Изменение прогноза по кредитному рейтингу Волгоградской области (далее — Волгоградская область, Область, Регион) обусловлено снижением долговой нагрузки по итогам 2018 года и ожидаемым изменением графика погашения долга Области. Кредитный рейтинг ограничен низкой гибкостью расходной части бюджета, невысоким уровнем собственной ликвидности и показателями развития экономики (в расчете на душу населения), существенно уступающими среднероссийским.
Волгоградская область входит в состав Южного федерального округа, граничит c Казахстаном. В Регионе проживает 2,5 млн человек; по оценке Области, в 2018 году ее валовой региональный продукт (ВРП) мог составить до 860 млрд руб.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Снижение долговой нагрузки и ожидаемое рефинансирование долга. Из фактически сложившегося на 01.01.2019 года долга в 2019 году Область будет должна погасить только 6% долга, однако в 2020 году этот показатель составит уже 27% долга; в абсолютном размере эта величина сопоставима с пятой частью налоговых и неналоговых доходов (ННД) Области за 2018 год. В структуре долга Области почти половина приходится на бюджетные кредиты, поэтому долгосрочный долговой профиль будет зависеть от возможности удлинения сроков погашения бюджетных кредитов по итогам 2019 года, а также от параметров рефинансирования банковского долга. Рост ННД в 2018 году позволил Области снизить абсолютный размер долга на 4%, а соотношение долга и операционного баланса — до 2х. В случае исполнения бюджета согласно текущей версии областного закона о бюджете соотношение долга и операционного баланса возрастет до 2,3х на конец года на фоне снижения операционного баланса. Благодаря росту ННД в 2018 году соотношение долга и собственных доходов Области значительно ниже уровня, установленного дополнительными соглашениями с Минфином России о реструктуризации бюджетных кредитов. Процентные расходы Региона являются необременительными.
Низкая гибкость бюджетных расходов. ННД областного бюджета выросли в 2018 году на 17% (основной вклад пришелся на налог на прибыль и НДФЛ; рост НДФЛ обеспечен в том числе изменением пропорции распределения налога в пользу областного бюджета). По итогам 2018 года бюджет Области исполнен с профицитом 4% ННД. Текущая версия закона о бюджете предполагает увеличение ННД Области лишь на 2% в 2019 году в том числе в связи с запланированным снижением поступлений по налогу на прибыль. Однако поскольку нормативы отчислений НДФЛ в бюджеты муниципальных образований продолжат снижаться, поступления в областной бюджет вновь экстенсивно возрастут, а темпы исполнения областного бюджета по налогу на прибыль позволяют предположить исполнение его доходной части на уровне не ниже инфляции. По оценке АКРА, доля ННД в 2016–2019 годах составит в среднем 72% доходов (без учета субвенций), доля обязательных (по методологии АКРА) расходов будет находиться на сравнительно высоком уровне, равном 75%. Капитальные расходы невысоки, однако в 2019 году ожидается их удвоение за счет роста федеральных трансфертов. Возможное структурное изменение бюджета в пользу роста капитальных расходов не изменит оценки гибкости бюджета Области, поскольку указанные расходы будут профинансированы на основе софинансирования.
Положительным фактором оценки кредитоспособности АКРА считает устойчивое снижение объема просроченной кредиторской задолженности областного бюджета.
Диверсифицированная экономика со среднедушевыми доходами на уровне ниже среднероссийских. Основа экономики Региона — обрабатывающая промышленность (производство нефтепродуктов, готовых металлических изделий, пищевых продуктов), торговля (оптовая и розничная) и сельское хозяйство. Показатели социально-экономического развития (среднедушевые доходы, ВРП на душу населения и безработица) отстают от среднероссийских значений.
Ключевые допущения
- исполнение бюджета 2019 года без дефицита;
- двукратный рост трансфертов для финансирования капитальных вложений.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- увеличение сроков погашения бюджетных кредитов и банковского долга;
- снижение доли обязательных расходов бюджета, ведущее к росту операционного баланса;
- существенное снижение уровня долговой нагрузки (соотношения долга и операционного баланса).
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- неисполнение собственных доходов бюджета при невозможности сократить обязательные расходы по итогам 2018 года;
- существенное снижение операционного баланса;
- рост кредиторской задолженности областного бюджета.
Рейтинги выпусков
Государственные облигации Волгоградской области 2014 года, 35005 (ISIN RU000A0JUP89), срок погашения — 13.07.2019, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB(RU);
Государственные облигации Волгоградской области 2015 года, 35006 (ISIN RU000A0JVU65), срок погашения — 30.10.2020, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB(RU);
Государственные облигации Волгоградской области 2017 года, 35007 (ISIN RU000A0JXSD3), срок погашения — 02.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — BBB(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Волгоградской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Волгоградской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Волгоградской области и облигационных выпусков Волгоградской области (ISIN RU000A0JUP89, RU000A0JVU65, RU000A0JXSD3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Волгоградской области был опубликован АКРА 26.06.2017. Впервые кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Волгоградской области (ISIN RU000A0JUP89, RU000A0JVU65, RU000A0JXSD3) были опубликованы АКРА 27.06.2017.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Волгоградской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Волгоградской области (ISIN RU000A0JUP89, RU000A0JVU65, RU000A0JXSD3) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Администрацией Волгоградской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Администрация Волгоградской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Волгоградской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Администрации Волгоградской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.