Кредитный рейтинг Самарской области (далее — Область, Регион) обусловлен устойчивой региональной экономикой с диверсифицированной отраслевой структурой, умеренным риском бюджетных показателей и долгосрочным долговым портфелем.

Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, занимает
11-е место по объему валового регионального продукта (ВРП). В регионе проживает 3,2 млн человек, из которых 2,6 млн человек — в Самарско-Тольяттинской агломерации, занимающей третье место по численности населения в РФ (после Московской и Санкт-Петербургской).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Диверсифицированная экономика региона. Основу региональной экономики составляет диверсифицированная промышленная база (25% ВРП). Наличие высокоразвитой транспортной сети, интегрированной в федеральную инфраструктуру, обеспечивает региональным производителям доступ как на федеральный, так и на международный рынки сбыта (экспорт составляет порядка 30% ВРП), что снижает зависимость региональной экономики и бюджета от отраслевых и рыночных циклов. При этом в 2014–2016 годах удельные значения показателей ВРП и денежных доходов населения находились стабильно ниже среднероссийского уровня. АКРА не ожидает существенных изменений динамики ВРП и денежных доходов на душу населения в среднесрочной перспективе. В долгосрочном периоде истощение нефтяных месторождений и сокращение доли добычи нефти в структуре ВРП (14%) потребует замещения нефтедобычи другими отраслями для поддержания текущего уровня производства в стоимостном выражении.

Стабильные бюджетные показатели. Бюджет характеризуется высокой долей собственных доходов, основанных на устойчивой и диверсифицированной налоговой базе: налог на прибыль за 2013–2016 годы в среднем составил 34,6% собственных доходов, а поступления по НДФЛ — в среднем 30%. АКРА отмечает рост давления на операционный баланс Области за период 2013–2016 годов в результате превышения роста обязательных расходов (+21%) над регулярными доходами (+10%). Вместе с тем, по мнению АКРА, в случае сокращения налоговых поступлений от отдельных отраслей Область располагает достаточным резервом для повышения собственных доходов в виде предоставленных налоговых льгот по налогу на прибыль для нефтедобывающих компаний (оценивается в размере 10% от совокупных поступлений по налогу на прибыль в 2013–2015 годах).

Сбалансированная структура долгового портфеля. Преобладание в структуре долга Области долгосрочных облигационных займов (46% по состоянию на конец 2016 года) в значительной степени защищает областной бюджет от риска удорожания стоимости долга. По мнению АКРА, в долгосрочной перспективе риск рефинансирования долгового портфеля будет минимизирован благодаря дальнейшему замещению банковских кредитов долгосрочными (до 7 лет) облигационными выпусками и поэтапному снижению долговой нагрузки до целевого показателя 48% от собственных доходов Области за счет профицита последних.

Ключевые допущения

  • сохранение текущей динамики промышленного производства;
  • размещение облигационных выпусков с замещением банковского финансирования дефицита бюджета;
  • профицит собственных доходов по отношению к обязательным расходам;
  • стабильная структура расходов социального характера;
  • продолжение политики активного управления ликвидностью.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • рост удельных значений показателей ВРП и денежных доходов населения Области до среднероссийского уровня;
  • увеличение операционного баланса в результате роста собственных доходов.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • сокращение промышленного производства вследствие ухудшения рыночной конъюнктуры;
  • рост доли обязательных расходов в структуре бюджета. 

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Самарской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (27.12.2016).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Самарской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Самарская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Самарской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.