемых к размещению облигаций (7 млрд руб.) и банковских кредитов (5,4 млрд руб.). Выдача гарантий предусмотрена в объеме 250 млн руб.

Рисунок 7. Структура государственного долга Челябинской области

* С учетом исполнения бюджета в 2019 году по утвержденным назначениям от 07.11.2019.
** С учетом исполнения бюджета в 2020 году по проекту закона о бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов.
Источник: Минфин России, Челябинская область, расчеты АКРА

По состоянию на 01.11.2019 государственный долг Региона составил 16,6 млрд руб. и был представлен бюджетными кредитами и государственными гарантиями (56% и 44% соответственно). Благодаря такой структуре долга расходы на его обслуживание в 2019-м и в 2020-м не превысят 2% операционного баланса. Основной объем долга (порядка 45%) Области подлежит погашению после 2024 года.

Рисунок 8. График погашения* долга Челябинской области на 01.11.2019

* Погашение гарантий указано без учета амортизации.
Источник: Челябинская область, расчеты АКРА

В структуре выданных госгарантий по принципалам доминируют предприятия пищевой промышленности: объем таких гарантий составляет 4,5 млрд руб. (порядка 62% от общего объема гарантий). Основная часть выданных гарантий имеет срок погашения после 2022 года. По оценкам АКРА, вероятность исполнения областным бюджетом выданных государственных гарантий является несущественной.

В ближайшие четыре года погашению подлежит не более 12% совокупного объема долга ежегодно, поэтому риски рефинансирования минимальны.

Высокий уровень ликвидности и стабильно растущие остатки на счетах

В течение последних 24 месяцев остатки на счетах в Федеральном казначействе примерно в полтора раза превышали месячные расходы Региона. Дополнительно к имеющимся на счетах в Федеральном казначействе средствам Регион размещает депозиты, которые по состоянию на 01.11.2019 в 1,8 раза превосходили объем совокупного долга Области. Совокупные остатки на счетах (на депозитах и в Федеральном казначействе) превосходили объем долга более чем в два раза.

Рисунок 9. Баланс ликвидности* Челябинской области

* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца, %.
Источник: Челябинская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Доходы Области от размещения бюджетных средств были равны 1,2 млрд руб. в 2018 году и, по оценке АКРА, составят порядка 1,8 млрд руб. на конец 2019 года, что будет связано с ростом объема размещаемой ликвидности. Среднемесячная сумма размещенных на депозитах средств на начало месяца за 11 месяцев 2019 года составляла порядка 27 млрд руб., что в 1,7 раза превысило аналогичный показатель за 11 месяцев 2018 года.

Рисунок 10. Динамика доходов от размещения бюджетных средств и расходов на обслуживание долга, млн руб.

*Фактическое исполнение доходов от размещения средств бюджета за десять месяцев 2019 года.
Источник: Федеральное казначейство, Челябинская область, расчеты АКРА

Область не привлекает кредиты от Управления Федерального казначейства. На момент проведения рейтингового анализа у Региона отсутствовали открытые кредитные линии в банках.

По данным Области, объем просроченной кредиторской задолженности бюджета на 01.10.2019 был незначителен.

АКРА не располагает сведениями о наличии у Области просроченных долговых обязательств и случаев получения экстраординарной поддержки от вышестоящего бюджета с целью погашения займов.

Аналитические корректировки

  • положительная корректировка оценки региональной экономики (за финансовое состояние предприятий Региона и за темпы роста экономики);
  • положительная корректировка оценки долговой нагрузки Области (за график погашения долга).

Ключевые допущения

  • сохранение консервативной бюджетной политики, при которой темпы роста расходов (в том числе текущих) не превышают темпов роста собственных доходов;
  • сохранение консервативной долговой политики;
  • исполнение бюджета в 2019 году с дефицитом не более 5% ННД.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост показателей бюджетной дисциплины;
  • опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения и реального ВРП.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение операционного баланса при росте обязательных расходов;
  • длительный период роста относительной долговой нагрузки

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

03.12.2019 — АА(RU), прогноз «Стабильный».

14.06.2019 — АА-(RU), прогноз «Позитивный».

25.12.2018 — АА-(RU), прогноз «Позитивный».

26.06.2018 — АА-(RU), прогноз «Позитивный».

26.12.2017 — АА-(RU), прогноз «Стабильный».

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Челябинской области был опубликован АКРА 26.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Челябинской области, не выявлены.

АКРА оказывало Правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели Челябинской области

 

2015

2016

2017

2018

(Оценка)

2019

(Прогноз)

ВРП, млн руб.

1 209 243

1 271 133

1 348 565

1 520 465

1 583 310

Темп прироста ВРП

22%

5%

6%

13%

4%

ВРП на душу населения, руб.

345 597

363 023

385 560

н/д

н/д

ВРП на душу населения (% от среднего уровня по стране)

77%

77%

76%

н/д

н/д

Безработица, %

7,0%

7,1%

6,6%

5,6%

5,3%

Безработица (% от среднего уровня по стране)

125%

129%

127%

117%

н/д

Среднедушевые денежные доходы, руб./месяц

24 654

23 657

23 576

24 201

н/д

Среднедушевые денежные доходы (% от среднего уровня по стране)

81%

77%

74%

73%

н/д

Степень диверсификации экономики Региона (расчетное значение), в том числе:

Доля сектора/компании в ВРП, расчетное значение

36%

35%

35%

н/д

н/д

Доля налоговых поступлений от крупнейшего сектора/налогоплательщика

26%

23%

24%

28%

н/д

Источник: Росстат, ФНС, Челябинская область, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные показатели бюджета Челябинской области, млн руб.

 

2015

2016

2017

2018

2019

(Оценка АКРА)

2020*

(Прогноз)

Доходы бюджета

125 909

132 600

144 161

168 590

178 706

175 434

Расходы бюджета

-126 324

-132 766

-137 126

-156 811

-183 831

-197 439

ННД

99 070

108 184

117 092

139 257

138 377

139 630

в том числе:

           

Налоги

95 610

105 445

114 271

136 040

н/д

н/д

Из них:

           

Налог на прибыль

32 798

37 179

45 279

55 053

н/д

н/д

НДФЛ

35 367

38 244

40 945

48 800

н/д

н/д

Налоги на товары

5 845

8 177

7 513

8 264

н/д

н/д

Налоги на имущество

15 863

15 613

16 588

19 289

н/д

н/д

Прочие поступления

3 460

2 739

2 821

3 217

н/д

н/д

Трансферты

26 839

24 416

27 069

29 333

40 329

35 803

Регулярные доходы

121 767

129 805

140 050

165 398

175 189

173 930

Обязательные расходы

-95 917

-102 543

-106 399

-119 130

-143 526

-150 982

Операционный баланс

25 850

27 262

33 652

46 268

31 663

22 948

Процентные расходы

-1 807

-883

-190

-10

-9

-403

Процентные доходы

1 378

469

742

1 255

1 522

0

Прочие расходы

237

-1 073

-2 279

-1 884

-1 968

-9 527

Прочие доходы

2 716

2 286

3 337

1 868

1 942

1 448

Расходы капитального характера

-28 836

-28 266

-28 259

-35 788

-38 327

-36 527

Капитальные доходы

49

39

32

69

53

55

Дефицит/профицит

-415

-166

7 035

11 779

-5 124

-22 006

Привлечение долга

5 467

15 325

1 913

0

12 709

24 361

Погашение долга

-7 659

-17 234

-6 159

-417

-13 126

-12 765

* По проекту закона о бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов.
Источник: Федеральное казначейство, Челябинская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Челябинской области, млн руб.

 

2015

2016

2017

2018

2019

(Оценка АКРА)

2020

(Оценка АКРА)

Рыночный долг

13 021

4 878

0

0

0

12 431

Нерыночный долг

2 806

9 040

9 672

9 255

8 838

8 003

Гарантии выданные

17 619

14 615

5 935

7 360

19 706

19 953

Совокупный объем долга

33 446

28 533

15 606

16 615

28 544

40 387

Остатки на счетах на конец периода

1 900

363

8 209

15 856

н/д

н/д

Чистый долг

31 546

28 170

7 398

759

н/д

н/д

Источник: Минфин России, Челябинская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Челябинской области

 

2016

2017

2018

2019

(Оценка АКРА)

2020*

(Прогноз)

Бюджетные коэффициенты

 

Доля собственных доходов в бюджете

87%

85%

86%

82%

85%

Темп прироста собственных доходов

9%

8%

19%

-1%

1%

Доля регулярных доходов в бюджете

98%

97%

98%

98%

99%

Темп прироста регулярных доходов

7%

8%

18%

6%

-1%

Доля налоговых доходов в регулярных доходах

81%

82%

82%

73%

79%

Доля обязательных расходов в составе бюджета

77%

78%

76%

78%

76%

Темп прироста обязательных расходов

7%

4%

12%

20%

5%

Операционный баланс (% от регулярных доходов)

21%

24%

28%

18%

13%

Динамика операционного баланса

5%

23%

37%

-32%

-28%

Доля капитальных расходов бюджета

21%

21%

23%

21%

19%

Долговые коэффициенты

 

Темп прироста рыночного долга

-63%

-100%

Неприменимо

Неприменимо

Неприменимо

Темп прироста совокупного долга

-15%

-45%

6%

72%

41%

Соотношение расходов на обслуживание долга и собственных доходов

1,82%

0,82%

0,16%

0,01%

0,01%

Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса

6,99%

3,24%

0,56%

0,02%

0,03%

Соотношение долга и операционного баланса

1,29

1,05

0,46

0,36

0,90

Соотношение операционного баланса за вычетом процентных расходов и объема погашения долга в текущем периоде

н/д

н/д

>300%

>300%

>300%

Соотношение совокупного долга и ВРП

2,2%

1,2%

1,1%

н/д

н/д

Темп прироста процентных расходов

-51%

-78%

-95%

-4%

Более 100%

* По проекту закона о бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов.|
Источник: Минфин России, Челябинская область, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.