Тренинг по банкам и НБКО, 30–31 января

АКРА подтвердило кредитный рейтинг ПАО «ФСК ЕЭС» на уровне ААА(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Компании — AАА(RU)

Кредитный рейтинг ПАО «ФСК ЕЭС» (далее — Компания, ФСК ЕЭС) присвоен на уровне кредитного рейтинга финансовых обязательств Правительства Российской Федерации, что обусловлено высокой системной значимостью Компании для российской экономики и высокой степенью влияния государства на ФСК ЕЭС.

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) Компании на уровне аа связана в основном с ее специфической ролью монопольного оператора единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), являющейся стратегической инфраструктурой в сфере энергоснабжения экономики и населения, а также с высокой рентабельностью бизнеса, низким уровнем долговой нагрузки и высокой ликвидностью. Сдерживающее влияние на уровень ОСК Компании оказывает ее отрицательный свободный денежный поток, обусловленный существенным объемом капитальных вложений в рамках масштабной инвестиционной программы, целью которой является повышение эффективности основных средств.

ФСК ЕЭС осуществляет передачу электроэнергии по магистральным линиям и оказывает услуги по технологическому присоединению к электросетям. Компания относится к субъектам естественных монополий, и тарифы на ее услуги регулируются государством. Основными потребителями предоставляемых ФСК ЕЭС услуг по передаче электроэнергии являются региональные электросетевые компании, энергосбытовые компании и крупные промышленные предприятия, а услуг по технологическому присоединению — электрогенерирующие компании и крупные промышленные потребители. 80,13% акций Компании находятся в собственности ПАО «Россети», 19,28% — в свободном обращении, 0,59% — у Росимущества.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Стратегическая значимость для государства и государственный контроль над управлением. ФСК ЕЭС — ключевой элемент инфраструктуры энергоснабжения экономики и населения России, нарушение функционирования которой способно нарушить энергоснабжение целых регионов. Компания включена в перечень системообразующих организаций России, имеющих стратегическое значение. ФСК ЕЭС участвует в ключевых стратегических проектах в части их обеспечения энергетической инфраструктурой (энергоснабжение Олимпиады в Сочи, электрификация БАМа и Транссиба и др.). Для реализации данных мероприятий со стороны государства неоднократно оказывалась финансовая поддержка, например в форме взносов в уставный капитал или выпуска инфраструктурных облигаций на сумму 140 млрд руб. с их последующим выкупом Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» (ранее — Внешэкономбанк). В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» прямая или косвенная доля государства в капитале Компании не может быть ниже 50% плюс 1 акция. Государство осуществляет акционерный и операционный контроль за деятельностью ФСК ЕЭС.

Инфраструктурная монополия с умеренным регуляторным риском. Регуляторный риск для Компании нивелирован малой долей ее услуг в конечной цене на электроэнергию (около 7%), высоким текущим уровнем тарифа, обеспечивающим среднюю рентабельность по FFO до процентных платежей и налогов на уровне 53,6%, что должно снизить негативные последствия в случае заморозки тарифов. Сбытовые риски незначительны, о чем свидетельствует низкий уровень просроченной дебиторской задолженности (более одного года) на конец 2018 года, составивший 3,5% от выручки (в 2017 году — 4,3%). Компания осуществляет масштабную инвестиционную программу, на которую направляет в среднем около 40% выручки. Практика прошлых лет свидетельствует об относительной гибкости инвестиционной программы, размер которой может быть существенно изменен при неблагоприятных условиях. Так, в 2014–2015 годах инвестиционная программа была сокращена на 40%.

Умеренная долговая нагрузка. По прогнозам АКРА, в 2019 году отношение общего долга (с учетом пенсионных обязательств) к FFO до чистых процентных платежей составит 2,5х, а в 2020–2021 годах среднегодовое значение данного показателя ожидается на уровне 2,4х (в 2018 году — 1,9х). Рост долга связан с финансированием инвестиционной программы Компании, утвержденной Минэнерго России. Инвестиционная программа финансируется главным образом (на 79%) за счет тарифных источников. Средний срок погашения обязательств составляет 17,9 года. Эффективная ставка заимствования на 30.06.2019 была на уровне 6,93%. Процентный риск плавающей ставки по долгосрочным облигациям частично нивелирован высоким покрытием процентных платежей денежным потоком. По оценкам АКРА, в 2019 году отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам составит 7,6х (в 2018 году — 8,9х), в 2020–2021 годах среднегодовое значение показателя ожидается на уровне 9,1х.

Отрицательный свободный денежный поток и высокая ликвидность. По прогнозам АКРА, в 2019–2021 годах среднегодовое значение свободного денежного потока Компании будет находиться на отрицательном уровне -18 млрд руб. (в 2018 году составило -267 млн руб.). Главный фактор, влияющий на формирование отрицательного денежного потока, — высокие капитальные затраты. Ликвидность Компании оценивается АКРА как высокая: объем погашаемого долга в ближайшие годы будет умеренным, при этом возможно привлечение новых заимствований. Компания имеет широкий доступ к внешним источникам ликвидности (по состоянию на 30.09.2019 у Компании открыты кредитные линии на сумму 75 млрд руб., и значительный объем средств (42,4 млрд руб.) находится на счетах и депозитах в банках).

Ключевые допущения

  • сохранение в 2020–2021 годах среднего темпа индексации тарифов на уровне 3%, инфляции — на уровне 3,9%;
  • реализация Компанией программы капитальных  вложений  в объеме 100–102 млрд руб. без НДС ежегодно в 2020–2021 годах;
  • выплата дивидендов в размере не выше 50% от чистой прибыли по МСФО за вычетом фактических инвестиций, осуществляемых за счет чистой прибыли от услуг по передаче электроэнергии, но не превышающих объем, предусмотренный в инвестиционной программе, утвержденной Минэнерго России.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • потеря контроля со стороны государства, в частности несоблюдение на практике положений акционерного соглашения с ПАО «Россети» по управлению Компанией;
  • существенное снижение уровня системной значимости ПАО «ФСК ЕЭС» для экономики РФ;
  • значительное сокращение объема оказываемой поддержки со стороны государства и увеличение выплат (дивидендов или иного) в пользу ПАО «Россети».

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): аа.

Поддержка: паритет с РФ.

Рейтинги выпусков

Облигации ПАО «ФСК ЕЭС» (RU000A0ZYJ91), срок погашения — 23.10.2052, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).

Облигации ПАО «ФСК ЕЭС» серии 001P-01R (RU000A0ZZQN7), срок погашения — 19.10.2023, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги ПАО «ФСК ЕЭС» и выпусков облигаций ПАО «ФСК ЕЭС» (ISIN RU000A0ZYJ9, ISIN RU000A0ZZQN7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, Методологии анализа взаимосвязи компаний внутри группы, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг ПАО «ФСК ЕЭС» был опубликован 28.11.2017, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A0ZYJ91) — 12.12.2017, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A0ZZQN7) — 25.10.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «ФСК ЕЭС» и кредитных рейтингов облигационных выпусков ПАО «ФСК ЕЭС» (ISIN RU000A0ZYJ9, ISIN RU000A0ZZQN7) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ПАО «ФСК ЕЭС», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги были присвоены на основании консолидированной отчетности по МСФО ПАО «ФСК ЕЭС». Кредитные рейтинги являются запрошенными, ПАО «ФСК ЕЭС» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «ФСК ЕЭС», не выявлены.

АКРА не оказывало ПАО «ФСК ЕЭС» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.