АКРА подтвердило кредитный рейтинг Магаданской области на уровне BBB-(RU), прогноз «Стабильный», и ее облигаций — на уровне BBB-(RU)

Кредитный рейтинг Магаданской области (далее — Магаданская область, Область, Регион) обусловлен высокой долговой нагрузкой, низкой диверсификацией экономики и низким уровнем операционного баланса. Развитие региональной экономики ограничено высокой стоимостью жизни в Регионе, необходимостью импортировать подавляющее большинство товаров и незначительным эффектом, оказываемым золотодобывающей промышленностью (основой экономики Области) на прочие отрасли.

Магаданская область расположена в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает 0,1% населения РФ, а его ВРП по итогам 2017 года составил порядка 0,2% суммарного российского ВРП. В Магаданской области добывается более 10% золота и порядка 60% серебра от суммарного объема добычи в РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Повышенный уровень кредитного риска, обусловленный высокой долговой нагрузкой. По итогам 2018 года Магаданская область нарастила общий объем долга на 7% (950 млн руб.).  Соотношение долга и операционного баланса Региона в 2018 году превысило 7х, а соотношение расходов на обслуживание долга к операционному балансу составило 39%. Данные значения обусловлены значительным снижением операционного баланса в 2018 году. В 2019–м АКРА ожидает его роста до уровня 2017 года, в связи с чем соотношение долга и операционного баланса составит менее 5х, а соотношение расходов на обслуживание долга к операционному балансу — порядка 30%. По состоянию на 01.04.2019 банковские кредиты составляют 47% долга Области, бюджетные кредиты — 35%, кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) — 12%, облигации — 7%. График погашения долга Магаданской области неравномерен и зависит от доли банковских кредитов на конец года. Пик выплат приходится на 2021 год. Ограниченный доступ к внешним источникам ликвидности и необходимость замещения кредитов УФК могут привести к дефициту ликвидности к концу 2019 года.

В оценке долговой нагрузки Области Агентство исходит из предположения, что ряд нарушений условий реструктуризации бюджетных кредитов с Минфином России, допущенных в 2018 году, не приведет к досрочному погашению части задолженности в текущем году по причине смены высшего должностного лица в Области. АКРА полагает, что неисполнение собственных доходов бюджета на 0,5% и более от запланированного на 2019 год уровня при невозможности сократить расходную часть, может привести к повторному неисполнению условий реструктуризации. Однако досрочное погашение суммы превышения предельных значений объема государственного долга и замещение ее рыночным долгом в краткосрочной перспективе не окажут значимое влияние на уровень кредитного рейтинга Области.

Агентство также отмечает значительный рост просроченной кредиторской задолженности, что создает потенциальные риски увеличения долговой нагрузки Региона.

Низкие показатели бюджетной дисциплины обусловлены низкой диверсификацией экономики и высокой стоимостью жизни. Основной вид деятельности — добыча цветных металлов — приносит около 45% налоговых поступлений в бюджет Региона. Среднедушевые денежные доходы превосходят среднероссийский уровень в среднем в 1,7 раза, однако высокий уровень цен, связанный с климатическими и логистическими издержками, не позволяет получить значимый эффект для населения. В связи с этим наблюдается постоянный миграционный отток (с 2005 года население в Регионе сократилось почти на 20%). Бюджет Региона зависит от федеральных трансфертов: доля собственных доходов бюджета (без учета субвенций) в среднем составит 68%1 за 2016-2019 годы. При этом доля обязательных расходов в составе бюджета очень высока (82% за рассматриваемый период), а доля капитальных расходов находится на низком уровне — в среднем 6% за период с 2016 по 2019 год.  В 2018 году операционный баланс Области снизился (по причине неисполнения планируемого объема капитальных расходов), однако в 2019 году ожидается его восстановление до уровня 2017 года.

1 Бюджетные показатели проанализированы без учета трансферта, перечисляемого ПАО «РусГидро» в 2017–2020 годах по программе достижения на территориях ДФО базовых уровней тарифов.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Области с дефицитом порядка 2% налоговых и неналоговых доходов (ННД) по итогам 2019 года;
  • рост налоговых поступлений темпами не ниже уровня инфляции;
  • исполнение плановых показателей по капитальным расходам в 2019 году.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговых доходов относительно уровня 2018 года без равнозначного роста обязательных расходов;
  • снижение долговой нагрузки;
  • снижение уровня просроченной кредиторской задолженности;
  • рост уровня собственной ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • нарушение условий реструктуризации бюджетных кредитов, влекущее меры бюджетного принуждения, отличные от досрочного погашения суммы превышения предельных значений объема государственного долга;
  • исполнение Областью бюджета в 2019 году с дефицитом более 2% от собственных доходов;
  • рост обязательных расходов бюджета Области, не подкрепленный ростом доходной части бюджета, и снижение капитальных расходов ниже среднего значения за период с 2015 по 2018 год.

Рейтинги выпусков

Магаданская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYL48), дата погашения — 25.12.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб. — BBB-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Магаданской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Магаданской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Магаданской области и облигационного выпуска Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Магаданской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были опубликованы АКРА 26.04.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Магаданской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Магаданской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Магаданской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Магаданской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Магаданской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.