Тренинг по банкам и НБКО, 30–31 января

АКРА подтвердило кредитный рейтинг АО «ТД РЖД» на уровне BBB-(RU), прогноз «Стабильный»

Кредитный рейтинг АО «ТД РЖД» (далее — ТД РЖД, Компания) обусловлен очень высокой долговой нагрузкой и волатильным объемом свободного денежного потока при высокой вероятности экстраординарной поддержки со стороны ключевого акционера, средней ликвидности и сильном бизнес-профиле.

ТД РЖД — дочерняя компания ОАО «Российские железные дороги» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»; далее — РЖД, Группа), ключевыми задачами которой являются поставка подвижного состава для нужд Группы и реализация ее списанного подвижного состава и запчастей, а также материально-техническое обеспечение предприятий Группы. ТД РЖД через СП «РасонКонТранс» владеет 70%–ной долей в морском порту «Раджин» (КНДР). Помимо РЖД долю в капитале Компании имеет НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ».

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая вероятность оказания экстраординарной поддержки ключевым акционером — РЖД. Компания обеспечивает материальное снабжение дочерних предприятий Группы. Доля РЖД в капитале Компании составляет 50% плюс 1 акция, оставшаяся часть принадлежит НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», в котором РЖД владеет 25% голосующих акций. Наличие операционного контроля со стороны Группы обусловлено значительным представительством РЖД в совете директоров Компании (шесть директоров из семи). АКРА отмечает высокую зависимость Компании от Группы, так как подавляющий объем операций первой приходится на РЖД. При этом стратегическая значимость ТД РЖД для Группы не столь велика: в среднесрочной перспективе Компания может быть заменена другим лицом, выполняющим схожие функции. Со стороны РЖД отсутствуют какие-либо гарантии, поручительства или кросс-дефолты по обязательствам Компании. С учетом вышеизложенного степень связи Компании с РЖД оценивается как умеренная.

Очень высокая долговая нагрузка при значительной доле долга, привлеченной от акционера. Долг ТД РЖД складывается из двух частей: средств, привлеченных на финансирование текущей деятельности Компании (0,3 млрд руб. по состоянию на конец 2018 года), и средств, привлеченных СП «РасонКонТранс» в качестве долгосрочных долговых инвестиций от компаний Группы на развитие порта «Раджин» и сопутствующей железнодорожной инфраструктуры (12,8 млрд руб. на конец 2018–го). Порт «Раджин» мощностью 5 млн т специализируется на перевалке угля. В настоящий момент деятельность порта приостановлена в связи с исчерпанием квот на импорт в Китае, который является единственным потребителем переваливаемого угля.

Отношение общего долга к операционному денежному потоку до изменения оборотного капитала (FFO) до чистых процентных платежей по итогам 2018 года составило 72,3x, к выручке — 11,9x, что свидетельствует об очень высокой долговой нагрузке. Если рассматривать долговую нагрузку только с точки зрения банковских кредитов, то указанные коэффициенты составляли 1,7x и 0,3x соответственно. В 2019 году, по прогнозам АКРА, долг ТД РЖД останется на текущем уровне. Ранее Компания получила согласие РЖД на перенос всех выплат по предоставленным от предприятий Группы займам на 2020 год. С учетом отсутствия денежного потока от перевалки грузов АКРА оценивает вероятность очередного переноса сроков погашения внутригрупповых займов как высокую.

Процентные платежи по займам от Группы начисляются, но фактически не выплачиваются, в связи с чем совокупный объем долга увеличивается на сумму невыплаченных процентов. Весь долг представлен рублевыми обязательствами с фиксированной процентной ставкой. В связи с тем, что Компания не выплачивает проценты по займам, предоставленным РЖД и ее дочерними обществами, покрытие фактически уплачиваемых процентных платежей по банковским кредитам находится на приемлемом уровне: отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам по итогам 2018 года составляло 2,8x. АКРА ожидает, что в 2019–2021 годах среднее значение данного показателя останется на том же уровне.

Средняя ликвидность при волатильном свободном денежном потоке. Банковские кредиты ТД РЖД являются краткосрочными и оборачиваются несколько раз в течение года (по состоянию на 30.09.2019 задолженность по банковским кредитам отсутствовала). На указанную дату Компания располагала невыбранными кредитными линиями на общую сумму 2,2 млрд руб. от АО «АБ «РОССИЯ» (рейтинг АКРА — A+(RU), прогноз «Стабильный») и АО «СМП Банк». Свободный денежный поток (FCF) Компании характеризуется высоким уровнем волатильности: в 2016–2018 годах данный показатель колебался от 0 до 1,6 млрд руб. В прогнозном периоде АКРА допускает выход FCF Компании в отрицательную зону, что определяет слабую оценку фактора. В результате АКРА оценивает уровень ликвидности ТД РЖД в 2020–2022 годах как средний в связи с высокой вероятностью дальнейшего переноса сроков выплаты долга предприятиям Группы и наличием доступа к источникам ликвидности для покрытия возможного отрицательного FCF.

Сильный бизнес-профиль. Динамика спроса на поставляемые Компанией товары не имеет ярко выраженной цикличности и определяется потребностью дочерних структур РЖД, которые являются ключевыми контрагентами Компании. Максимально возможный кредитный рейтинг РЖД свидетельствует о невысоком уровне рисков контрагентов. Вместе с тем АКРА отмечает заметную долю просроченной дебиторской задолженности, которая в 2019 году находилась в пределах 10%. Структура расчетов подразумевает зеркальное отображение сроков и порядка оплаты как для покупателей, так и для поставщиков. В случае отсутствия оплаты от покупателей при необходимости расчета с поставщиком Компания привлекает краткосрочные займы.

Ключевые допущения

  • реструктуризация долговых обязательств, предоставленных компаниями Группы, с дальнейшим переносом сроков погашения и выплатой накопленных процентных платежей на дату погашения;
  • сохранение уровня системной значимости;
  • сохранение текущей структуры расчетов с поставщиками и покупателями;
  • сохранение значительного объема доступных кредитных линий;
  • нулевые объемы перевалки угля в порту «Раджин» в 2020–2021 годах.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост стратегической значимости Компании для Группы;
  • перевод займов, предоставленных компаниями Группы, в капитал Компании;
  • значительное увеличение показателей масштаба деятельности Компании.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение стратегической значимости Компании для Группы;
  • отсутствие реструктуризации долговых обязательств, предоставленных компаниями Группы, с дальнейшим переносом сроков погашения и выплатой процентных платежей на дату погашения;
  • ухудшение структуры долговых обязательств;
  • существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности;
  • ухудшение структуры расчетов с контрагентами.

Компоненты рейтинга

ОСК: bb-.

Корректировки: отсутствуют.

Поддержка: группа — ОСК плюс 3 ступени.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи компаний внутри группы, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг АО «ТД РЖД» был опубликован АКРА 27.12.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий: фактор «географическая диверсификация» оценивался с отступлением от диапазона оценки, указанного в методологии, ввиду широкого покрытия обслуживаемых компаний Группы.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «ТД РЖД», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «ТД РЖД» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности АО «ТД РЖД», не выявлены.

АКРА не оказывало АО «ТД РЖД» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.