Тренинг по банкам и НБКО, 30–31 января

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Костромской области на уровне BBB-(RU), изменив прогноз на «Позитивный»

Изменение прогноза по кредитному рейтингу Костромской области (далее — Костромская область, Область, Регион) обусловлено эффективными мерами, предпринимаемыми Областью для снижения долговой нагрузки. Рейтинг Региона по-прежнему ограничен высокой долговой нагрузкой, низкой гибкостью бюджетных расходов и низкими показателями развития региональной экономики в сравнении со среднестрановыми. Поддержку кредитному рейтингу оказывает плавный график погашения долга на горизонте до 2023 года.

Костромская область расположена в Центральном федеральном округе. В Регионе проживает приблизительно 0,4% населения России, создается порядка 0,2% валового регионального продукта (ВРП) РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Снижающаяся долговая нагрузка при все еще очень высоких ее значениях и плавный график погашения долга на долгосрочном горизонте. Ожидаемое на конец 2019 года соотношение долга и операционного баланса Области не превышает 3,6х, тогда как годом ранее оно составило 4,7х. Снижение долговой нагрузки произойдет за счет уменьшения абсолютного размера долга: по состоянию на 01.09.2019 он уже снизился на 7%, или на 1,4 млрд руб. Для снижения долга Область будет использовать остатки на счетах, поскольку текущая версия закона о бюджете не предполагает значительного профицита. Текущий график погашения долга (по состоянию на 01.09.2019) предполагает, что в течение ближайших трех лет ежегодный объем потребности в рефинансировании долга Области не будет превышать 13% совокупного объема долга. В 2023 году Костромской области предстоит рефинансировать половину долга, большая часть которой представлена долгосрочными банковскими кредитами. По условиям соглашений с Минфином России, к 2020 году долг Области должен составить менее 100% собственных доходов. По оценке АКРА, Регион сможет выполнить данное условие.

Низкая гибкость расходной части бюджета, зависимость бюджетных показателей от федеральных трансфертов. С 2018 года Область получает значимый для ее бюджета объем ранее не предоставлявшихся трансфертов (дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели). Также в 2019 году значительно возрастает доля трансфертов на капитальные расходы. Таким образом, поддержание роста доходов областного бюджета происходит преимущественно за счет увеличения трансфертов, а показатели бюджетной дисциплины находятся в значительной зависимости от федеральных средств. В результате роста трансфертов доля собственных доходов без учета субвенций снизилась, но отношение операционного баланса к регулярным доходам увеличилось. Доля обязательных расходов в составе бюджета высока (в среднем 74% за период 2016–2018 годов и в соответствии с запланированными на 2019 год значениями), что свидетельствует о низкой гибкости бюджетных расходов.

С 2018 года бюджет Области переведен на казначейское сопровождение. АКРА отмечает, что казначейское сопровождение регламентирует исполнение расходов и не ставит своей целью способствовать росту доходов бюджета. Поэтому Агентство нейтрально оценивает введение казначейского сопровождения расходов областного бюджета.

Низкие показатели развития экономики при достаточном уровне ее диверсификации. Доминирующую роль в экономике Региона играют предприятия деревообрабатывающей, металлургической, ювелирной и пищевой промышленности, а также производители электроэнергии. При этом экономика Области характеризуется низкими показателями ВРП на душу населения и среднедушевых доходов (приблизительно 52% и 74% от среднестрановых значений в 2015–2018 годах соответственно).

Ключевые допущения

  • дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели является временной помощью бюджету Области;
  • в 2019–2020 годах Область будет соблюдать правила реструктуризации бюджетных кредитов, установленные соглашениями с Минфином России в 2017-м.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

 

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • достижение устойчивого бездефицитного бюджета без учета разовых трансфертов;
  • снижение отношения долговой нагрузки к операционному балансу до уровня, не превышающего 3,5х.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли обязательных расходов в составе бюджета и снижение операционного баланса до показателя, не превышающего 12% регулярных доходов;
  • исполнение бюджета с дефицитом, которое потребует финансирования за счет роста относительной долговой нагрузки;
  • нарушение правил реструктуризации бюджетных кредитов, сопровождаемое досрочным погашением части долга и ростом процентных расходов.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Костромской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Костромской области был опубликован АКРА 12.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Костромской области ожидается в течение 182 дней  с даты опубликования настоящего пресс-релиза  в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных администрацией Костромской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Костромской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Костромской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Костромской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.