Компоненты кредитного рейтинга

Институциональный фактор

Итоговая оценка

0,05 (максимальная оценка — 0,05)

Региональная экономика

Оценка до корректировки

0,15

Итоговая оценка

0,15 (максимальная оценка — 0,30)

Структура бюджета и бюджетная дисциплина

Итоговая оценка

0,19 (максимальная оценка — 0,30)

Долговая нагрузка

Оценка до корректировки

0,13

Итоговая оценка

0,13 (максимальная оценка — 0,20)

Ликвидность бюджета

Итоговая оценка

0,13 (максимальная оценка — 0,15)

Кредитный рейтинг

BBB+(RU)

Прогноз

«Позитивный»

Краткая информация о регионе

Тверская область (далее — Тверская область, Область, Регион) расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО), граничит с шестью субъектами РФ. В Регионе проживает почти 1% населения РФ и создается 0,5% суммарного российского валового регионального продукта (далее — ВРП). В 2017 году ВРП Области достиг 384 млрд руб. Тверская область занимает второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии среди областей ЦФО — 19% всей электроэнергии ЦФО по данным 2018 года. При этом экономика Области достаточно диверсифицирована, отсутствует критическая концентрация на одной отрасли/одном налогоплательщике.

В 2017 году структура ВРП распределялась следующим образом: 18% —  обрабатывающие производства (пищевая промышленность, производство транспортных средств, производство машин и оборудования), 16% — оптовая и розничная торговля и ремонт, 9% — обеспечение электроэнергией, газом и паром, 9% — транспортировка и хранение, 7% — строительство, 7% — госуправление и обеспечение военной безопасности, соцобеспечение. Вклад прочих отраслей составил 34% (доля каждой — не более 6%).

Факторы рейтинговой оценки

Институциональный фактор

С 2016 по 2018 год при планировании Областью собственных доходов существенные отклонения (более 5%) не допускались. Основной причиной незначительных отклонений было превышение фактического поступления налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) над плановым уровнем, что было обусловлено консервативным подходом Региона к планированию бюджета.

Для всех муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ. Данная мера призвана стимулировать деятельность местных властей, направленную на легализацию бизнеса и развитие экономики.

ННД Региона формируют почти половину доходов муниципальных образований (более половины указанных доходов приходится на НДФЛ).

В 2014–2018 годах совокупная долговая нагрузка муниципальных образований выросла с 14 до 18% ННД. В абсолютном размере на конец 2018 года долг Региона составил 2,416 млрд руб. (91% долговых обязательств — банковские кредиты). Основная часть долга (90%) приходится на Тверь. Расходы на обслуживание долга в указанный период не превышали 1,5% совокупных расходов.

Традиционная структура экономики и значимые эффекты близости к мегаполисам

Экономику Области отличает высокий уровень диверсификации: в структуре ВРП отсутствует доминирующая отрасль.

Максимальный вклад в ВРП (порядка 18% в 2014–2017 годах) вносят обрабатывающие производства, структура которых разнородна. Наибольшую долю формирует пищевое производство (в 2017 году — 20%). В Области функционируют значимые для ее экономики предприятия пищевой промышленности (мясное, молочное производство, производство пива, кофе и другие).

Еще одна значимая отрасль — производство транспортных средств. В 2017 году доля предприятий транспортного машиностроения в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности Области составила 16%. На территории Области располагается ОАО «ТВЗ», крупнейшее в России предприятие по производству железнодорожных пассажирских вагонов. Его деятельность полностью зависит от единственного заказчика (АО «ФПК»). В 2019 году между ОАО «ТВЗ» и АО «ФПК» был заключен контракт на поставку 3 730 пассажирских вагонов на общую сумму 237 млрд руб.

Рисунок 1. Оценка структуры ВРП Тверской области в 2017 году

Источник: Тверская область, расчеты АКРА

Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия Тверской области

 

Вид деятельности

Выручка в 2018 году, млн руб.

ОАО «ТВЗ»

Производство немоторных вагонов

47 246

АО «МРО «ТЕХИНКОМ»

Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями

21 832

АО «ДКС»

Производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей

17 148

ООО «СО Тверьнефтепродукт»

Торговля розничная моторным топливом

14 471

ООО «ХКМ Евразия»

Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства

14 279

АО «РН-Тверь»

Торговля розничная моторным топливом

12 683

ООО «Дмитрогорский мясоперерабатывающий завод»

Производство продукции
из мяса убойных животных
и мяса птицы

11 985

ООО «Газпром межрегионгаз Тверь»

Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям

11 199

ООО «Дорожная строительная компания»

Строительство автомобильных дорог и автомагистралей

10 951

АО «Каменская БКФ»

Производство бумаги
и картона

10 503

Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»

На территории Области развивается особая экономическая зона туристическо-рекреационного типа «Завидово» (постановление о ее создании было подписано Правительством РФ 20.04.2015).

Динамика реального ВРП Региона с 2000 года преимущественно отстает от среднероссийских темпов роста.

Соотношение инвестиций и ВРП Области в 2014–2017 годах в среднем составляло 25%. В течение последних четырех лет порядка трети инвестиций осуществлялось в секторе «Транспорт и связь» (строительство автомагистрали М11 «Москва — Санкт-Петербург» и мостового перехода через Волгу в составе автомобильной дороги М10 «Россия»). Существенная доля также приходится на производство и распределение электроэнергии, газа и воды и на обрабатывающие производства (суммарная доля составляет порядка одной трети).

Вложения в различные секторы (крупнейшие инвестиционные проекты, находящиеся в стадии активной реализации) отражают диверсифицированную структуру экономики Региона.

Заработные платы в Регионе в 2014–2018 годах были в среднем на 28% ниже средних значений по стране, что, с одной стороны, ограничивает доходную базу бюджета (почти треть собственных доходов областного бюджета составляет НДФЛ), с другой — формирует конкурентные преимущества: стоимость рабочей силы при удобной логистике. При этом миграционные проблемы (отток трудоспособного населения в Москву и Санкт-Петербург) негативно влияют на качество рабочей силы в Регионе.

Безработица по методологии МОТ с 2015 по 2018 год была в среднем на 6 п. п.  ниже среднестранового уровня, а численность населения имеет устойчивую тенденцию к снижению как за счет отрицательного естественного прироста, так и за счет миграционного оттока.

Рисунок 2. Уровень развития экономики Тверской области относительно среднестрановых показателей (100%)

Источник: Тверская область, Росстат, расчеты АКРА

Степень урбанизации в Регионе в 2017 составляет 76%, уровень развития транспортной инфраструктуры оценивается как средний.

Ограниченная гибкость бюджетных расходов при высокой степени самодостаточности бюджета

Самодостаточность доходной части бюджета находится на высоком уровне: в 2016–2019 годах доля собственных доходов составляет 78% доходов без учета субвенций.

В 2018 году объем налоговых льгот по региональным налогам составил 2% собственных доходов. Налоговые льготы по налогу на прибыль на уровне субъекта не предусмотрены.

С 2015 по 2018 год поступления от региональных налогов составляют порядка 20% собственных доходов Региона.

Уровень диверсификации налоговых поступлений по секторам экономики оценивается как высокий. Максимальная доля поступлений приходится на обрабатывающие производства (в 2015–2018 годах она составила в среднем от 21 до 23%). Секторы «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Транспорт и связь» и «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» формируют в среднем по 12% налоговых поступлений.

Рисунок 3. Отраслевая структура налоговых доходов* Тверской области в 2015–2018 годах

Источник: ФНС, расчеты АКРА

* В ходе анализа использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество, транспортному налогу, акцизам.

Доля обязательных расходов находится на высоком уровне (в 2016–2019 годах в среднем 78%). В 2016–2019 годах операционный баланс Области составляет в среднем 22% регулярных доходов, однако в годовом сопоставлении он нестабилен. В 2018-м максимальное значение составило 27% по причине роста поступлений по налогу на прибыль.

Капитальные расходы бюджета Области в среднем составляют 11% расходов бюджета (данные за 2016–2018 годы и прогноз Области на 2019-й), что свидетельствует о ее ограниченных возможностях при необходимости сократить расходы (направить средства на текущие расходы). В 2019 году капитальные расходы могут увеличиться более чем в два раза, до 13 млрд руб., в основном за счет федеральных средств. Доля капитальных расходов в совокупных расходах составит 18%.

Рисунок 4. Структура капитальных расходов Тверской области

Источник: Тверская область, расчеты АКРА

Средний уровень долговой нагрузки при сбалансированной по срокам погашения структуре долга

Принцип управления долгом — соблюдение соглашений с Минфином России о выдаче бюджетных кредитов. АКРА предполагает, что в 2019–2021 годах Регион сможет выполнить условия данных соглашений. Исходя из версии бюджета, действующей на момент пересмотра кредитного рейтинга, долг Региона снизится на 1,4 млрд руб. Прогнозируемое соотношение долга и операционного баланса Области на конец 2019 года составит 1,7. Соотношение долга к ННД не превысит 50%, что значительно ниже, чем обозначено в соглашениях с Минфином России. В структуре государственного долга Региона на конец 2019 года будут преобладать бюджетные кредиты, доля которых составит 58%, оставшаяся часть будет приходиться на банковские кредиты.

По мнению АКРА, реальный объем долга на конец 2019 года может зависеть от решения Региона использовать сложившийся объем ликвидности для снижения долга или финансирования будущего дефицита.

Рисунок 5. Оценка динамики долгового портфеля Тверской области, млрд руб.

Источник: Тверская область, расчеты АКРА

График погашения долга в 2020 году и далее зависит от дальнейшего участия Региона в программе реструктуризации бюджетных кредитов. На 01.11.2019 Область полностью погасила банковские кредиты за счет накопленной за прошлый год ликвидности и внутригодового профицита. Текущий график погашения долга (представлен только бюджетными кредитами) предусматривает выплату 10% долга в 2020 году, а в период с 2021 по 2024 год — по 20% ежегодно.

Рисунок 6. График погашения долга Тверской области по состоянию на 01.11.2019, млрд руб.

Источник: Тверская область, расчеты АКРА

На конец 2019 года график погашения государственного долга Области изменится, поскольку она обратится к банковскому кредитованию и для финансирования дефицита использует среднесрочные возобновляемые кредитные линии. Это, с одной стороны, неблагоприятно повлияет на график погашения долга, но с другой — позволит снизить процентные расходы за счет погашения в течение года кредитных линий при достаточном уровне ликвидности. Процентные расходы в 2019 году составят менее 0,3% всех расходов и не будут обременительными для бюджета.

Расположенная в Твери компания высокой социальной значимости, напрямую не принадлежащая ни областному правительству, ни городской администрации, имеет значительную кредиторскую задолженность; перспективы ее урегулирования неясны. По мнению АКРА, до следующего рейтингового действия данная задолженность не окажет влияния на кредитоспособность областного бюджета, поэтому Агентство считает нецелесообразным учитывать данную кредиторскую задолженность в качестве косвенных обязательств предприятий госсектора.

Финансовая помощь организациям, находящимся в собственности Области, не оказывается. Гарантии в структуре государственного долга отсутствуют (текущая версия закона о бюджете не предусматривает их выдачу).

Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Региона, способных повлиять на его уровень кредитоспособности, отсутствуют. Концессионные обязательства на текущий момент не определены.

По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.10.2019 несущественна.

АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления вышестоящим бюджетом экстренной помощи для погашения Областью займов.

Растущий уровень ликвидности бюджета

В управлении ликвидностью Тверская область использует средства бюджетных и автономных государственных учреждений. Среднее значение остатков на счетах с начала текущего года составило 6 млрд руб. (за 2018, 2017 и 2016 год — 4,2, 1,7 и 1,8 млрд руб. соответственно), что позволяет Области своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи. Тверская область не размещает депозиты, хотя имеет на это право согласно статье 236 Бюджетного кодекса РФ. Область не привлекает кредиты Управления Федерального казначейства.

Рисунок 7. Остатки средств бюджета на начало месяца за вычетом месячных расходов, млрд руб.

Источник: Тверская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

По состоянию на 01.08.2019 заключенные договоры в рамках кредитных линий покрывали сумму месячных расходов бюджета Региона более чем в два раза.

Ключевые допущения

  • удержание доли обязательных расходов Области в пределах 80% от расходов бюджета;
  • возможное частичное неисполнение заявленной программы капитальных расходов в 2019 году;
  • финансирование дефицита бюджета 2019 года за счет остатков на счетах.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейшее снижение долговой нагрузки на бюджет Области;
  • структурное улучшение профиля погашения долга;
  • сокращение доли обязательных расходов бюджета Области.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение собственных доходов бюджета более чем на 2% относительно прогнозируемых АКРА значений;
  • изменение структуры расходной части бюджета Области в пользу роста текущих расходов;
  • рост относительной долговой нагрузки.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

15.11.2019 — BBB+(RU), прогноз «Позитивный».

28.05.2019 — BBB+(RU), прогноз «Позитивный».

07.12.2018 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».

09.06.2018 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».

12.12.2017 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Тверской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Тверской области был опубликован АКРА 12.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тверской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является незапрошенным, правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тверской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложения

Таблица 1. Сводные экономические показатели Тверской области

 

2015

2016

2017

2018

(Оценка)

2019

(Прогноз)

ВРП, млн руб.

329 616

361 522

384 037

н/д

н/д

Темп прироста ВРП

4%

10%

17%

н/д

н/д

ВРП на душу населения, руб.

251 633

277 929

297 625

н/д

н/д

ВРП на душу населения (% от среднего уровня по стране)

56%

59%

58%

н/д

н/д

Безработица, %

5,6%

5,8%

4,5%

4,1%

н/д

Безработица (% от среднего уровня по стране)

101%

105%

87%

85%

н/д

Среднедушевые денежные доходы, руб./месяц

23 672

24 063

24 222

25 713

н/д

Среднедушевые денежные доходы (% от среднего уровня по стране)

78%

78%

76%

78%

н/д

Степень диверсификации экономики Региона (расчетное значение), в том числе:

Доля сектора/компании в ВРП

18%

20%

18%

н/д

н/д

Доля налоговых поступлений от крупнейшего сектора/налогоплательщика

15%

9%

н/д

н/д

н/д

Доля крупнейшего сектора/компании в занятости

21%

21%

0%

н/д

н/д

Источник: Росстат, ФНС, Тверская область, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные показатели бюджета Тверской области, млн руб.

 

2015

2016

2017

2018

2019

(Оценка)

2020

(Прогноз)

Доходы бюджета

50 042

51 798

54 953

59 712

65 842

66 844

Расходы бюджета

-49 833

-47 403

-52 572

-53 505

-69 480

-68 376

ННД

38 752

39 984

41 690

47 633

47 165

52 555

в том числе:

           

Налоги

36 908

38 222

39 792

45 816

45 290

48 538

Из них:

           

Налог на прибыль

10 786

9 190

10 668

14 129

12 441

12 904

НДФЛ

11 368

12 194

12 285

13 456

14 654

15 917

Налоги на товары

5 448

6 897

5 981

6 267

7 385

9 243

Налоги на имущество

7 535

7 924

8 534

9 093

7 936

7 437

Прочие поступления

1 844

1 763

1 898

1 816

1 875

4 017

Трансферты

11 290

11 814

13 262

12 080

18 677

13 971

Регулярные доходы

48 122

49 813

52 767

58 249

63 967

62 827

Обязательные расходы

-38 934

-39 295

-41 109

-42 357

-50 059

-52 061

Операционный баланс

9 188

10 519

11 658

15 892

13 908

10 766

Процентные расходы

-1 651

-954

-409

-119

-196

-204

Процентные доходы

20

21

14

4

0

366

Прочие расходы

-4 636

-3 394

-3 989

-4 652

-6 383

-7 754

Прочие доходы

1 892

1 955

2 168

1 441

1 861

3 651

Расходы капитального характера

-4 613

-3 759

-7 066

-6 377

-12 842

-8 357

Капитальные доходы

7

9

3

19

14

0

Дефицит/профицит

209

4 395

2 380

6 207

-3 638

-1 532

Привлечение долга

8 074

14 708

15 413

18 014

23 216

24 664

Погашение долга

-8 087

-16 348

-16 147

-19 048

-24 647

-24 664

Погашение долга, долговая книга

 

-11 267

-12 413

-5 248

-5 013

 

Источник: Федеральное казначейство, Тверская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Тверской области, млн руб.​

 

2015

2016

2017

2018

2019

(Прогноз)

2020

(Прогноз)

Рыночный долг

15 550

11 100

10 751

10 414

9 680

11 074

Нерыночный долг

12 469

15 279

14 895

14 197

13 500

12 106

Гарантии выданные

0

0

0

0

0

0

Совокупный объем долга

28 019

26 379

25 645

24 611

23 180

23 180

Остатки на счетах на конец периода

2 666

5 471

7 140

12 434

н/д

н/д

Чистый долг

25 353

20 908

18 506

12 177

23 180

23 180

Источник: Минфин России, Тверская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Тверской области

 

2016

2017

2018

2019

(Прогноз)

Бюджетные коэффициенты

 

 

 

 

Доля собственных доходов в бюджете

82%

80%

80%

72%

Темп прироста собственных доходов

3%

4%

14%

-1%

Доля регулярных доходов в бюджете

96%

96%

98%

97%

Темп прироста регулярных доходов

4%

6%

10%

10%

Доля налоговых доходов в регулярных доходах

77%

75%

79%

71%

Доля обязательных расходов в составе бюджета

83%

78%

79%

72%

Темп прироста обязательных расходов

1%

5%

3%

18%

Операционный баланс (% от регулярных доходов)

21%

22%

27%

22%

Динамика операционного баланса

14%

11%

36%

-12%

Доля капитальных расходов бюджета

8%

13%

12%

18%

Долговые коэффициенты

 

 

 

 

Темп прироста совокупного долга

-6%

-3%

-4%

-6%

Соотношение расходов на обслуживание долга и собственных доходов

2,4%

1,0%

0,2%

0,4%

Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса

9,1%

3,5%

0,75%

1,4%

Соотношение долга и операционного баланса

251%

220%

155%

167%

Соотношение операционного баланса за вычетом процентных расходов и объема погашения долга в текущем периоде

85%

91%

301%

274%

Соотношение рыночного долга и операционного баланса

106%

92%

66%

70%

Соотношение чистого долга и операционного баланса

199%

159%

77%

167%

Соотношение совокупного долга и ВРП

7,3%

6,7%

н/д

н/д

Темп прироста процентных расходов

-42%

-57%

-71%

65%

Источник: Минфин России, Тверская область, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.