Компоненты кредитного рейтинга |
|
---|---|
Институциональный фактор |
|
Итоговая оценка |
0,04 (максимальная оценка – 0,05) |
Региональная экономика |
|
Оценка до корректировки |
0,15 |
Итоговая оценка |
0,16 (максимальная оценка – 0,30) |
Структура бюджета и бюджетная дисциплина |
|
Итоговая оценка |
0,19 (максимальная оценка – 0,30) |
Долговая нагрузка |
|
Оценка до корректировки |
0,17 |
Итоговая оценка |
0,17 (максимальная оценка – 0,20) |
Ликвидность бюджета |
|
Итоговая оценка |
0,10 (максимальная оценка – 0,15) |
Кредитный рейтинг |
A-(RU) |
Прогноз |
«Стабильный» |
Краткая информация о регионе
Республика Коми (далее — Республика Коми, Республика, Регион) расположена в Северо-Западном федеральном округе. В Регионе проживает 835,5 тыс. человек (порядка 0,6% населения РФ). Часть территории относится к районам Крайнего Севера. Крупнейшими населенными пунктами являются города Сыктывкар, Ухта и Воркута, в которых проживает почти половина населения Республики.
По оценке Республики, в 2018 году ее ВРП достиг 648 млрд руб. В 2017–м данный показатель составил 574 млрд руб. (0,8% совокупного ВРП регионов РФ). В структуре ВРП Региона в 2017 году 37,2% приходилось на добычу полезных ископаемых, 11,7% — на обрабатывающие производства, 8,0% — на транспортную сферу, 7,2% — на строительство. Совокупный вклад прочих отраслей составил 35,9%.
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
Подход властей Региона к бюджетному планированию можно охарактеризовать как консервативный. В период с 2016 по 2018 год фактические налоговые и неналоговые доходы (ННД) превышали прогнозный показатель, предусмотренный последней редакцией закона о бюджете, тогда как фактические расходы были ниже предусмотренного законом уровня. В результате бюджет Региона в 2016 году был исполнен с дефицитом меньше запланированного (фактический дефицит составил 5,4 млрд руб. при запланированном уровне свыше 8 млрд руб.). В 2017 и 2018 годах бюджет был исполнен с профицитом при прогнозируемом дефиците. Учитывая сохранение консервативных подходов к бюджетному планированию в 2019 году, АКРА ожидает, что доходы бюджета Региона с высокой вероятностью превысят прогнозный уровень.
Для большинства муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) Регион устанавливает дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Налоговые доходы (более половины из них — НДФЛ) формируют чуть более трети доходов муниципальных образований. В качестве меры стимулирования роста налоговых и неналоговых поступлений правительство Региона выделяет гранты муниципалитетам, демонстрирующим высокие темпы их прироста.
Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований за исследуемый период имеет тенденцию к росту, однако находится на комфортном уровне (16% собственных доходов в 2014 году, 22% — в 2018–м). По состоянию на 01.01.2019 совокупный долг муниципальных образований был равен 2,6 млрд руб., из которых задолженность перед банками составляла 2,2 млрд руб.; на 01.08.2019 совокупный долг муниципальных образований составлял 2,3 млрд руб., из них задолженность перед банками — 1,4 млрд руб. Основные банковские заемщики — крупные муниципальные образования (городские округа) Сыктывкар, Воркута, Усинск, Ухта, Вуктыл. Относительная стоимость долга муниципальных образований низкая (0,4% от их совокупных расходов в 2018 году).
Зависимость экономики от добывающего сектора при неравномерном уровне развития территорий
Регион характеризуется полярными экономическими показателями. С одной стороны, уровень ВРП на душу населения является высоким (в 2017 году по данному показателю Республика Коми занимала 11–е место среди субъектов РФ), а среднедушевые денежные доходы соответствуют среднероссийским, но с другой стороны, уровень безработицы, превышающий средний показатель по России, и низкий уровень диверсификации экономики не позволяют Региону приблизиться к лидерам экономического роста. В 2013–2017 годах наблюдалось снижение реального объема ВРП. Среднедушевое значение ВРП по сравнению со среднестрановыми показателями уменьшилось со 146% в 2013 году до 133% в 2017–м, однако благодаря высокой базе данное снижение не оказало критического давления на рейтинг Республики.
Рисунок 1. Уровень развития экономики Региона относительно среднестрановых значений (100%)
Источник: Росстат, Республика Коми, расчеты АКРА
Экономика Региона основывается на добыче полезных ископаемых, преимущественно топливно-энергетических (более трети ВРП). На его территории располагаются Печорский угольный бассейн, один из крупнейших в России, и Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. Вместе с подотраслью «Производство нефтепродуктов» (в Регионе функционирует Ухтинский НПЗ (ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка»), входящий в состав ПАО «ЛУКОЙЛ») добыча полезных ископаемых формирует две трети промышленного производства Региона.
Прогноз социально-экономического развития Региона не предполагает структурных изменений ВРП в среднесрочной перспективе.
Рисунок 2. Структура ВРП Республики Коми в 2017 году
Источник: Росстат
В 2018 году объемы добычи полезных ископаемых увеличились на 1,2% по сравнению с 2017–м1, в том числе добыча угля выросла на 11,2%, нефти — на 2,7%. По итогам 2018 года на территории Республики добыто 14,5 млн т нефти (порядка 2,6% от добычи в РФ), 3,5 млрд куб. м газа (порядка 0,5% от добычи в РФ) и порядка 9,9 млн т угля (порядка 2,3% от добычи в РФ).
1 На фоне низкой базы 2016–2017 годов, когда объем производства по данному виду деятельности снизился по причине аварии на угольной шахте и последующей ее консервации, а также в связи с выполнением условий соглашения между Россией и странами-участницами ОПЕК о сокращении добычи нефти и газового конденсата.
Рисунок 3. Динамика индекса производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» Республики Коми
Источник: Росстат
В отсутствие существенных вложений в геологоразведочные работы отмечается высокая степень истощения сырьевой базы в сфере газо- и нефтедобычи. Добывающими предприятиями Республики реализуются инвестиционные проекты, направленные на поддержание объемов добычи.
Подушевые инвестиции в основной капитал в Республике превышают средний по России уровень (в 2018 году составили 126% от среднестранового уровня), что объясняется капиталоемкостью ключевого сектора экономики — добывающей промышленности (почти половина инвестиций). Более четверти инвестиций приходится на частично связанный с добывающей промышленностью сектор транспорта (по территории Республики проходят магистральные газопроводы, в 2018 году введен в эксплуатацию газопровод «Ухта — Торжок — 2»). Подавляющее большинство крупнейших инвестиционных проектов на территории Республики реализуется в добывающей промышленности (разработка нефтяных и угольных месторождений, строительство газопроводов). В качестве основных инвесторов выступают структуры ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», АО «Монди СЛПК», АО «Воркутауголь», АО «Боксит Тимана» и другие.
Таблица 1. Крупнейшие по сумме выручки предприятия, зарегистрированные в Регионе в 2018 году
Предприятие |
Вид деятельности |
Владелец |
Выручка, млрд руб. |
Прибыль до уплаты налогов, млрд руб. |
---|---|---|---|---|
ООО «Лукойл-Коми» |
Добыча сырой нефти |
ПАО «Лукойл» |
466,4 |
60,1 |
ООО «Газпром Трансгаз Ухта» |
Транспортирование по трубопроводам газа |
ПАО «Газпром» |
220,3 |
1,2 |
АО «Монди СЛПК» |
Производство бумаги |
Mondi plc (Великобритания) |
65,8 |
23,5 |
ООО «Лукойл-УНП» |
Производство нефтепродуктов |
ПАО «Лукойл» |
48,6 |
2,4 |
АО «Воркутауголь» |
Добыча угля |
ПАО «Северсталь» |
29,4 |
7,9 |
ООО «РН-Северная нефть» |
Предоставление прочих услуг в области добычи нефти и газа |
ПАО «НК «Роснефть» |
24,9 |
3,4 |
ООО «Газпром Межрегионгаз Ухта» |
Торговля газообразным топливом |
ПАО «Газпром» |
22,2 |
0,2 |
АО «Боксит Тимана» |
Производство алюминия |
ОК «Русал» |
20,8 |
2,0 |
АО «Транснефть-Север» |
Транспортирование по трубопроводам нефти |
ПАО «Транснефть» |
19,2 |
3,5 |
АО «Комнедра» |
Добыча сырой нефти |
АО «НК «Нефтиса» |
12,1 |
4,6 |
Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»
Присутствие в Регионе в качестве крупнейших налогоплательщиков финансово устойчивых вертикально интегрированных компаний добывающего сектора, имеющих на его территории значительный имущественный комплекс и осуществляющих добычу, переработку и транспортировку своей продукции на (по) его территории, создает основу для стабильной налоговой базы.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2013–2018 годах демонстрируют тенденцию к снижению относительно среднероссийского уровня (в 2013 году составляли 112% от среднего по России уровня, в 2018 году — 99%). Наблюдается существенная разница в средней заработной плате по разным отраслям экономики. Так, в отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых она почти вдвое превышает заработную плату в целом по экономике Республики. Данный фактор усугубляет различия в социально-экономическом развитии районов Региона.
Безработица в Республике (по методологии МОТ), хотя и снизилась с 8,7% в 2016 году до 7,3% в 2018 году, значительно превышает среднестрановой уровень (4,8% в 2018 году). Существуют значительные различия в уровне безработицы между муниципальными образованиями Региона.
Доля населения моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте превышает среднероссийские показатели, что отчасти объясняется особенностями экономики Региона и характером занятости населения (распространенность вахтового метода) и положительно отражается на демографической ситуации. Однако миграционный отток способствует снижению численности населения Республики. АКРА полагает, что в среднесрочной перспективе отсутствует риск существенного повышения социальных расходов бюджета.
Регион характеризуется сравнительно высокой степенью урбанизации (более 78% населения проживает в городах), средним уровнем развития транспортной инфраструктуры: большинство дорог с твердым покрытием (усовершенствованное покрытие имеют немногим более половины из них), при этом дорожная инфраструктура на части территорий отсутствует.
Ограниченная гибкость бюджетных расходов при высокой степени самодостаточности бюджета
Бюджет Региона отличается высокой степенью самодостаточности доходной части. Доля ННД в 2016–2019 годах составит 93% совокупных доходов бюджета (без учета субвенций, по фактическим данным за 2016–2018 годы и по оценочным (прогнозным) показателям на 2019 год).
Несмотря на рост поступлений по налогу на имущество, обусловленный вводом в эксплуатацию новых газопроводов, с 19% в 2014 году до 31% в 2018–м, наибольшую долю ННД по–прежнему формирует налог на прибыль (в указанном периоде доля поступлений по налогу на прибыль в ННД составила 35%). В первой половине 2019 года поступления по налогу на прибыль увеличились в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2018–го в связи с завершением расчетов по указанному налогу за 2018 год (65% поступлений по налогу на прибыль в первом полугодии 2019 года пришлись на март–апрель). В мае–июне 2019 года поступления по налогу на прибыль оказались на 17% меньше поступлений за май–июнь 2018–го. По мнению АКРА, риски, связанные с возможным снижением поступлений по налогу на прибыль, компенсируются консервативной политикой Региона в отношении наращивания расходов бюджета, направлением доходов, получаемых сверх запланированного уровня, на погашение долга и формированием резервов.
Рисунок 4. Динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Республики Коми, млн руб.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
По оценке АКРА, максимальная доля (порядка 27% в 2017–2018 годах) налоговых поступлений в бюджет Республики (неконсолидированный) приходится на сектор торговли и ремонта. Добывающая промышленность приносит не менее 14% доходов бюджета. АКРА полагает, что реальный вклад отрасли существенно выше (за счет регистрации крупнейших налогоплательщиков Региона по видам деятельности «Торговля», «Услуги»). Налоговую базу отличает слабая диверсификация: по итогам 2018 года на двадцать крупнейших налогоплательщиков (в числе которых связанные предприятия добывающей отрасли, фактически зарегистрированные по другому виду деятельности) пришлось 87% поступлений по налогу на прибыль.
Среди подотраслей обрабатывающей промышленности максимальную долю налоговых поступлений обеспечивает целлюлозно-бумажное производство (доля налоговых поступлений от данного сектора — с учетом налоговых поступлений предприятий сферы обработки древесины — составила в 2015–2018 годах в среднем 8%). Рост доли налоговых доходов от этого сектора будет способствовать диверсификации налоговых поступлений в бюджет Республики.
Объем обязательных расходов находится на высоком уровне (в среднем 80% в 2015–2018 годах). В соответствии с законом о бюджете Республики, обязательные расходы в 2019 году могут незначительно сократиться, что при планируемом совокупном росте расходов бюджета (в том числе на капитальные расходы) приведет к улучшению показателя до 75%. АКРА полагает, что обязательные расходы в 2020–2021 годах вновь вырастут и будут находиться на уровне 78–79%.
Рисунок 5. Отраслевая структура налоговых доходов2 Республики Коми в 2018 году
2Использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество и транспортному налогу.
Источник: ФНС, расчеты АКРА
Операционный баланс Региона находится на среднем уровне: в 2016–2019 годах операционный баланс составит в среднем порядка 20% регулярных доходов. За счет роста доходов республиканского бюджета соотношение операционного баланса и регулярных доходов выросло с 9% в 2016 году до 27% в 2018–м. АКРА ожидает, что в 2019–2021 годах данный показатель будет находиться на уровне не ниже 20%.
Рисунок 6. Динамика операционного баланса и отдельных показателей бюджета
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
В 2015–2018 годах Регион поддерживал долю капитальных расходов в среднем на уровне 9%. Подавляющая часть капитальных расходов финансируется за счет собственных средств республиканского бюджета. Основные направления капитальных вложений — дорожное хозяйство (в среднем 25% в 2015–2019 годах), ЖКХ (17%), образование (16%).
Принимая во внимание структуру капитальных расходов в разрезе экономической классификации, реальный размер сокращения капитальных расходов в пользу расходов некапитального характера может составить не более 20% капитальных трат бюджета без учета трансфертов (не более 2% совокупных расходов бюджета).
В 2018 году бюджет Республики был исполнен с профицитом 10,2 млрд руб. (13,6% ННД), что обусловлено значительным ростом (на 26%) поступлений по налогу на прибыль на фоне высокой рублевой цены на углеводородное сырье. В 2019 году, по оценкам АКРА, ННД сохранятся на уровне 2018–го и составят порядка 72–76 млрд руб. В первом полугодии 2019 года Республика достигла полугодового профицита в размере 5,4 млрд руб. В связи с сезонностью расходования средств бюджет в 2019 году, по оценке Региона, может быть исполнен с профицитом порядка 1 млрд руб. При снижении поступлений по налогу на прибыль АКРА ожидает дефицита, финансирование которого может быть осуществлено за счет использования средств на счетах.
Средний уровень долговой нагрузки при сбалансированной по срокам погашения структуре долга
Профицит регионального бюджета в 2017 и 2018 годах позволил уменьшить долговую нагрузку Республики с 41,8 млрд руб. (на конец 2016 года) до 28,4 млрд руб. (на конец 2018 года). Соотношение долга и операционного баланса за указанный период снизилось с 821% до 129%. Долговой портфель на 01.01.2019 на 74,3% представлен облигациями (21,1 млрд руб.) и на 25,3% — бюджетными кредитам (7,2 млрд руб.), незначительную долю (0,4%) составляют гарантии.
По оценке АКРА, соотношение долга и операционного баланса на конец 2019 года не превысит 185%, что соответствует среднему уровню долговой нагрузки. АКРА ожидает, что долговая нагрузка останется на этом уровне в ближайшие годы при условии отказа от наращивания расходов сверх доходной части бюджета. Данное допущение находит подтверждение в законе о республиканском бюджете на 2019–2021 годы, который предусматривает его бездефицитное исполнение в указанный период.
Рисунок 7. Структура государственного долга Республики Коми в 2015–2021 годах3, млн руб.
3 Прогноз структуры долга Республики в 2020–2021 годах осуществлен исходя из программы заимствований, утвержденной законом о республиканском бюджете на 2019–2021 годы, и погашения в 2020 году долга, обеспеченного государственной гарантией Республики.
Средневзвешенный срок погашения долговых обязательств Республики, по расчетам АКРА, составляет четыре года. Текущий график погашения долга свидетельствует о минимальном уровне риска рефинансирования. В 2019–2020 годах Республике предстоит выплатить 6,0 млрд руб. (порядка 20% долговых обязательств Республики). Однако планируемое постепенное замещение облигаций и бюджетных кредитов банковскими кредитами может в среднесрочной перспективе привести к сокращению средневзвешенного срока долговых обязательств Республики и изменению графика погашения долга.
Рисунок 8. График погашения долга Республики Коми по состоянию на 01.01.2019, млн руб.
Источник: Республика Коми, расчеты АКРА
Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса составит в 2019–2021 годах, по оценке АКРА, не более 15%. Обслуживание долга является необременительным для республиканского бюджета.
Финансовый долг предприятий госсектора на конец 2018 года составил 4,3 млрд руб., наибольшую долю в котором составляет долг АО «Комиавиатранс». АКРА полагает, что задолженность АО «Комиавиатранс» при определенных обстоятельствах может быть возложена на республиканский бюджет. В настоящий момент АКРА не учитывает долг предприятий госсектора при расчете долговых коэффициентов.
Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Республики, способных повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют.
По данным Республики, просроченная кредиторская задолженность на 01.07.2019 отсутствует.
АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств Республики и случаев предоставления экстренной помощи из вышестоящего бюджета с целью погашения займов.
Достаточный уровень ликвидности бюджета
Регион располагает необходимой ликвидностью для своевременного выполнения расходных обязательств. Остатки средств на счетах бюджета на 01.07.2019 составляют 175% среднемесячных расходов за период с 01.01.2018 по 01.07.2019 и покрывают 40% долговых обязательств Республики. С апреля 2019 года Республика размещает временно свободные средства на банковских депозитах.
Рисунок 9. Остатки средств бюджета на начало месяца за вычетом месячных расходов, млрд руб.
Источник: Республика Коми, Федеральное казначейство, расчеты АКРА
В управлении ликвидностью правительство Республики использует остатки средств на счетах бюджетных и автономных организаций. В целях покрытия возможных кассовых разрывов Республика открывает в банках возобновляемые кредитные линии. На момент анализа договоры, заключенные в рамках возобновляемых кредитных линий, покрывали 80% среднемесячных расходов бюджета Региона за первое полугодие 2019 года.
Аналитические корректировки
Положительная поправка к оценке за региональную экономику (за финансовое состояние предприятий Региона).
Ключевые допущения
- контроль за долей обязательных расходов в условиях снижения налоговой базы;
- сохранение консервативных подходов к планированию налоговых доходов;
- сохранение консервативной долговой политики.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- сокращение доли обязательных расходов бюджета;
- дальнейшее уменьшение долговой нагрузки на бюджет Региона;
- устойчивый рост уровня собственной ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- исполнение бюджета в 2019 году с дефицитом более 5% ННД;
- рост относительной долговой нагрузки свыше 190% к операционному балансу;
- изменение долговой политики в пользу привлечения краткосрочных банковских кредитов.
Рейтинги выпусков
Республика Коми, 35011 (ISIN RU000A0JUN81) — срок погашения — 27.11.2019, объем эмиссии — 10,1 млрд руб., — А-(RU);
Республика Коми, 35012 (ISIN RU000A0JVKF9) — срок погашения — 23.06.2021, объем эмиссии — 11 млрд руб., — А-(RU);
Республика Коми, 35013 (ISIN RU000A0JWZM1) — срок погашения — 16.11.2022, объем эмиссии — 6,18 млрд руб., — А-(RU);
Республика Коми, 35014 (ISIN RU000A0JXUD9) — срок погашения — 25.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А-(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Республики Коми, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Коми.
Рейтинговая история
29.08.2019 — А-(RU), прогноз «Стабильный»
04.03.2019 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный»
04.09.2018 — BBB(RU), прогноз «Стабильный»
05.03.2018 — BBB(RU), прогноз «Стабильный»
05.09.2017 — BBB(RU), прогноз «Стабильный»
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Республики Коми и облигационных выпусков Республики Коми (ISIN RU000A0JUN81, ISIN RU000A0JVKF9, ISIN RU000A0JWZM1, ISIN RU000A0JXUD9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Республики Коми был опубликован АКРА 05.09.2017, государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JUN81, ISIN RU000A0JVKF9, ISIN RU000A0JWZM1, ISIN RU000A0JXUD9) — 05.03.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу, а также кредитного рейтинга выпусков государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JUN81, ISIN RU000A0JVKF9, ISIN RU000A0JWZM1, ISIN RU000A0JXUD9) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Коми, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Коми принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Коми, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Республики Коми дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.
Приложения
Таблица 1. Сводные экономические показатели Республики Коми
2015 |
2016 |
2017 |
2018 (Оценка) |
2019 (Прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|
ВРП, млн руб. |
528 403 |
547 665 |
574 377 |
647 869 |
689 990 |
Темп прироста стоимостного объема ВРП |
9% |
4% |
5% |
13% |
7% |
ВРП на душу населения, руб. |
613 975 |
641 525 |
679 163 |
775 426 |
836 453 |
ВРП на душу населения (% от среднего уровня по стране) |
137% |
136% |
133% |
||
Безработица, % |
7,0% |
8,7% |
7,8% |
7,3% |
|
Безработица (% от среднего уровня по стране) |
125% |
158% |
150% |
152% |
|
Среднедушевые денежные доходы, руб./месяц |
31 221 |
31 725 |
32 100 |
32 554 |
|
Среднедушевые денежные доходы (% от среднего уровня по стране) |
103% |
103% |
101% |
99% |
|
Степень диверсификации экономики Региона (расчетное значение), в том числе: |
|||||
Доля сектора/компании в ВРП |
36% |
35% |
37% |
39% |
|
Доля налоговых поступлений от крупнейшего сектора/налогоплательщика |
20% |
19% |
27% |
27% |
|
Доля крупнейшего сектора/компании в занятости |
14% |
14% |
14% |
14% |
Источник: Росстат, ФНС, Республика Коми, расчеты АКРА
Таблица 2. Сводные показатели бюджета Республики Коми, млн руб.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (Прогноз) |
2020 (Прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Доходы бюджета |
56 038 |
60 252 |
71 027 |
83 915 |
80 225 |
77 335 |
Расходы бюджета |
-63 620 |
-65 694 |
-67 687 |
-73 669 |
-83 420 |
-76 997 |
Налоговые и неналоговые доходы |
49 507 |
53 314 |
64 346 |
75 068 |
72 213 |
70 728 |
в том числе: |
||||||
Налоги |
47 909 |
51 513 |
62 782 |
73 484 |
70 884 |
69 360 |
Из них: |
||||||
Налог на прибыль |
16 372 |
16 480 |
22 947 |
28 957 |
28 275 |
24 058 |
НДФЛ |
15 185 |
15 871 |
15 947 |
17 039 |
17 039 |
17 999 |
Налоги на товары |
2 342 |
3 382 |
2 975 |
2 752 |
2 752 |
3 715 |
Налоги на имущество |
12 781 |
14 590 |
19 529 |
23 308 |
21 424 |
22 062 |
Прочие поступления |
1 598 |
1 801 |
1 563 |
1 584 |
1 329 |
1 369 |
Трансферты |
6 531 |
6 938 |
6 682 |
8 847 |
8 012 |
6 607 |
Регулярные доходы |
54 774 |
59 010 |
69 586 |
82 670 |
79 442 |
76 529 |
Обязательные расходы |
-50 620 |
-53 920 |
-52 424 |
-60 715 |
-62 539 |
-59 871 |
Операционный баланс |
4 154 |
5 090 |
17 162 |
21 956 |
16 903 |
16 659 |
Процентные расходы |
-2 035 |
-3 101 |
-3 354 |
-3 207 |
-2 476 |
-2 293 |
Процентные доходы |
16 |
26 |
31 |
27 |
17 |
17 |
Прочие расходы |
-4 584 |
-3 879 |
-5 183 |
-4 092 |
-8 695 |
-7 621 |
Прочие доходы |
1 235 |
947 |
1 407 |
1 211 |
762 |
785 |
Расходы капитального характера |
-6 380 |
-4 794 |
-6 727 |
-5 654 |
-9 711 |
-7 212 |
Капитальные доходы |
13 |
269 |
4 |
7 |
4 |
4 |
Дефицит/профицит |
-7 582 |
-5 442 |
3 340 |
10 247 |
-3 195 |
339 |
Привлечение долга |
63 453 |
75 679 |
83 835 |
17 700 |
31 876 |
9 065 |
Погашение долга |
-58 491 |
-67 564 |
-87 004 |
-27 417 |
-28 680 |
-9 022 |
Источник: Федеральное казначейство, Республика Коми, расчеты АКРА
Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Республики Коми, млн руб.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (Прогноз) |
2020 (Прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Рыночный долг |
25 010 |
33 130 |
30 475 |
21 105 |
24 647 |
25 383 |
Нерыночный долг |
8 103 |
8 078 |
7 544 |
7 197 |
6 851 |
6 157 |
Гарантии выданные |
661 |
601 |
531 |
101 |
21 |
0 |
Совокупный объем долга |
33 774 |
41 809 |
38 550 |
28 403 |
31 518 |
31 540 |
Остатки на счетах на конец периода |
218 |
1 048 |
1 193 |
1 922 |
||
Чистый долг |
33 556 |
40 761 |
37 357 |
26 481 |
Источник: Минфин России, Республика Коми, расчеты АКРА
Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Республики Коми
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (Прогноз) |
|
---|---|---|---|---|
Бюджетные коэффициенты |
|
|
|
|
Доля собственных доходов в бюджете |
92% |
93% |
92% |
94% |
Темп прироста собственных доходов |
8% |
21% |
17% |
-4% |
Доля регулярных доходов в бюджете |
98% |
98% |
99% |
99% |
Темп прироста регулярных доходов |
8% |
18% |
19% |
-4% |
Доля налоговых доходов в регулярных доходах |
87% |
90% |
89% |
89% |
Доля обязательных расходов в составе бюджета |
82% |
77% |
82% |
75% |
Темп прироста обязательных расходов |
7% |
-3% |
16% |
3% |
Операционный баланс (% от регулярных доходов) |
9% |
25% |
27% |
21% |
Динамика операционного баланса |
23% |
237% |
28% |
-23% |
Доля капитальных расходов бюджета |
7% |
10% |
8% |
12% |
Долговые коэффициенты |
|
|
|
|
Темп прироста рыночного долга |
32% |
-8% |
-31% |
17% |
Темп прироста совокупного долга |
24% |
-8% |
-26% |
11% |
Доля краткосрочного долга в рыночном долге |
41% |
7% |
0% |
0% |
Соотношение расходов на обслуживание долга и собственных доходов |
5,8% |
5,2% |
4,3% |
3,4% |
Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса |
0,61 |
0,20 |
0,15 |
0,15 |
Соотношение долга и операционного баланса |
8,21 |
2,25 |
1,29 |
1,86 |
Соотношение операционного баланса за вычетом процентных расходов и объема погашения долга в текущем периоде |
0,17 |
0,84 |
6,70 |
5,05 |
Соотношение рыночного долга и операционного баланса |
6,51 |
1,78 |
0,96 |
1,46 |
Соотношение чистого долга и операционного баланса |
8,01 |
2,18 |
1,21 |
1,86 |
Соотношение совокупного долга и ВРП |
7,6% |
6,7% |
4,4% |
4,6% |
Темп прироста процентных расходов |
52% |
8% |
-4% |
-23% |
Источник: Минфин России, Республика Коми, расчеты АКРА