Кредитный рейтинг Томской области (далее — Томская область, Область, Регион) обусловлен сравнительно высоким уровнем долговой нагрузки относительно операционного баланса и ограниченной гибкостью бюджетных расходов при средних показателях развития региональной экономики по сравнению со среднестрановым уровнем.

Томская область расположена в Сибирском федеральном округе. В Области проживает 1,1 млн человек (0,7% населения РФ). В 2018 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 532 млрд руб. (порядка 0,7% суммарного ВРП субъектов РФ). Почти треть территории Области не заселена в связи с большой площадью болот и лесов. Томск является крупным образовательным центром — Томская область по количеству студентов в расчете на 10 тыс. человек по итогам 2017 года находилась на втором месте среди регионов РФ после Москвы.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Средний уровень долговой нагрузки при необходимости рефинансирования более половины долговых обязательств Региона в ближайшие два года. Соотношение долга и операционного баланса Области на конец текущего года ожидается на уровне 2,3, то есть остается таким же, как и в начале текущего года. Значение этого показателя соответствует повышенному уровню риска по методологии АКРА. В результате наличия значимой доли банковских кредитов, периодически рефинансируемых за счет кредитов УФК, отношение операционного баланса после процентных платежей к объему погашения долга в текущем периоде находится на низком уровне (приблизительно 1,5), а рефинансирование более чем половины долга приходится на ближайшие два года. Тем не менее процентные расходы не являются обременительными для бюджета Региона. По состоянию на 01.09.2019 треть областного долга приходилась на облигации, 22% — на банковские кредиты, 29% — на бюджетные кредиты, 16% — на кредит УФК. Особенностью долговой книги Региона является наличие в ее структуре облигаций для населения, которые могут быть предъявлены к выкупу в течение срока обращения. Доля таких облигаций в общем объеме облигаций Региона составила 29% на 01.09.2019. Запланированный текущим законом о бюджете дефицит приведет к росту долга на 14% к концу 2019 года. Совокупная итоговая оценка долговой нагрузки Региона на конец 2019 года будет соответствовать среднему уровню кредитного риска. В среднесрочной перспективе долговая нагрузка и бюджетные показатели будут зависеть от поступлений по налогу на прибыль, волатильность которых объясняется динамикой сектора добычи полезных ископаемых (основной вклад в формирование ВРП Региона) и смежных отраслей.

Низкая гибкость бюджетных расходов и зависимость бюджета от доминирующей отрасли и федеральных трансфертов. Бюджетные показатели Области зависят от поступлений по налогу на прибыль, а также характеризуются чувствительностью к изменению объема получаемых трансфертов. Волатильность поступлений по налогу на прибыль объясняется рядом факторов, например наличием на территории Региона налогоплательщиков, входящих в состав консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), и динамикой рублевой цены на нефть. Закон об областном бюджете предусматривает на 2019 год поступления по налогу на прибыль на уровне 2018 года. Структура собственных доходов областного бюджета в текущем году значительно не изменится. Однако доля собственных доходов Региона в 2019-м снижается (со среднего показателя в 2016–2018 годах на уровне 83% до 78%) за счет роста безвозмездных поступлений, в том числе иных межбюджетных трансфертов. Обязательные расходы при этом находятся на высоком уровне: порядка 74% совокупных расходов бюджета. В текущем году доля капитальных расходов растет как за счет увеличения безвозмездных поступлений (эта тенденция наблюдается во многих регионах, рейтингуемых АКРА), так и за счет роста собственных средств, направляемых на такие расходы. Поскольку трансферты могут иметь временный характер, они не увеличивают размер операционного баланса, который составляет в среднем 20% регулярных доходов Области за период с 2016 по 2019 год.

Зависимость региональной экономики от добычи нефти и низкие относительно среднероссийских доходы населения. Почти треть ВРП Томской области (в 2017-м — 28%) приходится на добычу полезных ископаемых, главным образом нефти. Ухудшение структуры остаточных запасов, осуществление добычи на месторождениях с большой степенью выработанности и рост доли трудноизвлекаемых запасов обусловили снижение добычи нефти в Регионе в течение последних пяти лет. ВРП на душу населения и среднедушевые денежные доходы остаются ниже среднестранового уровня при безработице, превышающей среднероссийский показатель.

Достаточная ликвидность бюджета. В целях финансирования прогнозируемых кассовых разрывов Область имеет возможность привлекать как денежные средства в коммерческих банках в рамках заранее заключенных договоров об открытии кредитных линий, так и краткосрочные бюджетные кредиты Федерального казначейства.

Ключевые допущения

  • исполнение заложенного объема налоговых доходов в 2019 году;
  • следование ответственной бюджетной политике, направленной на реалистичное планирование собственных доходов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговой базы по налогу на прибыль в случае положительного экономического эффекта от предлагаемых администрацией Области мер стимулирования выработанных месторождений;
  • исполнение областного бюджета с профицитом и использование профицита для снижения государственного долга Области;
  • снижение уровня зависимости от источников внешней ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение профиля срочности долговой книги Области в пользу краткосрочных инструментов;
  • снижение регулярных доходов в 2019–2021 годах при невозможности сокращения расходов;
  • неисполнение плана мероприятий по увеличению ННД (налоговых и неналоговых доходов) в 2019–2021 годах, сопряженное с ухудшением собственной ликвидности Области.

Рейтинги выпусков

Томская область, 34055 (ISIN RU000A0JW1K9), срок погашения — 19.06.2023, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU).

Томская область, 34062 (ISIN  RU000A0ZYMJ7), срок погашения — 19.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томской области и выпускам облигаций Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Томской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были опубликованы АКРА 10.04.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных администрацией Томской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Томской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.