Компоненты кредитного рейтинга |
|
---|---|
Институциональный фактор |
|
Итоговая оценка |
0,04 (максимальная оценка — 0,05) |
Региональная экономика |
|
Оценка до корректировки |
0,15 |
Итоговая оценка |
0,19 (максимальная оценка — 0,30) |
Структура бюджета и бюджетная дисциплина |
|
Итоговая оценка |
0,19 (максимальная оценка — 0,30) |
Долговая нагрузка |
|
Оценка до корректировки |
0,17 |
Итоговая оценка |
0,14 (максимальная оценка — 0,20) |
Ликвидность бюджета |
|
Итоговая оценка |
0,10 (максимальная оценка — 0,15) |
Кредитный рейтинг |
A-(RU) |
Прогноз |
«Стабильный» |
Краткая информация о регионе
Мурманская область (далее — Мурманская область, Область, Регион) расположена в Северо-Западном федеральном округе. В Регионе проживает 756 тыс. человек (порядка 0,5% населения РФ). Территория Региона относится к районам Крайнего Севера. Областным центром и крупнейшим населенным пунктом является Мурманск, в котором проживает почти половина населения Области.
По оценке Области, в 2018 году ее ВРП достиг 468 млрд руб., тогда как в 2017-м данный показатель был равен 446 млрд руб. (0,6% совокупного ВРП регионов РФ). В структуре ВРП Региона в 2017 году 13,4% приходилось на добычу полезных ископаемых, 13% — на рыболовство и рыбоводство, 11,6% — на транспортную сферу, 10,6% — на оптовую и розничную торговлю, 9,7% — на обрабатывающие производства, госуправление и обеспечение военной безопасности, 7,7% — на социальное страхование. Совокупный вклад прочих отраслей составил 34%.
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
Бюджетное планирование характеризуется достаточной точностью. Исполнение доходов бюджета по итогам 2015–2018 годов находилось в диапазоне 100–106,4% от уточненного плана, исполнение расходов — 96,5–99,8%.
Дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям, не установлены. При этом весь объем собранных налогов на совокупный доход остается в распоряжении муниципальных образований. Налоговые доходы формируют более 45% всех доходов муниципальных образований (более половины из них приходится на НДФЛ). В муниципальных образованиях Области осуществляют деятельность межведомственные рабочие группы по увеличению доходов бюджетов бюджетной системы.
Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований Региона за исследуемый период стабильно составляет 25% их собственных доходов; на конец 2018 года данный показатель достиг 4,3 млрд руб. Чуть более половины долга муниципальных образований (в основном Мурманска, доля которого равна 39,7%) составляет коммерческий долг перед банками.
Доля расходов, связанных с обслуживанием долга, остается невысокой — 0,3% от совокупных расходов Региона.
Экономика Области является ресурсоориентированной: почти треть ВРП генерируется за счет добычи полезных ископаемых, металлургического производства и вылова рыбы
Экономика Мурманской области базируется на добыче полезных ископаемых (в Регионе добывается весь российский апатитовый концентрат, порядка 10% общего объема добываемых в РФ железных руд, порядка 10% добываемого в РФ никеля), производстве металлов (до 2017 года — более 40% всего объема первичного никеля в РФ, после 2017 года — более 70%), а также рыболовстве с последующей переработкой.
Основные отрасли в структуре ВРП Области в 2017 году — добыча полезных ископаемых, рыболовство и рыбоводство, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, госуправление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование.
Рисунок 1. Структура ВРП Мурманской области в 2017 году
Источник: Росстат
В течение последних пяти лет основой промышленного производства Области являются добыча полезных ископаемых (формирует порядка трети промышленного производства), производство пищевых продуктов (порядка четверти), металлургическое производство, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды — около 20%.
Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия Мурманской области
|
Вид деятельности |
Выручка в 2018 году, млрд руб. |
Совладельцы |
---|---|---|---|
АО «Кольская ГМК» |
Производство никеля |
57,7 |
ПАО «ГМК «Норильский никель» |
ПО «Ковдорский ГОК» |
Добыча железных руд |
38,5 |
АО «МХК «ЕвроХим» |
АО «Олкон» (Оленегорский ГОК) |
Добыча железных руд |
16,1 |
ПАО «Северсталь» |
ПАО «Мурманский траловый флот» |
Рыболовство морское |
13,0 |
АО «Норебо Холдинг» |
АО «Мурманэнергосбыт» |
Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) |
10,8 |
Мурманская область |
АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» |
Добыча минерального сырья для химической промышленности и производства удобрений |
9,5 |
ПАО «Акрон» |
ОАО «МАГЭ» |
Работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы |
8,3 |
ООО «СК «ПетроАльянс» |
ЗАО «Арктиксервис» |
Рыболовство морское |
7,6 |
Союз рыбопромышленников Севера |
ПАО «НК «Роснефть» —Мурманскнефтепродукт» |
Добыча минерального сырья для химической промышленности |
7,3 |
ПАО « НК «Роснефть» |
ПАО «Мурманский морской торговый порт» |
Транспортная обработка грузов |
7,1 |
АО «СУЭК» |
АО «НОРЕБО РУ» |
Торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов |
6,9 |
АО «Норебо Холдинг» |
Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» |
Эксплуатация и обслуживание атомного гражданского ледокольного флота России |
6,8 |
Госкорпорация «Росатом» |
Общество с ограниченной ответственностью «Арктик-энерго» |
Реализация электроэнергии |
6,6 |
АО «Кольская ГМК» и АО «МЭС» |
Источник: СПАРК-Интерфакс
По объему отгруженных товаров, относящихся к сектору «Добыча полезных ископаемых», Регион стабильно занимает третье место в Северо-Западном федеральном округе после Республики Коми и Ненецкого автономного округа.
Рыбохозяйственный комплекс Мурманской области в 2017 году генерировал порядка 13% ее ВРП, а также обеспечивал 4,5% общероссийского вылова рыбы и 12% производства рыбы и рыбных продуктов.
Развитие сектора «Транспорт и связь» поддерживается наличием на территории Области незамерзающего глубоководного порта с атомным ледокольным флотом (входит в десятку крупнейших портов России по объемам перевалки грузов). С дальнейшей реализацией проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» доля сектора может возрасти.
Значимая доля государственного сектора («Госуправление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение») в структуре ВРП Мурманской области обусловлена базированием в Регионе Северного флота (часть сил ядерного сдерживания, состоящая из подводных лодок, кораблей, авиации).
Мурманская область — энергоизбыточный регион, поэтому почти треть вырабатываемой электроэнергии поставляется за пределы Области, в том числе за рубеж.
В течение последних 10 лет индекс физического объема ВРП Региона отстает от общероссийского индекса. При этом ВРП Мурманской области в расчете на душу населения стабильно превышает среднестрановые показатели, что в целом характерно для добывающих регионов с низкой плотностью населения.
Рисунок 2. Динамика мировых цен на никель и фосфорит (в пересчете на среднемесячный курс доллара по отношению к рублю)
Источник: indexmundi.com, расчеты АКРА
В течение последних двух лет цена на фосфорит держится в пределах 4 000–6 000 руб./т. Растущие цены на никель создают потенциал для роста социально-экономических показателей Области, что в дальнейшем может привести к увеличению налоговых отчислений в региональный бюджет. Увеличение мощностей по обработке никеля в Регионе позволяет снизить уровень безработицы.
Соотношение инвестиций и ВРП Области стабильно в годовом сопоставлении и в 2013–2017 годах составляло в среднем 24%. Основной вклад в объем инвестиций вносят добывающая промышленность, государственный сектор и сектор транспорта и связи. Крупнейшие инвестиционные проекты Области, находящиеся в стадии активной реализации, относятся к доминирующим отраслям (добывающей, металлургической и химической промышленности).
Среднедушевые денежные доходы в Мурманской области превышают среднероссийский уровень, а заработные платы, рассчитанные в целом по экономике Региона, являются одними из самых высоких в стране. Это поддерживает налоговую базу бюджета Области в части поступлений от НДФЛ. Самые высокие заработные платы отмечаются в следующих секторах: сельское хозяйство и рыболовство; добыча полезных ископаемых; финансовая и страховая деятельность; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; государственное управление и обеспечение военной безопасности; обрабатывающие производства; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг. Чуть менее половины занятого населения Области трудоустроены в этих отраслях.
Область стабильно характеризуется достаточно высоким показателем безработицы по методологии Международной организации труда, составившим 6,8% по итогам 2018 года (142% от среднестранового уровня). Уровень безработицы неодинаков для отдельных районов Области, что свидетельствует о диспропорции их социально-экономического развития.
В течение последних нескольких лет демографическая ситуация в Регионе носит неблагоприятный характер. На сложившуюся ситуацию влияют отсутствие естественного прироста населения, а также постоянное снижение численности населения Мурманской области вследствие миграционного оттока. По этим же причинам доля населения старше трудоспособного возраста в Области существенно ниже (на 3,2 п. п.), чем в среднем по РФ. По мнению АКРА, возрастная структура населения Области (с учетом неблагоприятной демографической ситуации) может стать причиной повышения социальных расходов бюджета.
Рисунок 3. Уровень развития экономики Мурманской области относительно среднестрановых показателей (100%)
Источник: Мурманская область, Росстат, расчеты АКРА
Регион характеризуется очень высокой степенью урбанизации (по итогам 2018 года 92,2% населения проживает в городах, треть из них — в моногородах), а также высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры (на территории Области располагается два аэропорта, незамерзающий морской порт, 95,3% автомобильных дорог Области имеют твердое покрытие, из них 78,5% — усовершенствованное).
Высокий уровень обязательных расходов создает давление на бюджетные показатели
Самодостаточность доходной части бюджета Области находится на высоком уровне: доля собственных доходов составляет 90% доходов без учета субвенций в 2016–2019 годах. Традиционно в структуре собственных доходов бюджета Региона доминируют налог на прибыль и НДФЛ, доли которых в 2016–2019 годах составляют в среднем по 41%. АКРА считает, что такая пропорция сохранится в будущем. Заработные платы в Регионе сравнительно высоки, что будет поддерживать доходную часть бюджета с точки зрения поступлений от НДФЛ. В 2018 году в структуре секторов, формирующих основные поступления по налогу на прибыль, произошли изменения. Наряду с сектором добычи полезных ископаемых значимую долю стал генерировать сектор операций с недвижимым имуществом. Причина — в 2018 году произошла смена организации, являющейся ответственным налогоплательщиком в рамках консолидированной группы налогоплательщиков, осуществляющей деятельность в Регионе.
Рисунок 4. Динамика отраслевой структуры поступлений по налогу на прибыль в Мурманской области в 2014–2018 годах
Источник: ФНС, расчеты АКРА.
АКРА учитывает, что крупнейшие предприятия, ведущие добычу на территории Области, добывают принципиально разное сырье, поэтому уровень отраслевой диверсификации налоговых поступлений оценивается как средний.
C 2017 года администрация Области реализовывала план по оптимизации региональных налоговых льгот. Так, с 2017 года была отменена региональная льгота по налогу на имущество, которая предоставлялась областным автономным и бюджетным учреждениям, с 2018 года — льгота, которая предоставлялась областным казенным учреждениям и муниципальным автономным, бюджетным и казенным учреждениям. Помимо этого, количество предприятий, получавших льготы, установленные органами законодательной власти субъектов РФ, сократилось с 987 в 2017-м до 233 в 2018-м (с 35% до 9% соответственно). Это привело к снижению совокупной суммы, не поступившей в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот, с 56% до 21% от общей суммы налога на имущество организаций.
Поступления от региональных налогов составляли в среднем 10% собственных доходов с 2016 по 2018 год.
Бюджет Мурманской области также существенно зависит от государственного сектора экономики: налоговые поступления от сектора «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение» составляют в отдельные годы до одной пятой всех налоговых поступлений.
По данным Области, по состоянию на 01.09.2019 на 10 крупнейших налогоплательщиков приходится примерно 50% налоговых доходов консолидированного бюджета.
Рисунок 5. Отраслевая структура налоговых доходов* Мурманской области в 2015–2018 годах
* В ходе анализа использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество, транспортному налогу.
** В связи со сменой ОКВЭД до 2017 года учитывались операции с недвижимым имуществом; аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научные исследования и разработки; предоставление прочих видов услуг. С 2017 года учитываются только: покупка и продажа собственного недвижимого имущества; аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом; операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Источник: ФНС, расчеты АКРА.
Доля обязательных расходов бюджета Области высока — в среднем 80% в 2016–2019 годах, — что в большей степени связано с затратами на заработную плату и социальное обеспечение (преимущественно по разделам «Социальная политика» и «Образование»). Высокий уровень обязательных расходов негативно влияет на бюджетные показатели Региона. Операционный баланс Области составлял в 2016–2018 годах в среднем 17% регулярных доходов. В 2019 году, согласно данным областного закона о бюджете, операционный баланс составит 14%.
Мурманская область поддерживает капитальные расходы на уровне 13% совокупных расходов бюджета (данные 2016–2018 годов и прогноз Области на 2019 год), что свидетельствует об умеренных возможностях по сокращению капитальных расходов (финансированию текущих расходов) при возникновении такой необходимости. Капитальные расходы Региона финансируются преимущественно за счет его бюджета.
С учетом структуры капитальных расходов с точки зрения экономической классификации реальный размер их сокращения в пользу расходов некапитального характера может быть не выше 15% капитальных расходов областного бюджета, то есть не выше 2–3% совокупных расходов бюджета.
Средний уровень долговой нагрузки при значимой доле бюджетных кредитов
В рамках управления долгом Область использует банковские и бюджетные кредиты, а также в незначительном объеме выдает гарантии. На конец 2018 года банковские кредиты превышали половину общего долга Области. Текущая (по состоянию на 01.10.2019) структура долгового портфеля на 87% представлена бюджетными кредитами, из которых 31% — кредит Управления Федерального казначейства (УФК). Текущий график погашения предполагает выплату 34% долга (без учета гарантий) до конца 2019 года, большая часть данного объема погашения приходится на кредит УФК. Объем открытых невыбранных кредитных линий со сроком погашения в 2020 году и позже полностью покрывает текущий объем долга Региона; риски рефинансирования на настоящий момент минимальны.
Рисунок 6. График погашения текущего долга Мурманской области без учета гарантий (по состоянию на 01.10.2019), млн руб.
Источник: Мурманская область, расчеты АКРА
Долговая политика Области декларирует соблюдение условий соглашений о предоставлении областному бюджету кредитов из федерального бюджета. Консервативный прогноз АКРА предполагает риск невыполнения этих условий в конце 2019 года в связи с необходимостью финансирования дефицита бюджета, в таком случае необходимость погашения части бюджетных кредитов не окажет существенного влияния на рейтинговую оценку.
По итогам 2019 года соотношение долга и операционного баланса Области прогнозируется в зависимости от результатов исполнения бюджета в диапазоне 1,6–2,6х, что соответствует среднему или повышенному уровню риска.
Рисунок 7. Оценка динамики долгового портфеля Мурманской области и потребности в дополнительном финансировании, млрд руб.
Источник: Мурманская область, расчеты АКРА
Расходы Региона на обслуживание долга, по мнению АКРА, не являются обременительными: с момента стабилизации операционного баланса в 2018 году процентные расходы составляли менее 7% операционного баланса.
Привлекаемые банковские кредиты имеют срок погашения, составляющий два–четыре года, поэтому отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга (без учета внутригодового использования кредитных линий и кредитов УФК) в каждом из анализируемых периодов не превышает 1,7 (за исключением 2018 года — 2,55).
По состоянию на 01.10.2019 областное правительство предоставило гарантии по долговым обязательствам энергосбытовой компании, находящейся в собственности Области, объемом 500 млн руб. Гарантия погашается в 2021 году.
Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на ее уровень кредитоспособности, отсутствуют.
По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.10.2019 несущественна.
АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления экстренной помощи вышестоящего бюджета с целью погашения займов.
Достаточный уровень ликвидности бюджета
Мурманская область имеет право размещать депозиты, однако не может этого делать, поскольку периодически привлекает кредиты УФК.
Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. При этом остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. Администрация Области использует краткосрочный кредит УФК и средства автономных и бюджетных учреждений для управления ликвидностью. В результате внутригодовой оборот по привлечению и погашению долга по итогам 2018 года более чем вдвое превысил размер совокупного долга (что, однако, не отразилось на процентных расходах благодаря использованию кредита УФК).
Рисунок 8. Баланс ликвидности* Мурманской области, млрд руб.
* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
Источник: Мурманская область, расчеты АКРА
На момент анализа заключенные договоры в рамках возобновляемых кредитных линий более чем в два раза покрывали сумму месячных расходов бюджета Региона.
Ключевые допущения
- сохранение доли обязательных расходов Области в пределах 82% совокупных расходов бюджета;
- финансирование капитальных расходов бюджета с привлечением долга;
- исполнение Областью условий соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- снижение доли обязательных расходов в составе бюджета;
- снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост обязательных расходов областного бюджета без равнозначного увеличения его доходной части;
- значительный рост долговой нагрузки в связи с необходимостью покрытия текущих расходов.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
11.10.2019 — А-(RU), прогноз «Стабильный».
23.04.2019 — BBB+(RU), прогноз «Позитивный».
15.11.2018 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
17.05.2018 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
18.04.2018 — uBBB+(RU), прогноз «Стабильный».
18.10.2017 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Мурманской области был опубликован АКРА 18.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Мурманской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Мурманской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Мурманской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Мурманской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
Приложение
Таблица 1. Сводные экономические показатели Мурманской области
2015 |
2016 |
2017 |
2018 (Оценка) |
2019 (Прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|
ВРП, млн руб. |
401 583 |
432 363 |
445 795 |
457 246 |
474 157 |
Темп прироста ВРП |
22% |
8% |
3% |
3% |
4% |
ВРП на душу населения, руб. |
525 476 |
568 976 |
589 997 |
608 989 |
631 512 |
ВРП на душу населения (% от среднего уровня по стране) |
117% |
121% |
116% |
||
Безработица, % |
7,8% |
7,7% |
7,0% |
6,8% |
|
Безработица (% от среднего уровня по стране) |
140% |
140% |
135% |
142% |
|
Среднедушевые денежные доходы, руб./месяц |
36 848 |
36 116 |
37 108 |
37 077 |
|
Среднедушевые денежные доходы (% от среднего уровня по стране) |
121% |
118% |
118% |
114% |
|
Степень диверсификации экономики Региона (расчетное значение), в том числе: |
|||||
Доля сектора/компании в ВРП |
15% |
16% |
13% |
||
Доля налоговых поступлений от крупнейшего сектора/налогоплательщика |
15% |
14% |
17% |
16% |
|
Доля крупнейшего сектора/компании в занятости |
12% |
12% |
15% |
Источник: Росстат, ФНС, Мурманская область, расчеты АКРА
Таблица 2. Сводные показатели бюджета Мурманской области, млн руб.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (Оценка) |
2020 (Прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Доходы бюджета |
52 036 |
57 559 |
56 829 |
63 710 |
70 221 |
66 347 |
Расходы бюджета |
-52 895 |
-53 826 |
-57 066 |
-63 688 |
-76 888 |
-65 229 |
ННД |
45 008 |
50 707 |
49 721 |
54 983 |
60 549 |
59 902 |
в том числе: |
||||||
Налоги |
43 195 |
49 809 |
49 079 |
54 363 |
59 964 |
59 326 |
Из них: |
||||||
Налог на прибыль |
17 708 |
22 336 |
20 267 |
21 564 |
25 777 |
23 604 |
НДФЛ |
18 103 |
19 560 |
20 556 |
22 975 |
23 906 |
24 916 |
Налоги на товары |
1 335 |
1 715 |
1 526 |
1 698 |
2 360 |
3 016 |
Налоги на имущество |
4 504 |
4 587 |
5 158 |
6 588 |
6 184 |
5 968 |
Прочие поступления |
1 813 |
897 |
642 |
620 |
585 |
576 |
Трансферты |
7 028 |
6 852 |
7 108 |
8 727 |
9 671 |
6 445 |
Регулярные доходы |
50 168 |
56 622 |
56 070 |
63 088 |
69 634 |
65 770 |
Обязательные расходы |
-41 251 |
-45 250 |
-46 749 |
-53 620 |
-59 810 |
-50 865 |
Операционный баланс |
8 916 |
11 372 |
9 321 |
9 468 |
9 824 |
14 905 |
Процентные расходы |
-1 407 |
-942 |
-588 |
-634 |
-641 |
-630 |
Процентные доходы |
21 |
22 |
5 |
2 |
1 |
1 |
Прочие расходы |
-3 216 |
-305 |
-3 259 |
-3 491 |
-4 212 |
-5 179 |
Прочие доходы |
1 830 |
805 |
721 |
607 |
580 |
576 |
Расходы капитального характера |
-7 021 |
-7 330 |
-6 470 |
-5 943 |
-12 225 |
-8 554 |
Капитальные доходы |
17 |
110 |
33 |
13 |
6 |
0 |
Дефицит/профицит |
-859 |
3 733 |
-237 |
22 |
-6 668 |
1 119 |
Привлечение долга |
28 612 |
39 666 |
53 843 |
44 280 |
52 541 |
31 800 |
Погашение долга |
-27 681 |
-39 700 |
-55 519 |
-44 503 |
-46 571 |
-33 342 |
Погашение долга, долговая книга |
н/д |
-6 650 |
-6 974 |
-3 471 |
-5 468 |
-4 136 |
Источник: Федеральное казначейство, Мурманская область, расчеты АКРА
Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Мурманской области, млн руб.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (Оценка) |
2020 (Прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Рыночный долг |
13 890 |
11 000 |
9 400 |
9 700 |
н/д |
н/д |
Нерыночный долг |
6 803 |
9 659 |
9 583 |
9 060 |
н/д |
н/д |
Гарантии выданные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Совокупный объем долга |
20 693 |
20 659 |
18 983 |
18 760 |
25 229 |
23 688 |
Остатки на счетах на конец периода |
314 |
3 387 |
1 002 |
676 |
н/д |
н/д |
Чистый долг |
20 379 |
17 271 |
17 981 |
18 084 |
25 229 |
23 688 |
Источник: Минфин России, Мурманская область, расчеты АКРА
Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Мурманской области
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (Прогноз) |
|
---|---|---|---|---|
Бюджетные коэффициенты |
|
|
|
|
Доля собственных доходов в бюджете |
90% |
90% |
89% |
89% |
Темп прироста собственных доходов |
13% |
-2% |
11% |
10% |
Доля регулярных доходов в бюджете |
98% |
99% |
99% |
99% |
Темп прироста регулярных доходов |
13% |
-1% |
13% |
10% |
Доля налоговых доходов в регулярных доходах |
88% |
88% |
86% |
86% |
Доля обязательных расходов в составе бюджета |
84% |
82% |
84% |
78% |
Темп прироста обязательных расходов |
10% |
3% |
15% |
12% |
Операционный баланс (% от регулярных доходов) |
20% |
17% |
15% |
14% |
Динамика операционного баланса |
28% |
-18% |
2% |
4% |
Доля капитальных расходов бюджета |
14% |
11% |
9% |
16% |
Долговые коэффициенты |
|
|
|
|
Темп прироста совокупного долга |
0% |
-8% |
-1% |
34% |
Соотношение расходов на обслуживание долга и собственных доходов |
1,9% |
1,2% |
1,2% |
1,1% |
Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса |
8% |
6% |
7% |
7% |
Соотношение долга и операционного баланса |
1,82 |
2,04 |
1,98 |
2,57 |
Соотношение операционного баланса за вычетом процентных расходов и объема погашения долга в текущем периоде |
1,57 |
1,25 |
2,55 |
1,68 |
Соотношение чистого долга и операционного баланса |
1,52 |
2,04 |
1,98 |
2,57 |
Соотношение совокупного долга и ВРП |
4,8% |
4,3% |
4,1% |
5,3% |
Темп прироста процентных расходов |
-33% |
-38% |
8% |
1% |
Источник: Минфин России, Мурманская область, расчеты АКРА