Кредитный рейтинг Московской области (далее — Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и сбалансированной долговой нагрузкой при умеренных рисках предприятий расширенного госсектора и плановом росте оборотов по привлечению и погашению долга внутри года.
Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (2,7 трлн руб. в 2014 году или 5% суммарного российского валового регионального продукта, ВРП). Регион занимает второе место по численности населения (5% общего населения страны).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокая диверсификация экономики. Несмотря на исторически высокую концентрацию предприятий машиностроительного сектора, доминирующей в Регионе отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 26% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Региона не зависят от одного крупного налогоплательщика (одной группы крупных налогоплательщиков) — десять крупнейших налогоплательщиков, представляющих разные отрасли экономики, формируют в совокупности не более 10% налоговых доходов.
Выгодное географическое положение. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и стабильный спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы (94% от среднестранового уровня) и относительно высокий уровень среднедушевых денежных доходов (на 26% выше, чем в среднем по стране).
Стабильные бюджетные показатели. Бюджет характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений (порядка 89% доходов бюджета без учета субвенций). Прирост налоговых доходов будет коррелировать с темпами экономического роста, поскольку экстенсивный рост за счет повышения региональных ставок исчерпан. Операционный баланс находится под давлением значительного объема обязательных расходов Области (порядка 73% всех расходов); резерв сокращения расходов невелик (по оценкам АКРА, составляет 3% совокупных расходов Региона) вследствие высокой доли капитальных расходов на социально значимые отрасли.
Умеренный уровень долговой нагрузки в сочетании со сбалансированной структурой долга. На текущую дату долгосрочный долг составляет 80% совокупного долга Области. Долг ежегодно незначительно превышает величину операционного баланса. По оценке АКРА, значение этого показателя будет оставаться на безопасном уровне (не выше 1,5) при условии соблюдения Областью текущей стратегии управления долгом (общий долг не превышает 30% собственных доходов). Объем процентных расходов несущественен. В 2013–2015 годах Московская область обладала достаточными средствами для погашения текущего долга. При достижении запланированных показателей внутригодового привлечения заемных средств в 2016 году, операционный баланс за вычетом процентных расходов не покроет годовой объем долга к погашению, что оценивается АКРА как стрессовый сценарий реализации риска невозможности рефинансирования.
Существенный объем обязательств предприятий государственного сектора. Финансовая и коммерческая задолженность принадлежащих Московской области предприятий, которая может быть погашена из регионального бюджета, оценивается АКРА на конец 2015 года в 6,5 млрд руб. (7% текущего прямого долга Области).
Избыточная ликвидность бюджета. Московская область регулярно размещает средства на депозитах, не имея при этом просроченной кредиторской задолженности. При этом собственный объем ликвидности может снизиться при необходимости финансирования дефицита.
Ключевые допущения
- сохранение умеренного превышения темпов роста экономики Региона над среднестрановым показателем;
- сохранение доли обязательных расходов Области на уровне 70% общих расходов бюджета;
- возможность частичного погашения задолженности предприятий госсектора за счет средств бюджета Области;
- сохранение текущей структуры срочности долгового портфеля;
- консервативная практика управления долгом с учетом рыночной конъюнктуры.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- улучшение финансового состояния компаний государственного сектора;
- существенное превышение темпов роста экономики над среднероссийским уровнем.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- рост обязательных расходов;
- удорожание краткосрочных финансовых ресурсов при значительных оборотах внутри года.
Рейтинги выпусков
Присвоены:
Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9); срок погашения — 21.11.2023;
25 млрд руб. — АА(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Московской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга. Кредитный рейтинг данного долгового инструмента соответствует кредитному рейтингу Московской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности, а также Методологии присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Кредитный рейтинг был присвоен Московской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (08.12.2016).
Кредитный рейтинг был присвоен государственным ценным бумагам Московской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (09.12.2016).
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Московская область принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Московской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.