Кредитный рейтинг Самарской области (далее — Область, Регион) обусловлен устойчивой региональной экономикой с диверсифицированной отраслевой структурой, умеренным риском бюджетных показателей и долгосрочным долговым портфелем.
Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, занимает
11-е место по объему валового регионального продукта (ВРП). В регионе проживает 3,2 млн человек, из которых 2,6 млн человек — в Самарско-Тольяттинской агломерации, занимающей третье место по численности населения в РФ (после Московской и Санкт-Петербургской).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Диверсифицированная экономика региона. Основу региональной экономики составляет диверсифицированная промышленная база (25% ВРП). Наличие высокоразвитой транспортной сети, интегрированной в федеральную инфраструктуру, обеспечивает региональным производителям доступ как на федеральный, так и на международный рынки сбыта (экспорт составляет порядка 30% ВРП), что снижает зависимость региональной экономики и бюджета от отраслевых и рыночных циклов. При этом в 2014–2016 годах удельные значения показателей ВРП и денежных доходов населения находились стабильно ниже среднероссийского уровня. АКРА не ожидает существенных изменений динамики ВРП и денежных доходов на душу населения в среднесрочной перспективе. В долгосрочном периоде истощение нефтяных месторождений и сокращение доли добычи нефти в структуре ВРП (14%) потребует замещения нефтедобычи другими отраслями для поддержания текущего уровня производства в стоимостном выражении.
Стабильные бюджетные показатели. Бюджет характеризуется высокой долей собственных доходов, основанных на устойчивой и диверсифицированной налоговой базе: налог на прибыль за 2013–2016 годы в среднем составил 34,6% собственных доходов, а поступления по НДФЛ — в среднем 30%. АКРА отмечает рост давления на операционный баланс Области за период 2013–2016 годов в результате превышения роста обязательных расходов (+21%) над регулярными доходами (+10%). Вместе с тем, по мнению АКРА, в случае сокращения налоговых поступлений от отдельных отраслей Область располагает достаточным резервом для повышения собственных доходов в виде предоставленных налоговых льгот по налогу на прибыль для нефтедобывающих компаний (оценивается в размере 10% от совокупных поступлений по налогу на прибыль в 2013–2015 годах).
Сбалансированная структура долгового портфеля. Преобладание в структуре долга Области долгосрочных облигационных займов (46% по состоянию на конец 2016 года) в значительной степени защищает областной бюджет от риска удорожания стоимости долга. По мнению АКРА, в долгосрочной перспективе риск рефинансирования долгового портфеля будет минимизирован благодаря дальнейшему замещению банковских кредитов долгосрочными (до 7 лет) облигационными выпусками и поэтапному снижению долговой нагрузки до целевого показателя 48% от собственных доходов Области за счет профицита последних.
Ключевые допущения
- сохранение текущей динамики промышленного производства;
- размещение облигационных выпусков с замещением банковского финансирования дефицита бюджета;
- профицит собственных доходов по отношению к обязательным расходам;
- стабильная структура расходов социального характера;
- продолжение политики активного управления ликвидностью.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- рост удельных значений показателей ВРП и денежных доходов населения Области до среднероссийского уровня;
- увеличение операционного баланса в результате роста собственных доходов.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- сокращение промышленного производства вследствие ухудшения рыночной конъюнктуры;
- рост доли обязательных расходов в структуре бюджета.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Самарской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (27.12.2016).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Самарской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Самарская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Самарской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.