Тренинг по прогнозированию 17–18 сентября

АКРА повысило кредитный рейтинг Республики Коми до уровня A-(RU), прогноз «Стабильный», и выпусков облигаций Республики — до уровня A-(RU)

Повышение кредитного рейтинга Республики Коми (далее — Республика Коми, Республика, Регион) обусловлено ростом показателей ликвидности бюджета и темпами исполнения бюджета, которые позволят исполнить бюджет 2019 года без дефицита. Поддержку кредитному рейтингу оказывают высокая доля собственных доходов и сбалансированная по срокам погашения структура долга. Рейтинг ограничен негибкой структурой бюджетных расходов, уровнем безработицы, превышающим среднероссийский показатель, и относительно низкой диверсификацией экономики Региона.

Республика расположена в Северо-Западном федеральном округе. Часть территории относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает порядка 0,6% населения РФ. По оценкам Республики, в 2018 году ее ВРП составил 648 млрд руб.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Средний уровень долговой нагрузки при сбалансированной по срокам погашения структуре долга и росте показателей ликвидности бюджета. Отношение долга Региона к операционному балансу на конец 2019 года ожидается на уровне не выше 185%, что соответствует среднему уровню долговой нагрузки. Долг по состоянию на 01.07.2019 представлен облигациями (72,9%) и бюджетными кредитами (26,8%), незначительную долю (0,3%) составляют гарантии. Текущий график погашения долга свидетельствует о минимальном уровне риска рефинансирования долга, однако планируемое постепенное замещение облигаций и бюджетных кредитов банковскими кредитами может привести к изменению графика погашения долга в среднесрочной перспективе. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета. АКРА отмечает сохраняющуюся вероятность возникновения необходимости поддержи предприятий госсектора, погашение финансовой задолженности которых может в той или иной степени затронуть республиканский бюджет. Остатки средств на счетах бюджета на 01.07.2019 составляют 175% среднемесячных расходов за период с 01.01.2018 до 01.07.2019 и покрывают 40% долговых обязательств Республики. С апреля 2019 года Республика приступила к размещению временно свободных средств на банковских депозитах.

Ограниченная гибкость бюджетных расходов при высокой степени самодостаточности бюджета. Бюджет Республики характеризуется высокой степенью самодостаточности (в 2016–2019 годах собственные доходы формируют в среднем 93% доходов Региона без учета субвенций). Доля обязательных расходов (по методологии АКРА) в указанный период составит 79%, а капитальных расходов — 9%, что свидетельствует об относительно низкой гибкости бюджетных расходов Региона. В первом полугодии 2019 года объем поступлений по налогу на прибыль увеличился почти в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что позволило Республике достичь полугодового профицита в размере 5,4 млрд руб., или 13,7% налоговых и неналоговых доходов (ННД). При этом расходы республиканского бюджета росли медленнее — на 11,5%. В связи с сезонностью расходования средств бюджет в 2019 году может быть исполнен с профицитом порядка 1 млрд руб. При замедлении поступлений по налогу на прибыль АКРА ожидает дефицита, финансирование которого может быть осуществлено за счет использования средств на счетах.

Волатильность бюджетных показателей Региона обусловлена зависимостью от крупнейших налогоплательщиков в добывающем секторе. Регион характеризуется полярными экономическими показателями. С одной стороны, уровень ВРП на душу населения является высоким (в 2017 году по данному показателю Республика Коми занимала 12-е место среди субъектов РФ), а среднедушевые денежные доходы соответствуют среднероссийским, но с другой стороны, уровень безработицы, превышающий средний показатель по России, и низкий уровень диверсификации экономики не позволяют Региону приблизиться к лидерам экономического роста.

Добыча полезных ископаемых (нефть, газ, уголь), на которую по итогам 2017 года приходилось 37% ВРП, является основным фактором, влияющим на динамику промышленного производства и ВРП Республики. Вместе с подотраслью «Производство нефтепродуктов» добывающий сектор формирует две трети промышленного производства Республики Коми.

Ключевые допущения

  • контроль за долей обязательных расходов в условиях снижения налоговой базы;
  • сохранение консервативных подходов к планированию налоговых доходов;
  • сохранение консервативной долговой политики. 

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение доли обязательных расходов бюджета;
  • дальнейшее уменьшение долговой нагрузки на бюджет Региона;
  • устойчивый рост уровня собственной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение бюджета в 2019 году с дефицитом более 5% ННД;
  • рост относительной долговой нагрузки свыше 190% к операционному балансу;
  • изменение долговой политики в пользу привлечения краткосрочных банковских кредитов.

Рейтинги выпусков

Республика Коми, 35011 (ISIN RU000A0JUN81) — срок погашения — 27.11.2019, объем эмиссии — 10,1 млрд руб., — А-(RU);

Республика Коми, 35012 (ISIN RU000A0JVKF9) — срок погашения — 23.06.2021, объем эмиссии — 11 млрд руб., — А-(RU);

Республика Коми, 35013 (ISIN RU000A0JWZM1) — срок погашения — 16.11.2022, объем эмиссии — 6,18 млрд руб., — А-(RU);

Республика Коми, 35014 (ISIN RU000A0JXUD9) — срок погашения — 25.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные облигационные выпуски Республики Коми, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Коми.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Республики Коми и облигационных выпусков Республики Коми (ISIN RU000A0JUN81, ISIN RU000A0JVKF9, ISIN RU000A0JWZM1, ISIN RU000A0JXUD9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Республики Коми был опубликован АКРА 05.09.2017, государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JUN81, ISIN RU000A0JVKF9, ISIN RU000A0JWZM1, ISIN RU000A0JXUD9) — 05.03.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу, а также кредитного рейтинга выпусков государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JUN81, ISIN RU000A0JVKF9, ISIN RU000A0JWZM1, ISIN RU000A0JXUD9) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Коми, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Коми принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Коми, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Республики Коми дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.