Повышение кредитного рейтинга Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлено темпами развития ее экономики, опережающими среднестрановые показатели, что транслируется в устойчивый рост доходов областного бюджета, позволяющий менять его структуру в пользу более гибких капитальных расходов. Кредитный рейтинг поддерживается стабильными бюджетными показателями, средним уровнем долговой нагрузки и минимальными рисками рефинансирования при избыточном объеме собственной ликвидности.

Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (3,8 трлн руб. в 2017 году, или порядка 5% суммарного валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ). Регион занимает второе место по численности населения (5% общего населения страны).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Масштабная программа капитальных вложений, финансируемая за собственный счет. За период с 2013 по 2018 год рост налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Области составил 70%, что значительно превысило среднероссийский уровень, равный 57%. АКРА ожидает, что в 2019 и 2020 годах ежегодный рост ННД останется на уровне 10%. Бюджет Московской области характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений: в 2016–2020 годах ННД будут равны в среднем 93% доходов бюджета без учета субвенций. В указанном периоде обязательные расходы, по оценке АКРА, в среднем могут составить порядка 73% совокупных расходов, а средняя доля капитальных расходов оценивается на уровне 18% совокупных расходов Региона. Стабильный рост доходов позволяет поддерживать значительный уровень капитальных расходов и увеличивать его: плановый рост капрасходов составляет в 2019 году 90%, в 2020-м — 70% к уровню 2018 года. В результате дефицит бюджета, по прогнозу Области, может превысить 20% ННД в 2019-м и порядка 10% в 2020-м, тогда как в 2018-м данный показатель составил 6%. В таком случае возможный рост долговой нагрузки будет полностью компенсироваться изменением структуры бюджетных расходов. Кроме того, планируется финансировать часть дефицита за счет накопленной ликвидности. Стоит при этом отметить, что в последние годы Область не успевала исполнить заявленную программу капитальных вложений в полном объеме и не исполняла заявленный дефицит.

Средний уровень долговой нагрузки и минимальные риски рефинансирования. По оценкам АКРА, в 2019–2020 годах Область профинансирует две трети дефицита своего бюджета за счет заемных средств, а оставшуюся часть — за счет остатков на счетах. При условии полного исполнения заявленной инвестиционной программы долг Области может увеличиться с 28% ННД в 2018 году до 41% ННД в 2020-м. На конец 2020 года отношение долга к операционному балансу составит 1,6х, что соответствует среднему уровню долговой нагрузки. Размещение Областью облигаций в октябре 2019 года и досрочное погашение части банковских кредитов за счет привлеченных средств позволили снизить риски рефинансирования долга в 2020–2021 годах. На дату проведения анализа долг Региона, подлежащий погашению в 2020 году, составил 29% его долговых обязательств и оказался в 3,5 раза меньше ожидаемого операционного баланса за вычетом процентных расходов, что говорит о минимальном риске рефинансирования в 2019 году. Расходы на обслуживание долга в 2019–2020 годах не превысят 11% операционного баланса, что соответствует низкому уровню риска и свидетельствует о необременительности данных расходов для регионального бюджета. Процентные доходы от операций по управлению ликвидностью за последние три истекших года покрывают не менее двух третей объема процентных расходов Области. Долговая нагрузка предприятий государственного сектора остается на умеренном уровне.

Избыточная ликвидность бюджета. Московская область регулярно размещает средства на депозитах в объеме, позволяющем покрывать расходы в течение одного-двух месяцев. По состоянию на 01.10.2019 остатки на счетах Области составили около 78% ее долговых обязательств. Собственный объем ликвидности может снизиться в случае полного исполнения в 2019 году программы капитальных вложений, так как значительная часть средств на депозитах будет использована для покрытия дефицита областного бюджета.

Высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение. Несмотря на исторически высокую концентрацию на территории Региона предприятий машиностроительного сектора, доминирующей отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): исторически максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составляет менее 4%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы (около 60% от среднестранового уровня в 2015–2018 годах) и относительно высокий уровень среднедушевых денежных доходов (на 30% выше среднего по стране в течение анализируемого периода). ВРП Области в номинальном выражении за период с 2015 по 2017 год увеличился на 39%, тогда как рост совокупного ВРП субъектов РФ за этот же период составил 27%. Темпы роста промышленного производства в Области в 2016–2019 годах значительно опережают среднероссийский показатель (не менее 10% в год при среднестрановом уровне 2–3%).

Ключевые допущения

  • исполнение плановых показателей по капитальным расходам в 2019 и 2020 годах;
  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета;
  • сохранение долговой стратегии, не предполагающей роста долговой нагрузки на бюджет Области выше 35% ННД.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • стабилизация ожидаемой долговой нагрузки на уровне не выше 30% ННД;
  • дальнейший рост экономики, который позволит повысить ВРП на душу населения Области.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост обязательных расходов без соответствующего увеличения его доходной части;
  • увеличение долговой нагрузки Области выше 50% текущих доходов;
  • существенное сокращение средней срочности рыночного долга.

Рейтинги выпусков

Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9), срок погашения — 21.11.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34011 (ISIN RU000A0ZYML3), срок погашения — 22.12.2022, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34012 (ISIN RU000A100XP4), срок погашения — 08.10.2024, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Московской области и облигационных выпусков Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3 , RU000A100XP4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 12.12.2016, 21.12.2017 и 09.10.2019 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Московской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Московской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.