Кредитный рейтинг Санкт-Петербурга (далее — Санкт-Петербург, Город) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, сбалансированной структурой бюджета, достаточным уровнем бюджетной дисциплины, а также низкой текущей и прогнозируемой долговой нагрузкой и избыточной ликвидностью бюджета.
Санкт-Петербург — город федерального значения, в котором проживает 3,6% населения РФ и создается примерно 5% совокупного ВРП РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Сбалансированная структура бюджета и достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджет Города характеризуется высокой самодостаточностью: в период с 2017 по 2020 год собственные доходы составят в среднем 98%. Ежегодные обязательные расходы Города (по методологии АКРА) в указанный период составят 72%, капитальные — порядка 19%. За 10 месяцев 2019 года налоговые и неналоговые доходы (ННД) увеличились на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Наибольший рост продемонстрировали поступления по налогу на прибыль от сектора торговли. Текущая редакция закона о городском бюджете на 2019 год предполагает исполнение бюджета с дефицитом 6% ННД. По оценке АКРА, фактический дефицит в 2019 году не превысит 3% ННД. Согласно проекту закона о бюджете на 2020 год, запланированный на этот год дефицит бюджета Города составляет 8% ННД. Финансирование дефицита в 2019 и 2020 годах планируется осуществить за счет выпуска облигаций и привлечения банковских кредитов.
Низкая текущая и прогнозируемая долговая нагрузка. В случае исполнения бюджета в 2019 и 2020 годах с запланированным дефицитом долговая нагрузка Города на конец 2020 года составит порядка 100% операционного баланса. В сценарии АКРА соотношение долга и операционного баланса будет равно 80%. Данные показатели соответствует низкому уровню риска. На 01.11.2019 долг Города представлен исключительно облигационными займами на общую сумму 30,1 млрд руб., сроки погашения займов приходятся на 2022–2026 годы. Риски рефинансирования в среднесрочной перспективе отсутствуют. Расходы на обслуживание долга для городского бюджета необременительны.
Избыточная ликвидность бюджета. Город регулярно размещает средства на депозитах и своевременно выполняет расходные обязательства. В июле 2019 года в рамках управления ликвидностью Город начал осуществлять операции РЕПО под залог облигаций федерального займа. По состоянию на 01.10.2019 временно свободные средства бюджета Города превысили объем его долговых обязательств в 1,2 раза.
Ключевые допущения
- сохранение контроля над темпами роста обязательных расходов;
- поддержание капитальных расходов на уровне порядка 20%;
- высокий уровень ликвидности бюджета;
- сохранение темпов роста экономики выше среднестрановых показателей.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- замедление темпов экономического развития, которое будет сопровождаться снижением налоговых поступлений при невозможности сокращения расходной части бюджета;
- значительный рост долговой нагрузки относительно операционного баланса.
Рейтинги выпусков
Санкт-Петербург, 35001 (ISIN RU000A0ZYHX8); срок погашения — 28.05.2025, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35002 (ISIN RU000A0ZYKJ1); срок погашения — 04.12.2026, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Санкт-Петербурга, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Санкт-Петербурга.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и облигационных выпусков Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1) были опубликованы АКРА 27.06.2017, 04.12.2017 и 12.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Санкт-Петербурга и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Санкт-Петербургом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Санкт-Петербурга принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Санкт-Петербурга, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Санкт-Петербурга дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.