Кредитный рейтинг Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) обусловлен умеренными показателями развития региональной экономики, средней долговой нагрузкой при неравномерном графике погашения долга и средним уровнем ликвидности бюджета.
Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами РФ. В Регионе проживает 0,4% населения РФ, а его валовый региональный продукт (ВРП) составляет 0,4% суммарного российского ВРП. По территории Области проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Средний уровень долговой нагрузки при значительном риске рефинансирования. Соотношение долга Области и ее текущих доходов снизится с 52% на конец 2018 года до 44% на конец 2019-го. Это обусловлено увеличением поступлений по налогу на прибыль и текущих безвозмездных поступлений. В абсолютном выражении размер долга на конец 2019 года не изменится и составит порядка 15,5 млрд руб. При условии исполнения параметров бюджета, предусмотренных проектом закона о бюджете на 2020 год, к концу 2020 года соотношение долга Области и ее текущих доходов не превысит 50%. В случае снижения фактических налоговых и неналоговых доходов (ННД) в 2020 году на 10% по сравнению с запланированными указанное соотношение составит 57%, что соответствует среднему уровню долговой нагрузки по методологии АКРА. В конце 2020 года долг Области будет состоять из банковских кредитов и реструктурированных бюджетных кредитов приблизительно в равных долях. В 2019 году погашению / рефинансированию подлежали 3% долговых обязательств Региона, а в 2020 году Область должна погасить / рефинансировать 39,6% своей задолженности. Погашение будет осуществляться поэтапно, что отчасти смягчает риск рефинансирования. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга (усредненный уровень1 процентных расходов в 2016–2020 годах составит менее 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций). По оценке АКРА, по итогам 2019 года соотношение долга и собственных доходов Региона останется в пределах целевого уровня, установленного Минфином России при проведении реструктуризации бюджетных кредитов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Средний уровень ликвидности бюджета. Новгородская область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Рост доходов областного бюджета за десять месяцев 2019 года на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года при увеличении расходов на 13% позволили Области сформировать рекордные за анализируемый период (с 2015 года) остатки на счетах, позволяющие покрыть расходы Региона в течение полутора месяцев. По мнению АКРА, в декабре 2019 года остатки на счетах могут значительно сократиться вследствие направления Областью этих средств на финансирование расходов. При необходимости финансирования прогнозируемых кассовых разрывов правительство Области использует краткосрочный кредит, предоставляемый Управлением Федерального казначейства.
Рост зависимости бюджета Региона от безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Усредненная доля собственных доходов Региона в общем объеме его доходов без учета субвенций за период с 2016 по 2020 год составит 73%. В то же время она имеет тенденцию к снижению в 2017–2019 годах вследствие роста безвозмездных поступлений (в основном иных межбюджетных трансфертов и дотаций) по сравнению с 2014–2016 годами. Ожидается, что в 2019 и 2020 годах субсидии, получаемые Регионом из федерального бюджета, вырастут в 2,2 и 3,7 раза соответственно по сравнению с 2018-м. С 2016 по 2020 год усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составляет 7%, а соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов – (-)2%. Указанные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и необходимости привлечения заемных средств только на цели финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2016–2020 годах составляют 13% совокупных расходов бюджета и на 30%-40% финансируются за счет субсидий из федерального бюджета.
Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью и потенциалом роста транспортных услуг. Крупнейшим предприятием Новгородской области является ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится порядка 40% отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области. Доля налоговых поступлений в бюджет Региона от предприятий химической отрасли составляет от 6% до 10% налоговых доходов Региона за 2015–2018 годы. За девять месяцев 2019 года доля налоговых поступлений от предприятий химической промышленности возросла до 15%, что обусловлено ростом поступлений по налогу на прибыль за счет однократного роста их внереализационных доходов. Другие крупные отрасли экономики Области — строительство, доля которого снизится по мере окончания строительства трассы М11, и транспорт и связь, перспективы развития которой, наоборот, с введением трассы в эксплуатацию растут. Усредненный ВРП Региона на душу населения составил в 2014–2017 годах 85% среднестранового показателя. Усредненное соотношение средней заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2015–2018 годах составило 271%. Уровень безработицы в Регионе ниже среднероссийских показателей. На фоне сокращения и старения населения Области в долгосрочной перспективе это может привести к дефициту кадров и возможному росту социальных расходов.
Ключевые допущения
- Долговая политика, основанная на привлечении краткосрочного коммерческого долга;
- сохранение в 2020 году объема ННД Региона на уровне 2019 года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- улучшение графика погашения коммерческой части долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга в течение одного года);
- снижение относительной долговой нагрузки;
- устойчивый рост уровня ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов бюджета.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Новгородской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.