Кредитный рейтинг Пензенской области (далее — Пензенская область, Область, Регион) обусловлен умеренной сбалансированностью бюджета, отсутствием погашений коммерческого долга в ближайшие два года и очень высокой долей обязательных расходов в составе бюджета.
Пензенская область входит в состав Приволжского федерального округа. В административном центре — городе Пензе — проживает 39% населения Области. Объем валового регионального продукта (ВРП) Области близок к 0,5% суммарного ВРП российских регионов. На территории Региона проживает около 0,9% населения страны.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Умеренно сбалансированный бюджет с низким уровнем гибкости расходной части и высоким уровнем прогнозирования собственных доходов. Бюджет Области характеризуется умеренной долей налоговых и неналоговых доходов (ННД, в среднем 67%), что определяет средние возможности Региона по управлению собственной доходной базой. Доля обязательных расходов в составе бюджета находится на очень высоком уровне (около 80%), что оставляет мало возможностей для бюджетного маневра. Пензенская область характеризуется низким уровнем капитальных расходов (в среднем 6–8% общего объема расходов, но менее 5% в прогнозе на 2019-2021 годы). Операционный баланс Региона в некризисные годы и в прогнозе на 2019 год составляет 15–20% регулярных доходов (оценка фактора: ниже среднего).
Стресс-тест АКРА показывает умеренную чувствительность кредитного качества Региона к колебаниям собственных доходов. Текущий уровень кредитного качества Области устойчив к реализации негативного сценария, предусматривающего снижение ННД на 4–5% по сравнению с ожидаемыми в начале года уровнями. Прогнозирование собственных доходов Региона отличается высокой точностью: в некризисные годы расхождение фактического исполнения бюджета и прогноза в первой редакции бюджета составляет порядка 1%.
Отсутствие краткосрочного коммерческого долга и значительная доля бюджетных кредитов в долговом портфеле. Общая сумма долга Пензенской области по отношению к ее операционному балансу составляет около 200%, что соответствует среднему уровню риска. Однако в связи с большой долей бюджетных кредитов в долговом портфеле Области (около 50%), он характеризуется высоким средним сроком погашения (порядка четырех лет) и средней эффективной ставкой на уровне около 4%. Комфортный график погашения (покрытие операционным балансом за вычетом процентных расходов объема погашения долга в текущем периоде — существенно более 300%) и невысокая стоимость обслуживания (менее 13% операционного баланса) соответствуют минимальному уровню риска рефинансирования.
Диверсифицированная экономика со средним уровнем безработицы и низкими относительно среднероссийских доходами населения. Экономика Области базируется на сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности (в частности, на пищевой промышленности и машиностроении). Относительно высокая диверсификация экономики Региона по отраслям и по крупнейшим налогоплательщикам положительно влияет на уровень диверсификации налоговых доходов Региона.
Структура налоговых доходов по их видам характеризуется стабильностью. По прогнозам АКРА, в 2019–2021 годах средние темпы прироста ВРП Пензенской области будут близки к среднероссийским или превысят их. Профиль экономики при этом продолжит развиваться в направлении сельского хозяйства и пищевой промышленности, что определяется характером реализуемых и планируемых инвестиционных проектов (порядка 75% крупных проектов связаны с АПК).
Достаточная ликвидность бюджета Региона позволяет ему своевременно выполнять плановые расходные обязательства в 2019 году (включая процентные платежи). С помощью кредитов Управления Федерального казначейства (УФК) периодически финансируется часть прогнозируемых кассовых разрывов. Использование краткосрочных кредитов, предоставленных УФК, в совокупности с привлечением банковских кредитов не оказывают существенного влияния на рост процентных расходов.
Ключевые допущения
- сохранение высокой доли обрабатывающих производств в структуре ВРП;
- сохранение средней срочности банковских кредитов на уровне 2–3 лет;
- сохранение в 2019–2020 годах средних ставок по рыночному долгу Региона на уровне 7–11%;
- поддержание доли обязательных расходов бюджета на уровне около 80%.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения и реального ВРП;
- увеличение уровня собственной ликвидности;
- рост относительной величины бюджета развития.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное сокращение средневзвешенного срока погашения долговых обязательств, в частности, сохранение текущего графика погашения банковских кредитов к началу 2020 года;
- рост долговой нагрузки (отношение долга к операционному балансу) до уровня выше 230%;
- реализация риска рефинансирования долговых обязательств муниципалитетов, которая потребует от Области предоставления бюджетных кредитов или оказания поддержки в другой форме и значительном объеме.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является незапрошенным, правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Пензенской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.