Кредитный рейтинг Томской области (далее — Томская область, Область, Регион) обусловлен сравнительно высоким уровнем долговой нагрузки относительно операционного баланса и ограниченной гибкостью бюджетных расходов при средних показателях развития региональной экономики по сравнению со среднестрановым уровнем.
Томская область расположена в Сибирском федеральном округе. В Области проживает 1,1 млн человек (0,7% населения РФ). В 2017 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 511 млрд руб. (порядка 0,7% суммарного ВРП субъектов РФ). Почти треть территории Области не заселена в связи с большой площадью болот и лесов. Томск является крупным образовательным центром — Томская область по количеству студентов в расчете на 10 тыс. человек по итогам 2017 года находилась на втором месте среди регионов РФ после Москвы.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Средний уровень долговой нагрузки при необходимости рефинансирования более половины долговых обязательств Региона в ближайшие два года. По состоянию на конец 2018 года совокупный долг Региона превысил его операционный баланс в 2,3 раза, что, несмотря на значительное уменьшение соотношения долга и операционного баланса по сравнению с 2017 годом (с 3,5 раза до указанного значения), по-прежнему соответствует повышенному уровню риска в отношении этого показателя по методологии АКРА. Запланированный текущим законом о бюджете дефицит приведет к росту долга к концу 2019 года на 13%, к концу 2021 года — на 15% по сравнению с текущим уровнем (на 01.01.2019). Тем не менее на конец 2019 года соотношение долга и операционного баланса, по мнению АКРА, не изменится благодаря росту операционного баланса Области. По состоянию на 01.01.2019 текущий график выплаты долга предполагал погашение (и рефинансирование) 53% долговых обязательств Области в 2019–2020 годах, что вместе с необходимостью финансирования дефицита может свидетельствовать о рисках рефинансирования. Процентные расходы необременительны для бюджета. Итоговая оценка долговой нагрузки Региона на конец 2019 года будет соответствовать среднему уровню кредитного риска. В среднесрочной перспективе долговая нагрузка и бюджетные показатели будут зависеть от поступлений по налогу на прибыль, волатильность которого объясняется динамикой сектора добычи полезных ископаемых (вносит основной вклад в формирование ВРП Региона) и смежных отраслей.
Низкая гибкость бюджетных расходов и зависимость бюджета от доминирующей отрасли. Бюджетные показатели Области зависят от поступлений по налогу на прибыль. Волатильность поступлений по нему объясняется рядом факторов: наличие на территории Региона налогоплательщиков, входящих в состав консолидированной группы налогоплательщиков (КГН); единичные случаи переплаты и последующего возврата налога (в 2017 году два упомянутых фактора способствовали снижению поступлений на 34%); динамика рублевой цены на нефть (в 2018 году цена находилась на максимальном уровне, благодаря чему поступления по налогу выросли на 47% по сравнению с 2017 годом). Законом об областном бюджете в 2019 году предусмотрены поступления по налогу на прибыль на том же уровне, что и в 2018 году, однако, по оценкам АКРА, при возможном снижении рублевой цены нефти и на фоне сокращения ее добычи на территории Томской области фактические поступления могут оказаться ниже заложенного в бюджете уровня. Доля собственных доходов1 Области с 2016 по 2019 год составит не менее 80%. Обязательные расходы в указанном периоде будут высокими (порядка 75% совокупных расходов бюджета), а доля капитальных расходов не превысит 12%. Операционный баланс составит в среднем 20% регулярных доходов Области, что наряду с указанной структурой бюджетных расходов Региона свидетельствует об их низкой гибкости.
1 Рассчитывается как отношение налоговых и неналоговых доходов областного бюджета к разнице между совокупными доходами бюджета и субвенциями.
Зависимость региональной экономики от добычи нефти и низкие относительно среднероссийских доходы населения. Почти треть ВРП Томской области (в 2017-м — 28%) приходится на добычу полезных ископаемых, главным образом нефти. Ухудшение структуры остаточных запасов, осуществление добычи на месторождениях с большой степенью выработанности и рост доли трудноизвлекаемых запасов обусловили снижение добычи нефти в Регионе в течение последних пяти лет. ВРП на душу населения и среднедушевые денежные доходы остаются ниже среднестранового уровня при безработице, превышающей среднероссийский показатель.
Достаточная ликвидность бюджета. В целях финансирования прогнозируемых кассовых разрывов Область имеет возможность привлекать как денежные средства в коммерческих банках в рамках заранее заключенных договоров об открытии кредитных линий, так и краткосрочные бюджетные кредиты Федерального казначейства.
Ключевые допущения
- исполнение заложенного объема налоговых доходов в 2019 году;
- следование ответственной бюджетной политике, направленной на реалистичное планирование собственных доходов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост налоговой базы по налогу на прибыль в случае положительного экономического эффекта от предлагаемых администрацией Области мер стимулирования выработанных месторождений;
- исполнение областного бюджета с профицитом и использование профицита для снижения государственного долга Области;
- снижение уровня зависимости от источников внешней ликвидности.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- изменение профиля срочности долговой книги Области в пользу краткосрочных инструментов;
- снижение регулярных доходов в 2019–2021 годах при невозможности сокращения расходов;
- неисполнение плана мероприятий по увеличению ННД (налоговых и неналоговых доходов) в 2019–2021 годах, сопряженное с ухудшением собственной ликвидности Области.
Рейтинги выпусков
Томская область, 34055 (ISIN RU000A0JW1K9), срок погашения — 19.06.2023, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU).
Томская область, 34062 (ISIN RU000A0ZYMJ7), срок погашения — 19.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Томской области и выпускам облигаций Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Томской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были опубликованы АКРА 10.04.2018.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных администрацией Томской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Томской области, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.