АКРА повысило кредитный рейтинг Курской области до уровня A+(RU), изменив прогноз на «Стабильный», и ее облигаций — до уровня A+(RU)

Повышение кредитного рейтинга Курской области (далее — Курская область, Область, Регион) обусловлено снижением долговой нагрузки и ростом объема временно свободных средств в связи с увеличением налоговых поступлений. Кредитный рейтинг поддерживается консервативной долговой политикой и относительно высокими показателями бюджетной дисциплины. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает средний уровень развития экономики Региона.

Курская область расположена в Центральном федеральном округе, граничит с Украиной и пятью регионами РФ. В Области проживает 0,8% населения РФ, ее ВРП составляет порядка 0,5% совокупного ВРП страны. Область входит в состав Центрально-Черноземного района. На ее территории частично располагается Курская магнитная аномалия.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Консервативная долговая политика и сбалансированное управление ликвидностью бюджета. Область придерживается консервативной долговой политики, удерживая в течение последних четырех лет показатели долговой нагрузки в пределах, соответствующих низкому уровню риска. Долг Области снизился за 2019 год с 18 до 15% ее текущих доходов (по методологии АКРА) и представлен бюджетными кредитами (56,5%) со сроком погашения до 2034 года, банковскими кредитами (30,5%) и облигациями (13%). Прогнозируемое coотношение долга Области и ее текущих доходов на конец 2020 года останется на уровне порядка 15%, что свидетельствует о низком уровне риска. Соотношение долга и налоговых и неналоговых доходов (ННД) бюджета Области за 2019 год снизилось с 23 до 20% и, по оценке АКРА, на конец 2020 года не превысит 20%, что значительно ниже ограничения, предусмотренного соглашениями с Минфином России по реструктуризации бюджетных кредитов. Расходы на обслуживание долга являются необременительными для регионального бюджета за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга (усредненный уровень1 процентных расходов в 2016–2020 годах составит менее 0,4% совокупных расходов бюджета без учета субвенций). Область ежегодно привлекает краткосрочные бюджетные кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) с целью экономии процентных расходов. В 2020 году погашению подлежит 37% долговых обязательств Области, однако с учетом ее низкой долговой нагрузки выплаты в абсолютном выражении будут невелики и сопряжены с минимальным риском рефинансирования. Несмотря на отсутствие на 01.01.2020 открытых неиспользованных кредитных линий со сроком возврата более одного года, Курская область располагает достаточным объемом собственной ликвидности для своевременного выполнения своих обязательств. Остатки на счетах, сформированные на начало 2020 года, покрывают 94% объема долговых обязательств, подлежащих погашению в текущем году.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Умеренно сильный бюджетный профиль с умеренной операционной эффективностью. Усредненная доля собственных доходов Области в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций) за период с 2016 по 2020 год составит 76%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный период составит 8%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов — 1%. Указанные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и об отсутствии потребности в привлечении долгового финансирования для осуществления капитальных расходов. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) в 2016–2020 годах составляет 17%.

Кредитный рейтинг Области сдерживается умеренными показателями развития ее экономики. Несмотря на достаточный уровень диверсификации экономики и налоговых поступлений (максимальная доля налоговых поступлений приходится на сегмент добычи железных руд: в среднем 21% за 2016–2018 годы), показатель ВРП Области на душу населения невысок (порядка 68% от среднего показателя по РФ в период с 2014-го по 2017-й). Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2015–2018 годах составляло почти 300%, а уровень безработицы в Регионе в указанном период был ниже среднероссийского показателя.

Ключевые допущения

  • следование консервативной долговой политике;
  • сохранение в 2020 году объема ННД Региона на уровне 2019-го;
  • сохранение собственной ликвидности на достаточном уровне.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост операционной эффективности бюджета при отсутствии потребности в долговом финансировании;
  • дальнейший рост собственной ликвидности бюджета;
  • ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Области.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня доступной ликвидности;
  • рост соотношения долга и текущих доходов Области выше 30%;
  • рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1), срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Курской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.