Краткая информация о регионе
Пензенская область (далее — Пензенская область, Область, Регион) расположена в ПФО, граничит с пятью регионами России. В Области проживает 0,9% населения страны. Крупнейшие города: Пенза, Кузнецк и Заречный (39%, 6% и 5% населения соответственно). На территории Области находятся две ТОСЭР.
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
Законодательная база Области стабильна, а областное правительство участвует в развитии региональной экономики, используя механизмы ТОСЭР и СПИК (специальный инвестиционный контракт) и организации технопарков.
Прогнозирование собственных доходов Региона отличается относительно высокой точностью: в некризисные годы расхождение фактического исполнения бюджета и прогноза в первой редакции бюджета составляло порядка 1% (см. Рисунок 1). Случаев недоисполнения объема расходов по сравнению с первой редакцией бюджета на протяжении последних 5 лет не происходило.
Способность правительства стимулировать развитие экономики на уровне муниципалитетов оценивается как высокая, но не реализованная. В отношении муниципальных образований Области не установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Доля собственных доходов муниципалитетов в общих доходах в среднем составляет около 20% (за исключением г. Пенза с 40%).
Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований находится на относительно высоком уровне (долг к собственным доходам - 67% и 56% на 01.12.2018 без учета нерыночного долга). Основную сумму долга формируют обязательства двух крупнейших городов Области, входящих в одну городскую агломерацию: г. Пенза и ЗАТО Заречный с уровнями долга близкими к 100% собственных доходов. Областное правительство стремится к контролю над долговой нагрузкой муниципалитетов, обязывая их органы власти согласовывать привлечение коммерческих кредитов с областным правительством, но за 11 месяцев 2018 года долг указанных городов вырос в номинальном выражении на 6%.
Рисунок 1. Прогнозирование собственных доходов отличается высокой точностью в некризисные годы1
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
1График построен с точки зрения влияния разных факторов на баланс бюджета: расположение статьи доходов в верхней (положительной) части графика означает превышение факта над плановым уровнем, для статьи расходов — недоисполнение.
Умеренный уровень развития экономики Области
В 2016 году ВРП Пензенской области составил 339 млрд руб. (оценка на 2017-2018 годы — 381 и 395 млрд руб., соответственно), или около 0,5% совокупного ВРП регионов РФ. Данный показатель несколько ниже доли населения России, проживающей в Области, что вероятно связано с более высокой, чем в среднем долей сельского хозяйства в экономике2 (см. Рисунок 2). Уровень безработицы, как правило, близок к среднероссийскому (почти всегда на 0,5-1 п.п. ниже).
2 Как правило, данная отрасль имеет повышенную удельную трудоемкость.
Рисунок 2. Высокая доля в экономике Области приходится на торговлю
Источник: Росстат, расчеты АКРА
Экономику Региона характеризует как повышенная значимость сельского хозяйства, так и наличие значительного количества обрабатывающих промышленных производств. Обработка представлена в основном пищевой промышленностью и машиностроением (суммарно 65-70% отгрузки промышленности). Ключевыми пищевыми производителями на территории Области являются производители мяса птицы и алкогольных напитков. В машиностроении присутствуют предприятия различного профиля: бытовую технику под маркой De luxe производит завод им. Ревунова, предприятие Старт им. М.В. Проценко выпускает гражданское оборудование в интересах Росатома, Пензенский радиозавод специализируется на гособоронзаказе и т.д. Среди упомянутых предприятий большинство удовлетворяет спрос, возникающий в других регионах страны – что повышает уровень диверсификации экономики и налоговых поступлений.
Прямая зависимость экономики и бюджета Региона от конъюнктуры мировых рынков сырья мала. Добывающие отрасли фактически не представлены. Прямой экспорт в другие страны не оказывает значимого влияния на диверсификацию экономики или бюджетных доходов (составляет 3-5% ВРП).
Таблица 1. Крупнейшие предприятия Области по выручке в 2017 году
Компания |
Отрасль |
---|---|
Пензанефтепродукт, АО |
Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах |
Альфа Пенза, ООО |
Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах |
ТНС Энерго Пенза, ООО |
Торговля электроэнергией |
Новые Фермы, ООО |
Торговля оптовая мясом и мясными продуктами |
Газпром Межрегионгаз Пенза, ООО |
Торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям |
Гифт, ООО |
Торговля оптовая напитками |
Васильевская Птицефабрика, АО |
Разведение сельскохозяйственной птицы |
Пензамолинвест, ООО |
Разведение сельскохозяйственной птицы |
Стандарт, ООО ТБ |
Торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями |
Караван, ООО |
Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах |
Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»
Рисунок 3. На протяжении 2010-ых годов Пензенская область растет быстрее страны в целом
Источник: Росстат
В 2013–2017 годах среднегодовой прирост реального ВРП Области составил 2,1% (против 0,9% в среднем по регионам РФ). В течение последних десяти лет темпы прироста реального ВРП Области опережали среднероссийские показатели. В 2016 году Область вошла в число регионов, столкнувшихся с проблемой рецессии, в связи с чем темп роста ее ВРП временно отставал от среднероссийских показателей. По прогнозам АКРА, в 2019–2021 годах средние темпы прироста ВРП Пензенской области будут близко к среднероссийским, но вероятно превысят их. Профиль экономики при этом продолжит развитие в направлении сельского хозяйства и пищевой промышленности, что определяется характером реализуемых и планируемых инвестиционных проектов (порядка 75% крупных связаны с АПК).
Предприятия Области в целом демонстрируют стабильное финансовое положение. Средний уровень просроченной задолженности юридических лиц перед банками ниже среднероссийских показателей (на 01.08.2018 на 2,7 п. п.) и находится на очень низком уровне относительно предприятий других регионов Приволжского федерального округа. Вместе с тем, существуют значительные отраслевые различия.
Рисунок 4. Отдельные показатели развития экономики Области относительно средних по стране
Источник: Пензенская область, Росстат, расчеты АКРА
Относительно высокие темпы жилищного строительства на душу населения (2 место в ПФО и 16 в России в среднем за 3 года) могут являться вызовом для бюджета Региона. Примером реализовавшегося отраслевого риска в строительном секторе стало банкротство в 2018 году застройщиков «Пензастрой», «Декор-Трейд» и «Север-Траст» с общей площадью недостроенных жилых домов порядка 100 тыс. кв. м. Правительство Области признало социальные риски, возникающие при срыве ожидаемого ввода жилья дольщиков, и вынуждено было взять на себя часть расходов на достройку проблемных объектов в 2019-2020 годах. Поддержка осуществляется в форме предоставления субсидий подрядчикам по завершению строительства. Часть поддержки носит неденежный характер – выделяются земельные участки для реализации новых проектов.
Демографическая ситуация в Регионе характеризуется миграционным нетто-оттоком и естественной убылью населения, в результате чего численность населения устойчиво снижается на 0,5–0,6% в год (см. Рисунок 5).
В ближайшие годы изменения в демографической структуре Региона вряд ли окажут заметное давление на социальные расходы бюджета. Это обусловлено тем, что численность подростков дошкольного и школьного возрастов, вероятно, сократится (-1-2% к 2021 году), а численность людей старших возрастов увеличится, но меньше, чем в среднем по России (+3,8% против +6,5% к 2021 году3). Доля населения трудоспособных возрастов в Пензенской области в 2017 году была ниже среднероссийского показателя на 1,5 п. п. (55% против 56,7%) и в ближайшем будущем сохранит тенденцию к понижению, как и по России в целом.
3Средний сценарий демографического прогноза Росстата.
Рисунок 5. Естественная убыль — основной драйвер роста численности населения
Источник: Росстат, расчеты АКРА
Для Региона характерна невысокая степень урбанизации (около 68% населения Пензенской области проживает в городах). Доля дорог, удовлетворяющих нормативным требованиям, при этом находится на высоком уровне: 60-64% по сравнению с 30-32% в ПФО, 37-43% в среднем по РФ, 50-51% в среднем по регионам со схожим уровнем урбанизации.
Жесткая структура бюджета
Бюджет Области характеризуется умеренной долей собственных доходов4 (в среднем 67% от суммарных доходов в 2014–2017 годах), что определяет средние возможности по самостоятельному управлению доходной базой. Структура налоговых доходов относительно устойчива (см. Рисунок 6).
Потенциал роста собственных доходов Области за счет повышения ставок региональных налогов исчерпан (ставки находятся на максимальном допустимом бюджетным кодексом уровне).
Область использует налоговые льготы для долгосрочного развития собственной налоговой базы. Сумма недополученных доходов в связи с предоставлением налоговых льгот оценивается в 300–400 млн руб. (до 1,3% собственных доходов). По прогнозам Региона, в 2018-2019 годах эта сумма вырастет за счет вступления в силу льгот участникам специальных инвестиционных контрактов (СПИК).
Регион имеет достаточную отраслевую диверсификацию налоговых поступлений
в бюджет, а структура данных поступлений близка к структуре ВРП (максимальный вклад одной отрасли или связанных отраслей в доходы бюджета составляет менее 20%). С точки зрения структуры налогоплательщиков налоговая база Пензенской области также достаточно диверсифицирована. Хотя среди десяти крупнейших налогоплательщиков значительна доля производителей алкогольных напитков, суммарно топ-10 формирует менее 20% налоговых доходов Области.
4 Собственные доходы — доходы бюджета без учета безвозмездных перечислений.
Рисунок 6. Основные источники собственных доходов бюджета Области
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Очень высокая доля обязательных расходов бюджета (80–87%) оставляет немного возможностей по маневрированию расходами.
Пензенская область поддерживает относительно низкий уровень капитальных расходов (6–8% общего объема расходов), однако их значительная часть (около 70%) осуществляется за счет областного бюджета и, таким образом, является потенциальным источником гибкости. При стандартном уровне исполнения капитальные расходы в 2019 году составят 5,5% от совокупных расходов, что несколько ниже среднего показателя за четырехлетний период. С точки зрения резерва для сокращения бюджетных расходов АКРА оценивает этот уровень как низкий (см. Таблицу 2).
Рисунок 7. Структура собственных капитальных расходов Области (на период с 2018 по 2019 год — план Области)
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Операционный баланс Региона в некризисные годы и в прогнозе на 2019 год составляет 15–20% регулярных доходов (оценка фактора: ниже среднего). Стресс-тест АКРА показывает умеренную чувствительность кредитного качества Региона к колебаниям собственных доходов. Текущий уровень кредитного качества Области устойчив к реализации негативного сценария, предусматривающего снижение налоговых и неналоговых доходов на 4–5% по сравнению с ожидаемыми в начале года уровнями.
Таблица 2. Оценка показателей бюджетной структуры и дисциплины Области
|
Оценка Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 (прогноз) |
---|---|---|---|---|---|
Доля собственных доходов в бюджете |
Умеренная |
Умеренная |
Достаточная |
Умеренная |
|
Доля обязательных расходов бюджета |
Критическая |
Критическая |
Критическая |
Низкая |
|
Операционный баланс |
Критическая |
Критическая |
Низкая |
Ниже средней |
|
Доля капитальных расходов бюджета |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
Источник: расчеты АКРА
Отсутствие краткосрочного коммерческого долга и значительная доля бюджетных кредитов в долговом портфеле
Общая сумма долга Пензенской области по отношению к ее операционному балансу составляет около 200%, что соответствует среднему уровню риска. Однако в связи с очень значительной долей бюджетных кредитов в долговом портфеле Области (около 50%), он характеризуется высоким средним сроком погашения (порядка четырех лет на начало 2019 года) и средней эффективной ставкой на уровне около 4%. Комфортный график погашения (покрытие операционным балансом за вычетом процентных расходов объема погашения долга в текущем периоде — более 300% по состоянию на середину 2018 года) и невысокая стоимость обслуживания (менее 13% операционного баланса) соответствуют минимальному уровню риска рефинансирования.
Рисунок 8. Бюджетный кредит – около половины долга Пензенской Области
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
На конец 2018 года краткосрочный долг Региона составляет менее 5% совокупного, а ближайшие погашения по действующему рыночному долгу произойдут лишь в апреле 2021 года (см. Рисунок 10). Такая структура может сохраниться, если Область в 2019- начале 2020 годах предпримет шаги по рефинансированию банковского долга.
Рисунок 9. Плановые погашения 2019-2020 годов очень малы и состоят исключительно из выплат по бюджетным кредитам
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Рисунок 10. График погашения государственного долга Области по действующим обязательствам на 01.01.2019 (оценка АКРА на 01.09.2018)
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Ковенанты по бюджетным кредитам Области подразумевают, что к концу 2019 года совокупный долг снизится до 58% собственных доходов Области (на 2,5-3 п.п. относительно конца 2018 года), а рыночный долг при этом не превысит 33%. Нарушение ковенант повлечет за собой досрочный возврат части бюджетных кредитов. Выполнение ковенант совместимо с дефицитом на уровне 200-300 млн руб. по итогам 2019 года, что не противоречит прогнозу АКРА сбалансированности бюджета Области.
Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области или просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками, способных повлиять на ее уровень кредитоспособности, отсутствуют.
АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления экстренной помощи вышестоящим бюджетом с целью погашения займов.
Достаточный уровень ликвидности
Бюджет Региона характеризуется низким уровнем собственной ликвидности: ежемесячные потребности стабильно превышают остатки на счетах на начало месяца в среднем на 3–4 млрд руб. На банковских депозитах средства не размещаются.
Необходимость выполнять ковенанты по бюджетным кредитам в совокупности с низким уровнем собственной ликвидности, приводила к краткосрочному накоплению просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками в декабре 2017 - январе 2018 года (550-700 млн руб.).
Рисунок 11. Баланс ликвидности5 Пензенской Области (млрд руб.)
Источник: Пензенская область, расчет АКРА
5 Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
С помощью кредитов Управления Федерального казначейства (УФК) на постоянной основе финансируется часть прогнозируемых кассовых разрывов в середине года. Использование кредитов, предоставленных УФК, в совокупности с привлечением банковских кредитов не оказывают существенного влияния на рост процентных расходов. Ликвидность бюджета Региона позволяет ему своевременно выполнять плановые расходные обязательства в 2018 году (включая процентные платежи).
Дополнительные корректировки
Отсутствуют.
Поддержка
Отсутствует.
Ключевые допущения
- сохранение высокой доли обрабатывающих производств в структуре ВРП;
- сохранение средней срочности банковских кредитов на уровне 2–3 лет;
- сохранение в 2018–2019 годах средних ставок по рыночному долгу Региона на уровне 7–11%;
- поддержание доли обязательных расходов бюджета на уровне около 80%.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения и реального ВРП;
- увеличение уровня собственной ликвидности (например, финансирования большей части текущих расходов за счет остатков на счетах на начало месяца);
- рост относительной величины бюджета развития.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- существенное сокращение срока погашения долговых обязательств;
- рост долговой нагрузки (отношение долга к операционному балансу) выше 2,5x;
- меньшая доступность источников внешней ликвидности.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
20.09.2018 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Пензенской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (18.09.2018).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Пензенской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
Приложение
Таблица 1. Сводные экономические показатели
|
2015 |
2016 |
2017 (оценка) |
---|---|---|---|
Среднедушевые денежные доходы, руб. |
37 622 |
40 625 |
41 779 |
Среднедушевые денежные доходы (% от среднего уровня по стране) |
123% |
132% |
133% |
ВРП на душу населения, руб. |
441 776 |
468 846 |
503 305 |
ВРП на душу населения (% от среднего уровня по стране) |
99% |
103% |
103% |
Безработица, % |
3,3% |
3,3% |
3,3% |
Безработица (% от среднего уровня по стране) |
59% |
60% |
64% |
|
|
|
|
ВРП, млн руб. |
3 213 873 |
3 455 894 |
3 758 993 |
Темп прироста ВРП (в текущих ценах) |
17,2% |
7,5% |
8,8% |
Темп прироста ВРП (в постоянных ценах) |
2,6% |
2,9% |
3,1% |
Источник: Пензенская область, Росстат, расчеты АКРА
Таблица 2. Сводные бюджетные показатели (млн руб.)
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
---|---|---|---|---|
Доходы бюджета |
41 066 |
47 113 |
47 660 |
54 460 |
Налоговые и неналоговые доходы |
24 364 |
30 705 |
32 288 |
34 214 |
Налоговые доходы6 |
23 468 |
29 948 |
31 335 |
33 223 |
Налог на прибыль организаций |
3 485 |
6 320 |
6 775 |
6 351 |
Налог на доходы физических лиц |
8 718 |
9 178 |
9 821 |
10 813 |
Налоги на товары (включая акцизы) |
5 343 |
8 031 |
7 757 |
7 628 |
Налоги на совокупный доход |
1 823 |
2 012 |
2 333 |
2 789 |
Налоги на имущество |
4 077 |
4 388 |
4 625 |
5 615 |
Неналоговые доходы |
895 |
757 |
953 |
991 |
Безвозмездные поступления |
16 702 |
16 408 |
15 373 |
20250 |
Расходы бюджета |
43 293 |
46 495 |
47 526 |
54620 |
Обязательные расходы |
37 236 |
39 863 |
41 267 |
43330 |
Расходы капитального характера |
2 746 |
3 825 |
2 872 |
3670 |
Процентные расходы |
1 152 |
1 002 |
867 |
1060 |
Прочие расходы |
2 160 |
1 806 |
2 520 |
6560 |
Дефицит (+)/профицит (-) |
-2 227 |
617 |
135 |
-160 |
|
|
|
|
|
Операционный баланс |
2881 |
6407 |
5398 |
10100 |
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Таблица 3. Бюджетные коэффициенты
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
---|---|---|---|---|
Доля собственных доходов в бюджете |
64% |
69.5% |
72% |
63% |
Доля обязательных расходов в составе бюджета |
86% |
86% |
87% |
79% |
Операционный баланс субъекта |
7% |
14% |
11.6% |
19.0% |
Доля капитальных расходов бюджета |
6.3% |
8.2% |
6.0% |
6.7% |
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки
|
01.01.2016 |
01.01.2017 |
01.01.2018 |
01.01.2019 |
---|---|---|---|---|
Краткосрочный долг, млн руб. |
4 092 |
5 628 |
3 908 |
408 |
Долгосрочный долг, млн руб. |
17 102 |
15 531 |
16 284 |
19 834 |
Доля краткосрочного долга в совокупном |
19% |
27% |
19% |
2% |
Краткосрочный рыночный долг, млн руб. |
1 159 |
3 252 |
3 500 |
0 |
Рыночный долг, млн руб. |
11 755 |
11 347 |
10 295 |
10 753 |
Доля рыночного долга в совокупном |
55% |
54% |
51% |
53% |
Нерыночный долг, млн руб. |
9 439 |
9 812 |
9 898 |
9 489 |
Совокупный объем долга (без гарантий), млн руб. |
21 195 |
21 159 |
20 193 |
20 243 |
Гарантии выданные, млн руб. |
68.2 |
50.5 |
32.97 |
25.4 |
Совокупный объем долга, млн руб. |
21 263 |
21 209 |
20 226 |
20 268 |
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки (на конец года)
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
---|---|---|---|---|
Соотношение долга и операционного баланса субъекта |
738% |
331% |
375% |
204% |
Соотношение расходов на обслуживание долга |
40.0% |
15.6% |
16.1% |
10.9% |
Соотношение операционного баланса субъекта за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в текущем периоде |
34% |
81% |
43% |
264% |
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА