Компоненты кредитного рейтинга

Институциональный фактор

Итоговая оценка

0,04 (максимальная оценка – 0,05)

Региональная экономика

Оценка до корректировки

0,17

Итоговая оценка

0,17 (максимальная оценка – 0,30)

Структура бюджета и бюджетная дисциплина

Итоговая оценка

0,18 (максимальная оценка – 0,30)

Долговая нагрузка

Оценка до корректировки

0,17

Итоговая оценка

0,13 (максимальная оценка – 0,20)

Ликвидность бюджета

Итоговая оценка

0,10 (максимальная оценка – 0,15)

Кредитный рейтинг

BBB(RU)

Прогноз «Стабильный»

Краткая информация о регионе

Новгородская область (далее — Новгородская область, Область, Регион) расположена в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), имеет границы с четырьмя регионами РФ. В Регионе проживает 0,4% населения РФ, а его ВРП составляет 0,4% суммарного российского ВРП. По итогам 2018 года ВРП оценивается Областью на уровне около 281 млрд руб. По территории Региона проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.

На протяжении 2010–2017 годов темпы роста промышленного производства Области опережали среднестрановые. Основной вклад в промышленное производство вносит обрабатывающая промышленность (почти 90% промышленного производства).

Рисунок 1. Динамика индекса промышленного производства Новгородской области с 2006 по 2018 год

Источник: Росстат

Факторы рейтинговой оценки

Институциональный фактор

В 2015–2018 годах фактические данные исполнения собственных доходов бюджета незначительно отличались от запланированных показателей (последняя редакция закона о бюджете). В 2018 году были существенно пересмотрены поступления по налогу на прибыль (на 15% в сторону увеличения) и по налогам на товары и услуги (на 15% в сторону уменьшения).

Областное законодательство устанавливает дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие муниципальным образованиям дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Немногим более трети совокупных доходов муниципальных образований формируют налоговые и неналоговые доходы (ННД), подавляющую часть которых составляют доходы от НДФЛ.

Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований Региона значительна (57% от их собственных доходов на конец 2018 года). Основная доля долга муниципальных образований (порядка 70%) — кредиты банков. Более половины долга приходится на Великий Новгород (долговая нагрузка на бюджет города по итогам 2018 года составила 93% его собственных доходов). Относительная стоимость долга всех муниципальных образований составляет ежегодно порядка 1,1% от их совокупных расходов.

Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью и потенциалом роста транспортных услуг

Экономику Области можно назвать диверсифицированной. Максимальный вклад в ВРП (порядка 39%) вносят обрабатывающие производства. По итогам 2017 года на химическое производство приходилось 32% отгруженной продукции обрабатывающих производств, на пищевую промышленность — 21%, на обработку древесины и производство бумажных изделий — порядка 16%.

Рисунок 2. Структура ВРП Новгородской области в 2017 году

Источник: Росстат

Химическое производство Новгородской области зависит от ее крупнейшего предприятия — ПАО «Акрон». По объему выручки (68 млрд руб. за 2018 год) ПАО «Акрон» примерно в три раза превосходит второе по данному показателю предприятие среди зарегистрированных в Регионе. На протяжении последних шести лет в среднем 16% поступлений по налогу на прибыль в региональный бюджет обеспечивают предприятия химической промышленности (в основном за счет ПАО «Акрон»). Однако общий объем налоговых поступлений зависит от ПАО «Акрон» в значительно меньшей степени по причине низкой доли НДФЛ, поступающего от сектора.

Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия, зарегистрированные на территории Новгородской области

Компания

Вид деятельности

Выручка
в 2017 году, млн руб.

Совладельцы

ПАО «Акрон»

Производство удобрений

54 783

Частная компания

ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород»

Оптовая торговля топливом

17 622

ПАО «Газпром»

ООО «Дом одежды»

Оптовая торговля обувью

14 206

Частная компания

АО «Боровичский комбинат огнеупоров»

Производство огнеупоров

12 734

Нет данных

ООО «Эра Эйч Пи Си Дистрибьюшн»

Оптовая торговля прочими бытовыми товарами

12 110

Частная компания

ООО «ЭККО-РОС»

Розничная торговля обувью

11 878

Частная компания

ООО «ТНС энерго Великий Новгород»

Торговля электроэнергией

9 587

ПАО ГК «ТНС Энерго»

ООО «Сакура»

Розничная торговля обувью

8 830

Частная компания

ОАО «ВНМД»

Производство мясных продуктов

8 004

Частная компания

ООО «Новгороднефтепродукт»

Розничная торговля моторным топливом

7 991

ПАО «Сургутнефтегаз»

Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»

Строительство — второй по значимости сектор, вносящий существенный вклад в ВРП Области. Росту сектора способствовало сооружение скоростной трассы М-11, начатое в 2014 году. Ожидается, что после 2019 года в связи с окончанием строительства вклад сектора в ВРП Новгородской области снизится.

В 2013–2017 годах соотношение инвестиций и ВРП Региона составляло порядка 30%. Высокая инвестиционная активность связана со строительством ранее упомянутой трассы М-11. По итогам 2017 года почти половина объема инвестиций пришлась на этот проект. В 2018 году указанное соотношение снизилось до 21%. Трасса дополняет существующую железную и автомобильную дороги, соединяющие Москву и Санкт-Петербург, а также страны Восточной Европы. Запуск автомагистрали в эксплуатацию может в перспективе способствовать развитию логистических и транспортных услуг. Текущие крупнейшие инвестиционные проекты Области реализуются в химической и транспортной отраслях, АПК и деревообрабатывающей промышленности.

Среднедушевые денежные доходы в Регионе ниже среднероссийских на 15–23% в 2015–2018 годах. Заработные платы также меньше средних по РФ. При этом величина прожиточного минимума в Новгородской области незначительно превосходит российский показатель (на 2% в четвертом квартале 2018 года). Таким образом, сравнительно низкие заработные платы не компенсируются уровнем цен и не являются фактором роста налоговых доходов бюджета.

Несмотря на то, что доля проживающего в Регионе населения трудоспособного возраста ощутимо ниже, чем в целом по РФ (приблизительно на 3 п. п), уровень безработицы по методологии Международной организации труда стабильно ниже среднестрановых значений. Доля населения старше трудоспособного возраста, наоборот, выше среднероссийского показателя примерно на 4 п. п. С 2000 года население Области сократилось на 15%. Если показатель безработицы будет находиться на невысоком уровне, данный фактор может спровоцировать дефицит кадров на рынке труда и привести к росту социальных расходов бюджета, поскольку доля населения старше трудоспособного возраста будет расти опережающими темпами.

Рисунок 3. Уровень развития экономики Новгородской области относительно среднестрановых показателей (100%)

Источник: Новгородская область, Росстат, расчеты АКРА

Регион характеризуется сравнительно низким уровнем урбанизации (в городах проживает 71% населения) и невысокой плотностью автомобильных дорог.

Низкая гибкость бюджета вследствие существенной доли обязательных расходов

Доходы бюджета Области преимущественно формируются собственными доходами: в 2016–2019 годах доля ННД составит в среднем 77% совокупных доходов бюджета (без учета субвенций, по фактическим данным за 2016–2018 годы и по оценочным (прогнозным) показателям на 2019 год).

Рисунок 4. Динамика налоговых и неналоговых поступлений в бюджет Новгородской области

Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Наибольшую часть налоговых поступлений составляют НДФЛ и налог на прибыль, на которые в 2015–2019 годах приходится в среднем по 30% ННД. Доля региональных налогов1 в ННД увеличилась с 16% в 2016 году до 20% в 2018–м, однако в 2019 году ожидается ее снижение до 18% вследствие отмены налога на движимое имущество юридических лиц.

1В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговые поступления в областной бюджет диверсифицированы и зависят от одной отрасли (подотрасли) не более чем на 15–16%. Химическое производство формирует в разные годы от 6% до 10% (за счет ПАО «Акрон»).

Таблица 2. Отраслевая структура налоговых доходов* Новгородской области в 2012–2018 годах

* В ходе анализа использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество, транспортному налогу.

Источник: ФНС, расчеты АКРА

Доля обязательных расходов бюджета Области (с 2016 по 2019 год они составят в среднем 78% совокупных расходов) говорит о низкой гибкости его расходной части. АКРА ожидает, что в 2019–2020 годах упомянутый показатель сохранится на указанном уровне. Из-за высокого уровня обязательных расходов операционный баланс Региона в рассматриваемый период невелик (порядка 20% регулярных доходов).

Расходы капитального характера составят в 2016–2019 годах в среднем 11% совокупных расходов бюджета. При этом, если в 2015–2017 годах за счет собственных средств Области финансировалось более половины капитальных расходов, в 2018–2021 годах основным источником финансирования (в среднем 59% капитальных расходов) являются безвозмездные поступления. Данное обстоятельство свидетельствует о крайне ограниченных возможностях уменьшения капитальных расходов в пользу текущих.

Неравномерный график погашения долга при высоком соотношении долга и операционного баланса

В абсолютных величинах размер долга Области (представлен бюджетными и банковскими кредитами) с 2014 года меняется незначительно. В течение указанного периода структура долга изменилась в пользу бюджетных кредитов (две трети долга на конец 2018–го). В среднесрочной перспективе Регион не планирует менять стратегию управления государственным долгом и будет следовать логике, диктуемой соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.

Рисунок 5. Динамика долгового портфеля Новгородской области, млн руб.

Источник: Минфин России, Новгородская область, расчеты АКРА

Высокий уровень соотношения долга и операционного баланса Области в течение анализируемого периода свидетельствует о значительном уровне риска. Колебания соотношения от 2,4 до 3,7 в 2015–2019 годах связаны с неустойчивым операционным балансом. В указанном периоде минимальный уровень соотношения наблюдался в 2016 году и был вызван ростом поступлений по налогу на прибыль, приведшим к увеличению операционного баланса. По итогам 2018 года указанный показатель составил 2,9, а на конец 2019–го прогнозируется на уровне 2,8.

Рисунок 6. График погашения долга Новгородской области по состоянию на 01.07.2019, млн руб.

Источник: Новгородская область, расчеты АКРА

В 2019 году погашению подлежат долговые обязательства Региона на сумму 460 млн руб. (3% долга), в 2020 году Области необходимо осуществить выплату 6,1 млрд руб. (39% задолженности — весь банковский долг и часть бюджетных кредитов). Отношение операционного баланса за вычетом процентных платежей к объему погашения долга (без учета внутригодового использования кредитных линий и кредитов, предоставленных Управлением Федерального казначейства (УФК) по итогам 2020 года снизится более чем в 10 раз по сравнению с показателем 2019–го и составит 91%, что свидетельствует о высоких рисках рефинансирования задолженности в 2020 году. В 2016 и 2017 годах указанный показатель также находился на очень низком уровне (меньше 100%), однако в следующие два года существенно увеличился. Волатильность данного показателя определяется текущей долговой политикой.

В 2015 году процентные ставки находились на высоких уровнях, а банковские кредиты формировали половину долга Области. В результате на процентные расходы приходилась четверть операционного баланса. Рост операционного баланса и снижение доли банковских кредитов, а также последующее сокращение процентных ставок привели к тому, что в 2017–2018 годах соотношение процентных расходов и операционного баланса стабилизировалось на уровне менее 10%. В 2019 году, по оценке АКРА, указанное соотношение составит 8%.

По мнению АКРА, в течение 2019–2021 годов Область сможет исполнять соглашения с Минфином России о реструктуризации долга (соблюдение требуемого соотношения долга и собственных доходов).

По данным Области, на 01.01.2019 просроченная кредиторская задолженность несущественна.

Финансовый долг компаний, находящихся в собственности Региона, незначителен. Областное правительство не предоставляет гарантий; нет данных о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на ее уровень кредитоспособности.

АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления экстренной помощи вышестоящего бюджета с целью погашения займов.

Достаточный уровень ликвидности

Новгородская область не имеет права размещать депозиты.

Рисунок 7. Баланс ликвидности* Новгородской области, млрд руб.

* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.

Источник: Новгородская область, расчеты АКРА

Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. При этом остатки средств на счетах бюджета на начало месяца, как правило, ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. Правительство Области по необходимости использует предоставляемый УФК краткосрочный кредит.

Рост фактических поступлений ННД за пять месяцев 2019 года на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2018–го вкупе с сохранением расходов на уровне предыдущего года позволили Области сформировать рекордные
за исследуемый период (с 2015 года) остатки на счетах, покрывающие расходы Региона в течение полутора месяцев. По мнению АКРА, увеличение фактических поступлений ННД за указанный период обусловлено ростом поступлений по налогу на прибыль от предприятия сферы химической промышленности за счет однократного роста его внереализационных доходов.

Аналитические корректировки

Отрицательная поправка к оценке долговой нагрузки (в части кредитной истории и графика погашения долга).

Ключевые допущения

  • долговая политика, основанная на привлечении краткосрочного коммерческого долга;
  • динамика операционных расходов в прогнозном периоде будет оказывать давление на уровень операционного баланса.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • улучшение графика погашения коммерческой части долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга в течение одного года);
  • снижение относительной долговой нагрузки;
  • ограничение роста обязательных расходов в 2019–2020 годах.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • рост обязательных расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом доходной части бюджета.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

16.07.2019 — BBB(RU), прогноз «Стабильный»

25.01.2019 — BBB(RU), прогноз «Стабильный»

27.07.2018 — BBB(RU), прогноз «Стабильный»

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Новгородской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели Новгородской области

 

2015

2016

2017

2018

2019 (оценка)

2020 (прогноз)

ВРП, млн руб.

234 076

243 393

269 357

 281 000

291 000

304 200

Темп прироста ВРП

12%

4%

11%

4%

4%

5%

ВРП на душу населения, руб.

379 256

396 336

441 932

465 705

486 747

513 290

ВРП на душу населения
(% от среднего уровня по стране)

84%

84%

87%

 

 

 

Безработица, %

4,6%

4,9%

4,7%

4,2%

4,2%

4,1%

Безработица
(% от среднего уровня по стране2)

82%

89%

90%

88%

 

 

Среднедушевые денежные доходы, руб.

25 631

25 285

25 623

25 499

25 792

26 416

Среднедушевые денежные доходы
(% от среднего уровня по стране2)

85%

82%

81%

77%

 

 

Степень диверсификации экономики Региона,
в т. ч.:

 

 

 

 

 

 

Доля сектора/компании в ВРП, расчетное значение

11%

13%

10%

 

 

 

Доля крупнейшего налогоплательщика, расчетное значение

5%

8%

6%

5%

 

 

Доля крупнейшего сектора/компании в занятости, расчетное значение

22%

23%

23%

24%

 

 

 

2,2 По оценке АКРА

Источник: Новгородская область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные показатели бюджета Новгородской области, млн руб.

 

2015

2016

2017

2018

2019 (оценка)

2020 (прогноз)

Доходы бюджета

24 665

27 740

29 441

31 403

33 618

30 613

Расходы бюджета

-25 615

-27 758

-29 326

-30 924

-34 513

-30 613

Налоговые и неналоговые доходы

19 421

22 434

21 111

22 153

22 309

24 828

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Налоги

18 789

21 720

20 375

21 358

21 507

 

из них:

 

 

 

 

 

 

Налог на прибыль

5 655

6 963

5 688

6 597

6 707

 

НДФЛ

6 065

6 460

6 523

6 873

6 950

 

Налоги на товары, работы, услуги

2 837

3 868

2 977

2 812

3 421

 

Налоги на имущество

3 367

3 536

4 201

4 496

3 938

 

Прочие поступления

633

714

735

795

802

802

Трансферты

5 244

5 306

8 330

9 250

11 309

5 786

Регулярные доходы

24 083

27 190

28 699

30 488

32 816

29 811

Обязательные расходы

-19 842

-20 893

-22 866

-25 058

-27 227

-23 748

Операционный баланс

4 241

6 297

5 833

5 430

5 589

6 063

Процентные расходы

-1 068

-741

-551

-400

-422

-474

Процентные доходы

16

5

2

2

1

 

Прочие расходы

-2 242

-2 538

-2 675

-2 712

-2 980

-3 005

Прочие доходы

516

488

662

876

757

802

Расходы капитального характера

-2 463

-3 585

-3 234

-2 754

-3 885

-3 386

Капитальные доходы

50

56

79

38

45

 

Дефицит/профицит

-950

-18

116

479

-895

0

Привлечение долга

17 595

9 367

10 100

6 674

869

10 092

Погашение долга

-16 745

-9 434

-9 654

-6 810

-960

-10 294

Погашение долга, долговая книга

 

-6 567

-5 976

-460

-460

-6 144

 

Источник: Новгородская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Новгородской области, млн руб.

 

2015

2016

2017

2018

2019 (оценка)

2020 (прогноз)

Рыночный долг

7 495

5 552

4 900

5 224

5 593

6 311

Нерыночный долг

7 883

9 759

10 857

10 397

9 937

9 017

Гарантии выданные

61

61

0

0

0

0

Совокупный объем долга

15 439

15 372

15 757

15 621

15 530

15 328

Остатки на счетах на конец периода

299

186

695

1 006,8

 

 

Чистый долг

15 140

15 186

15 062

14 615

 

 

 

Источник: Новгородская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Новгородской области

 

2015

2016

2017

2018

2019 (оценка)

2020 (прогноз)

Бюджетные коэффициенты

 

 

 

 

 

 

Доля собственных доходов в бюджете

85%

86%

76%

74%

71%

81%

Темп прироста собственных доходов

10%

16%

-6%

5%

1%

11%

Доля регулярных доходов в бюджете

98%

98%

97%

97%

98%

97%

Темп прироста регулярных доходов

8%

13%

6%

6%

8%

-9%

Доля налоговых доходов в регулярных доходах

78%

80%

71%

70%

66%

 

Доля обязательных расходов в составе бюджета

77%

75%

78%

81%

79%

78%

Темп прироста обязательных расходов

-14%

5%

9%

10%

9%

-13%

Операционный баланс
(% от регулярных доходов)

18%

23%

20%

18%

17%

20%

Динамика операционного баланса

-773%

48%

-7%

-7%

3%

8%

Доля капитальных расходов бюджета

10%

13%

11%

9%

11%

11%

Долговые коэффициенты

 

 

 

 

 

 

Темп прироста рыночного долга

-11%

-26%

-12%

7%

7%

13%

Темп прироста совокупного долга

6%

0%

3%

-1%

-1%

-1%

Соотношение расходов на обслуживание долга и собственных доходов

5,5%

3,3%

2,6%

1,8%

1,9%

1,9%

Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса

0,25

0,12

0,09

0,07

0,08

0,08

Соотношение долга и операционного баланса

3,64

2,44

2,70

2,88

2,78

2,53

Отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в текущем периоде

 

0,85

0,88

10,93

11,23

0,91

Соотношение рыночного долга и операционного баланса

1,77

0,88

0,84

0,96

1,00

1,04

Соотношение чистого долга и операционного баланса

3,57

2,41

2,58

2,69

2,78

2,53

Соотношение совокупного долга и ВРП

6,6%

6,3%

5,8%

5,9%

5,7%

5,4%

Темп прироста процентных расходов

35%

-31%

-26%

-27%

5%

12%

 

Источник: Новгородская область, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.