Компоненты кредитного рейтинга

Институциональный фактор

Итоговая оценка

0,04 (максимальная оценка – 0,05)

Региональная экономика

Оценка до корректировки

0,16

Итоговая оценка

0,17 (максимальная оценка – 0,30)

Структура бюджета и бюджетная дисциплина

Итоговая оценка

0,25 (максимальная оценка – 0,30)

Долговая нагрузка

Оценка до корректировки

0,17

Итоговая оценка

0,17 (максимальная оценка – 0,20)

Ликвидность бюджета

Итоговая оценка

0,15 (максимальная оценка – 0,15)

Кредитный рейтинг АА(RU)
Прогноз «Стабильный»

 

Краткая информация о регионе

Липецкая область (далее — Область, Регион) расположена в Центральном федеральном округе и граничит с шестью областями. В Регионе проживает 1,1 млн человек (45–е место в РФ, 0,8% населения страны). В 2017 году ВРП Области составил 498 млрд руб. (0,7% совокупного ВРП российских регионов). На территории Области функционирует Новолипецкий металлургический комбинат, занимающий первое место по выпуску стали в РФ и 16–е место в мире по итогам 2018 года (17,5 млн тонн).

Индекс промышленного производства Области, как и индекс производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства», в последние годы преимущественно превышал аналогичный показатель в целом по России.

Рисунок 1. Индекс производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» Липецкой области

Источник: Росстат

Факторы рейтинговой оценки

Институциональный фактор

Администрация Области принимает активное участие в развитии региональной экономики, используя механизмы особых экономических зон (ОЭЗ) и налогового стимулирования.

При утверждении закона о бюджете на будущий период Область дает консервативные прогнозы поступлений по налогу на прибыль (далее — НП): с 2015 по 2018 год фактические поступления превышали первоначально утвержденные в среднем на 34%. Наиболее существенное расхождение между плановыми и фактическими показателями, наблюдавшееся в 2015 и 2018 годах, связано с резким изменением рублевой стоимости продукции металлургического сектора. Консервативные оценки будущих поступлений по НП защищают бюджет Области от увеличения расходных обязательств, финансирование которых будет зависеть от конъюнктуры рынка черных металлов.

С 2015 по 2018 год фактические расходы отличались от первоначально утвержденных в среднем на 13%, что объясняется недостатками планирования собственных поступлений, а также невозможностью полностью отразить плановые трансферты.

В результате в 2015–2018 годах Область принимала закон о бюджете с консервативным прогнозом, предусматривавшим дефицит в среднем на уровне 9% утвержденных налоговых и неналоговых доходов (ННД, собственные доходы).

Доля ННД в бюджетах муниципальных образований (далее — МО) с 2015 по 2018 год в среднем составляла 41%, что говорит об умеренной самодостаточности местных бюджетов. Отмечается постепенное снижение доли ННД в полученных доходах, что связано с ростом объема безвозмездных поступлений в абсолютном выражении от вышестоящих бюджетов. Объем трансфертов в бюджеты МО увеличился на 43% за 2015–2018 годы. Основными источниками собственных доходов муниципалитетов традиционно являются НДФЛ и налог на имущество, которые в среднем за исследуемый период составляли 48 и 21% ННД соответственно.

Совокупный долг МО за исследуемый период сократился на 11% (415 млн руб.) и на конец 2018 года составлял 31% от их совокупных собственных доходов. В то же время доля коммерческих кредитов в совокупном долге МО растет: за четыре года доля банковских кредитов удвоилась с 30 до 60% и достигла 2 млрд руб. Процентные расходы муниципалитетов составляют порядка 0,5% их совокупных расходов ежегодно.

Региональная экономика

Экономические показатели, оцениваемые АКРА в рамках данного анализа, характеризуют социально-экономическое развитие Области как умеренное относительно других регионов РФ. В 2017 году ВРП Региона составил 498 млрд руб. (0,7% суммарного ВРП российских регионов). С 2013 по 2018 год ВРП на душу населения Области вырос с 72 до 89% от среднероссийского уровня. Среднедушевые доходы относительно среднестрановых значений за указанный период увеличились с 86 до 92%.  Безработица в Области в 2013–2018 годах составляла в среднем 3,9%, что говорит о высокой занятости в Регионе (средний уровень по стране за аналогичный период был равен 5,3%).

Рисунок 2. Уровень развития экономики Липецкой области относительно среднестрановых показателей (100%)

* Прогнозное значение ВРП на 2018–2019 годы (РФ — прогноз АКРА, Регион — прогноз Липецкой области).
Источник: Липецкая область, Росстат, расчеты АКРА

Экономика Области и доходная часть ее бюджета характеризуются низкой степенью диверсификации. Основа экономики — обрабатывающая промышленность (в основном металлургическое производство), формировавшая
с 2013 по 2018 год в среднем 39% регионального ВРП. Второй по величине отраслью в доле в ВРП Региона является сельское хозяйство (в среднем 11% за исследуемый период). Структура ВРП Региона стабильна. Некоторая волатильность доли металлургической промышленности (рост или падение год к году) объясняется колебаниями рублевой стоимости сырья.

Рисунок 3. Отраслевая структура ВРП Липецкой области в 2017 году (факт)

Источник: Липецкая область, Росстат, расчеты АКРА

Промышленный комплекс Области формирует около 43% ВРП. Доля металлообработки в составе промышленного производства по итогам 2018 года составила 63%. Помимо металлургии, в Области развивается агропромышленный комплекс, что характерно практически для всех южных регионов Центрального федерального округа. Благодаря этому Регион обеспечивает себя многими видами продовольствия, а также является экспортером продукции агропромышленного комплекса. На территории Области расположены шесть сахарных заводов, в том числе ПАО «Добринский сахарный завод», являющееся крупнейшим в России (выручка в размере 9 млрд руб. по итогам 2017 года). Общая мощность сахарных заводов позволяет производить около 900 тыс. тонн сахара в год.

Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия*, зарегистрированные на территории Липецкой области (2017 год)

Предприятие

Вид деятельности

Владелец

Выручка, млн руб.

Прибыль до уплаты налогов, млн руб.

ПАО «НЛМК»

Производство листового холоднокатаного стального проката

Частная компания

411 806

122 633

ООО «Черкизово-Свиноводство»

Разведение свиней

ПАО «Группа Черкизово»

24 577

3 222

АО «ПРОГРЕСС»

Производство детского питания и диетических пищевых продуктов

Частная компания

20 304

3 772

АО «ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ»

Производство бытовых электрических приборов

ИНДЕЗИТ КОМПАНИ С.П.А. (Италия)

20 013

1 872

ООО «ГЭСК»

Торговля электроэнергией

Частная компания

13 680

144

ООО «Газпром межрегионгаз Липецк»

Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям

ПАО «Газпром межрегионгаз»

12 838

43

АО «Липецкнефтепродукт»

Розничная торговля моторным топливом в специализированных магазинах

ПАО «НК «Роснефть»

11 016

134

ОАО «ЛЭСК»

Торговля электроэнергией

Частная компания

10 399

17

ПАО «Добринский сахарный завод»

Производство сахара

«СЮКР Э ДАНРЭ» (Франция)

9 097

447

ООО «ТРИО XXI»

Оптовая торговля сахаром

Частная компания

9 016

26

 

* Филиалы не учтены в выборке.
Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»

Отраслевая структура налоговых поступлений Региона не диверсифицирована. По оценке АКРА, за период с 2015 по 2018 год в среднем более 40% поступлений в бюджет Области приходилось на металлургическое производство. Оптовая и розничная торговля занимает вторую по величине долю (порядка 8–9%) в структуре налоговых поступлений за аналогичный период.

Рисунок 4. Отраслевая структура налоговых поступлений в 2018 году*

* При расчете использовались данные за 2018 год по налогу на прибыль, НДФЛ, транспортному налогу и налогу на имущество.
Источник: ФНС, расчеты АКРА

Для развития дополнительного экономического потенциала в Области реализуется трехуровневая система стимулирования экономики:

  • ОЭЗ промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) «Липецк» (две площадки);
  • ОЭЗ регионального уровня разных типов (десять зон);
  • частные индустриальные парки (три парка).

ОЭЗ ППТ «Липецк», сформированная в 2005 году, является крупнейшей ОЭЗ на территории Региона, а также стратегически важной площадкой для Области. На данный момент на территории ОЭЗ располагается 60 предприятий, объем привлеченных инвестиций составляет порядка 189 млрд руб. Доля товаров, произведенных на территориях ОЭЗ, в общем объеме отгруженной продукции по итогам 2018 года составила 8%.

Область характеризуется достаточно высокой долей инвестиций в основной капитал, которая в 2013–2018 годах в среднем составляла 27%. Наибольшая доля инвестиций в основной капитал (без учета субъектов малого предпринимательства и объемов, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) приходилась на обрабатывающее производство и составляла в среднем 39% с 2014 по 2017 год. За этот период прослеживается отчетливая тенденция роста инвестиций в обрабатывающее производство (в три раза за четыре года). Второй по величине отраслью по объему инвестиций в основной капитал является сельское хозяйство (в среднем 17% за четыре года).

Рисунок 5. Инвестиции в основной капитал по видам деятельности*, млн руб.

*  Без учета субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.
Источник: Росстат, Липецкая область, расчеты АКРА

В структуре занятости населения Региона в 2016–2017 годах условно доминировала оптовая и розничная торговля (19% занятых), в обрабатывающем производстве было занято 18%, в сельском хозяйстве, включая охоту и лесное хозяйство, — 12%. Структура занятости Региона стабильна на протяжении исследуемого периода.

Демографическая ситуация в Области является относительно стабильной. За период с 2003 по 2018 год население Региона сократилось на 5%. Основной причиной снижения стала естественная убыль населения, которую частично компенсировал миграционный приток (в 2011–м и в период с 2017 по 2018 год миграционный приток был отрицательным). Приток в первую очередь обусловлен государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, за десять лет реализации которой в Область прибыло 49 тыс. человек. По истечении срока действия программы миграционный приток вновь сменился оттоком населения из Региона. В 2018 году доля населения в трудоспособном возрасте составила 54%, моложе трудоспособного возраста — 17%. По РФ доля населения моложе трудоспособного возраста в 2018 году составила 18,6%, трудоспособного — 56%. По данным показателям Регион отстает от среднероссийских. АКРА ожидает возможного снижения поступлений по НДФЛ и увеличения социальных расходов Региона в долгосрочной перспективе при отсутствии положительного миграционного притока.

Рисунок 6. Демографическая ситуация в Липецкой области

Источник: Росстат, Липецкая область, расчеты АКРА

Бюджетные показатели

Рисунок 7. Показатели бюджетной дисциплины Липецкой области

Источник: Липецкая область, расчеты АКРА

Доля обязательных расходов в составе бюджета в 2015–2018 годах находилась на умеренном уровне по методологии АКРА и в среднем составляла 64%. Агентство отмечает тенденцию к снижению данного показателя: 62% в 2018 году против 66% в 2015–м.

АКРА оценивает степень сбалансированности бюджета как высокую благодаря высокому соотношению операционного баланса и регулярных доходов. По оценке Агентства, операционный баланс в среднем составлял 36% от регулярных доходов в период с 2015 по 2018 год. Наибольшего значения (43%) данный показатель достиг по итогам 2018 года. Исходя из утвержденных бюджетных назначений Области на 2019 год, АКРА полагает, что операционный баланс вернется к уровню 2017–го на фоне роста обязательных расходов Региона.

Доля капитальных расходов в общих расходах бюджета является высокой. За исследуемый период (2015–2018 годы) доля капитальных расходов ежегодно увеличивалась и по итогам 2018–го достигла 26%. Среднее значение за указанный период — 22%. Исходя из утвержденных назначений областного бюджета на 2019 год, АКРА ожидает, что доля капитальных расходов увеличится до 28%.

Уровень самодостаточности бюджета, определяемый показателем доли собственных доходов в бюджете за исключением субвенций, с 2015 по 2018 год не опускался ниже 82%; среднее значение за исследуемый период — 83%. Тем не менее, исходя их прогнозируемых Областью параметров исполнения бюджета на 2019 год, доля собственных доходов снизится до 79–80% в связи с увеличением доли федеральных трансфертов в составе бюджета. Область прогнозирует сокращение собственных доходов бюджета из-за снижения налоговых доходов (в первую очередь НП) по причине конъюнктурных изменений цен на металлы. Снижение доли собственных доходов в ожидаемом Агентством диапазоне не повлияет на оценку самодостаточности бюджета Региона.

Рисунок 8. Динамика доли собственных доходов областного бюджета

* (П) – прогнозные значения.
Источник: Липецкая область, расчеты АКРА

Структура ННД Региона отличается большой долей НП организаций — 45% в среднем за четыре года (49% в 2018 году) по сравнению с 34% в среднем по РФ за тот же период. Налог на прибыль волатилен. АКРА положительно отмечает консервативную политику Области в прогнозировании доходной части бюджета. По прогнозам Региона на 2019 год, поступления по НП могут сократиться на 20% из-за снижения рублевых цен на металлы, что, в свою очередь, приведет к уменьшению его доли в структуре ННД до 44%.

Доля НДФЛ в среднем составляла 28% за период с 2015 по 2018 год.

Налог на имущество, который более устойчив к рыночным шокам, чем НП, с 2015 года в среднем составляет 14% налоговых поступлений. В 2019 году Область прогнозирует снижение поступлений по налогу на имущество в связи с изменением законодательства в этой сфере, что обусловит сокращение доли налога в общей структуре доходов.

Рисунок 9. Структура налоговых и неналоговых доходов Области

* (П) — прогнозные значения.
Источник: Федеральное казначейство, Липецкая область, расчеты АКРА

Несмотря на плановые параметры, бюджет Области в 2015–2018 годах исполнялся преимущественно с профицитом, за исключением 2016–го (по итогам года сформировался дефицит на уровне 1,2% ННД). Наибольший профицит в размере 6,3 млрд руб. был получен по итогам 2018 года.

В 2018 году доходы бюджета Области выросли на 18% (9,9 млрд руб.) по сравнению с 2017–м. Основной вклад внес НП организаций, выросший примерно на 45% (7,7 млрд руб.) за счет высокой рублевой цены на металлы. Трансферты увеличились на 1,5 млрд руб. в основном за счет иных межбюджетных трансфертов, которые выросли на 3,2 млрд руб. При этом субсидии от федерального центра сократились на 1,6 млрд руб. Прирост по остальным видам доходов составил лишь 6% в общем приросте доходов.

Рисунок 10. Прирост доходов Липецкой области в 2018 году

Источник: Федеральное казначейство, Липецкая область, расчеты АКРА

Доходы бюджета Области в 2018 году росли более быстрыми темпами, чем расходы (18 и 10% соответственно). Наибольший вклад в рост расходной части бюджета, который в абсолютных величинах составил около 5 млрд руб., внесли такие разделы расходов, как «Национальная экономика», «Образование» и «Соцполитика». Максимальный прирост в разделе «Национальная экономика» произошел по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» (на 1,8 млрд руб.). Большую часть прироста (95%) составили субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам. По разделу «Образование» наибольший прирост обеспечили субвенции по подразделам «Дошкольное и общее образование» (37 и 41% соответственно), а также субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности (19%). По разделу «Соцполитика» 76% прироста в 2018 году было обеспечено повышением уровня социального обеспечения населения. Такие разделы расходов, как «ЖКХ», «Здравоохранение» и другие, совокупно обеспечили 24% прироста расходов по итогам 2018 года.

Рисунок 11. Прирост расходов Липецкой области по разделам в 2018 году

Источник: Федеральное казначейство, Липецкая область, расчеты АКРА

По итогам 2018 года капитальные расходы Области также выросли в годовом сопоставлении (на 3,2 млрд руб., или на 26%). Основной прирост обеспечил раздел «Национальная экономика». В плановых значениях капитальных расходов Области на 2019 год заложен рост капитальных затрат на 29% по сравнению с уровнем 2018–го.

Рисунок 12. Прирост капитальных расходов Липецкой области по разделам и подразделам в 2018 году

Источник: Липецкая область, расчеты АКРА

Профицит Области, полученный в 2018 году (6,3 млрд руб.), частично был направлен на погашение долга (на конец 2018 года долговая нагрузка сократилась на 1,4 млрд руб.). Оставшаяся сумма (4,9 млрд руб.) увеличила остатки на счетах на конец года.

Долговые показатели

Анализ параметров долговой нагрузки Области показал, что два из трех оцениваемых долговых показателей Региона относятся к категории минимального уровня риска. Третий показатель — долг рейтингуемого лица относительно операционного баланса — соответствует низкому уровню риска по методологии АКРА.

Соотношение долга и операционного баланса составило 54% по итогам 2018 года, что является минимальным значением за исследуемый период (с 2015–го). АКРА отмечает позитивную динамику данного показателя, позволившую вдвое сократить значение параметра в 2018 году по сравнению с аналогичным показателем 2015–го. Исходя из утвержденных назначений бюджета Области на 01.05.2019, Агентство не исключает возможного роста показателя до 72% по итогам года, что также соответствует низкому уровню риска.

Показатель стоимости обслуживания долго относительно операционного баланса Региона по итогам 2018–го составил 2%, что является наименьшим значением за 2015–2018 годы. Среднее значение за исследуемый период — 6%.

По итогам 2018 года операционный баланс за вычетом процентных расходов более чем в шесть раз превысил объем погашения долга в текущем периоде. АКРА ожидает снижения показателя до 3,9 по итогам 2019 года при условии, что Регион исполнит бюджет по утвержденным на 01.05.2019 назначениям. В обоих случаях значение коэффициента соответствует минимальному уровню риска.

Рисунок 13. Показатели долговой нагрузки Липецкой области

Источник: Липецкая область, расчеты АКРА

Долг Области планомерно снижался в течение исследуемого периода (2015–2018 годы). В абсолютном выражении долг сократился чуть менее чем на 5 млрд руб. Доля банковских кредитов за исследуемый период снизилась (с 40% в 2015 году до 17% в 2018–м), тогда как доля бюджетных кредитов увеличилась (с 18% в 2015 году до 43% по итогам 2018–го). Область исполняет условия реструктуризации бюджетных кредитов: соотношение долга и собственных доходов бюджета по итогам 2018 года составило 29%, что ниже показателей, установленных для Области Минфином России. По итогам 2018 года рост ННД Региона превысил уровень инфляции. В случае если темпы прироста собственных доходов Области будут сохраняться выше темпов инфляции в 2019 году, срок возврата бюджетных кредитов будет увеличен на пять лет до 2029 года.

Доля облигаций в 2015–2018 годах практически не изменилась и составила на конец 2018 года 40% от долга. В результате изменения структуры долга за исследуемый период, а также рыночных процентных ставок Региону удалось снизить затраты на его обслуживание с 1,668 млрд руб. до 665 млн руб.

Рисунок 14. Структура долга Липецкой области

* С учетом исполнения бюджета в 2019 году по утвержденным назначениям от 01.05.2019.
Источник: Минфин России, Липецкая область, расчеты АКРА

Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на ее уровень кредитоспособности, отсутствуют.

По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2019 отсутствует.

АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств Области и случаев предоставления экстраординарной поддержки от вышестоящего бюджета с целью погашения займов.

Ликвидность

Область имеет право размещать депозиты на счетах и планирует начать размещение в 2019 году. В этих целях в настоящий момент активно формируется нормативно-правовая база.

В течение последних 17 месяцев остатки на счетах в Федеральном казначействе в основном стабильно (14 месяцев из 17) превышали месячные расходы Региона в среднем на 40% за анализируемый период (с декабря 2017 года). По состоянию на 01.05.2019 остатки на счетах покрывали 60% совокупного долга Области на ту же дату.

Область уже более трех лет не привлекает кредиты от Управления Федерального казначейства.

На момент анализа у Региона отсутствовали открытые кредитные линии в банках.

Рисунок 16.  Баланс ликвидности* Липецкой области, %

* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца, %.
Источник: Липецкая область, расчеты АКРА

Ключевые допущения

  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета;
  • сокращение ННД в 2019 году не более чем на 11%;
  • сохранение консервативной долговой политики.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • рост ряда экономических показателей до среднестранового уровня.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение долговой политики и временной структуры долга;
  • существенное снижение налоговых поступлений при невозможности сократить обязательные расходы бюджета.

Рейтинги выпусков

Липецкая область, 35008 (ISIN RU000A0JTVZ8), срок погашения — 17.04.2020, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АА(RU).

Липецкая область, 35010 (ISIN RU000A0ZZR33), срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Липецкой области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области.

Рейтинговая история

10.06.2019 — AA(RU), прогноз «Стабильный»

20.12.2018 — AA-(RU), прогноз «Позитивный»

29.06.2018 — AA-(RU), прогноз «Позитивный»

29.12.2017 — AA-(RU), прогноз «Стабильный»

07.07.2017 — AA-(RU), прогноз «Стабильный»

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0JTVZ8, RU000A0ZZR33) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Липецкой области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Липецкой области (ISIN RU000A0JTVZ8, RU000A0ZZR33) были опубликованы АКРА 07.07.2017, 12.07.2017, 24.10.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Липецкой области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных администрацией Липецкой области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Липецкой области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Липецкой области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели Липецкой области

 

2015

2016

2017

2018 (оценка Региона)

2019 (оценка Региона)

ВРП, млн руб.

448 994

483 653

497 981

539 093

571 711

Темп прироста ВРП

13%

8%

3%

8%

6%

ВРП на душу населения, руб.

388 075

418 328

431 821

 469 806

500 360

ВРП на душу населения
(% от среднего уровня по стране по оценке АКРА)

86%

89%

87%

 

 

Безработица, %

4,1%

4,0%

3,9%

3,8%

3,8%

Безработица
(% от среднего уровня по стране по оценке АКРА)

73%

73%

75%

73%

68%

Среднедушевые денежные доходы, руб.

27 665

28 466

29 294

29 921

 

Среднедушевые денежные доходы
(% от среднего уровня по стране по оценке АКРА)

91%

93%

93%

92%

 

Степень диверсификации экономики Региона,
в т. ч.:

 

 

 

 

 

Доля сектора/компании в ВРП, расчетное значение

41%

40%

39%

41%

 

Доля налоговых поступлений от крупнейшей отрасли, расчетное значение

47%

39%

34%

45%

 

Доля крупнейшего сектора/компании в занятости, расчетное значение

 

19%

19%

 

 

 

Источник: Липецкая область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные показатели бюджета Липецкой области, млн руб.

 

2015

2016

2017

2018

2019 (Прогноз по утвержденным назначениям)

Доходы бюджета

48 820

51 409

54 191

64 112

60 800

Расходы бюджета

-48 806

-51 891

-52 532

-57 855

-70 434

Налоговые и неналоговые доходы

39 209

40 659

43 239

51 607

46 050

в том числе:

 

 

 

 

 

Налоги

37 909

39 844

42 405

50 753

44 969

из них:

 

 

 

 

 

Налог на прибыль

18 027

17 565

17 330

25 064

20 120

НДФЛ

10 110

10 667

13 873

13 859

13 300

Налоги на товары, работы, услуги

3 201

4 423

3 760

3 976

4 925

Налоги на имущество

5 640

6 189

6 299

6 324

5 067

Прочие поступления

1 300

815

835

854

1 081

Трансферты

9 610

10 749

10 952

12 505

14 750

Регулярные доходы

47 578

50 634

53 408

63 498

59 749

Обязательные расходы

-32 109

-33 864

-33 828

-35 936

-39 405

Операционный баланс

15 469

16 770

19 579

27 562

20 344

Процентные расходы

-1 668

-1 282

-977

-665

-891

Процентные доходы

18

5

1

1

0

Прочие расходы

-6 158

-6 875

-5 564

-5 928

-10 366

Прочие доходы

814

769

781

612

1 051

Расходы капитального характера

-8 872

-9 871

-12 163

-15 326

-19 773

Капитальные доходы

410

1

1

2

0

Дефицит/профицит

14

-482

1 659

6 257

-9 634

Привлечение долга

5 602

2 619

3 228

4 000

8 050

Погашение долга

-4 050

-4 777

-4 484

-5 404

-8 354

Погашение долга, долговая книга

 

 

 

-4 407

-4 957

 

Источник: Липецкая область, расчеты АКРА

Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Липецкой области, млн руб.

 

2015

2016

2017

2018

2019 (оценка АКРА)

Рыночный долг

16 050

11 273

9 450

8 350

8 350

Нерыночный долг

3 555

6 174

6 742

6 437

6 133

Гарантии выданные

361

268

210

200

0

Совокупный объем долга

19 966

17 715

16 402

14 987

14 581

Остатки на счетах на конец периода

7 325

4 448

5 144

10 086

 

Чистый долг

12 641

13 267

11 258

4 901

 

 

Источник: Липецкая область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Липецкой области

 

2015

2016

2017

2018

2019 (оценка АКРА)

Бюджетные коэффициенты

 

 

 

 

 

Доля собственных доходов в бюджете

84%

82%

83%

83%

79%

Темп прироста собственных доходов

 

4%

6%

19%

-11%

Доля регулярных доходов в бюджете

97%

98%

99%

99%

98%

Темп прироста регулярных доходов

 

6%

5%

19%

-6%

Доля налоговых доходов в регулярных доходах

80%

79%

79%

80%

75%

Доля обязательных расходов в составе бюджета

66%

65%

64%

62%

56%

Темп прироста обязательных расходов

 

5%

0%

6%

10%

Операционный баланс
(% от регулярных доходов)

33%

33%

37%

43%

34%

Динамика операционного баланса

 

8%

17%

41%

-26%

Доля капитальных расходов бюджета

18%

19%

23%

26%

28%

Долговые коэффициенты

 

 

 

 

 

Темп прироста рыночного долга

 

-30%

-16%

-12%

0%

Темп прироста совокупного долга

 

-11%

-7%

-9%

-3%

Соотношение расходов на обслуживание долга и собственных доходов

4,3%

3,2%

2,3%

1,3%

1,9%

Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса

0,11

0,08

0,05

0,02

0,04

Соотношение долга и операционного баланса

1,29

1,06

0,84

0,54

0,72

Отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в текущем периоде

 

 

 

6,10

3,92

Соотношение рыночного долга и операционного баланса

1,04

0,67

0,48

0,30

0,41

Соотношение чистого долга и операционного баланса

0,82

0,79

0,58

0,18

 

Соотношение совокупного долга и ВРП

4,4%

3,7%

3,3%

2,8%

2,6%

Темп прироста процентных расходов

 

-23%

-24%

-32%

34%

 

Источник: Липецкая область, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.