Кредитный рейтинг ООО «Союздорстрой» (далее — ГК АВТОБАН, Компания) обусловлен сильным бизнес-профилем и сильной рыночной позицией. Помимо этого, Компания характеризуется очень сильной географической диверсификацией. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают средний размер Компании и средняя оценка финансового профиля. Помимо этого, поскольку Компания осуществляет деятельность в отрасли инфраструктурного строительства, это оказывает давление на уровень рейтинга, однако АКРА отмечает, что дорожное строительство является наименее рискованным сегментом этой отрасли.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу ГК АВТОБАН обусловлено ожидающимся ростом операционного денежного потока в результате реализации концессионных проектов по строительству третьего и четвертого пусковых комплексов Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД-3 и ЦКАД-4).
ГК АВТОБАН — одна из крупнейших в России компаний в сфере дорожного строительства, доля рынка которой составит 8,4% по итогам 2018 года. В текущем году Компания построит 164 километров дорог, а общая сумма подписанных контрактов (бэклога) превышает 196,6 млрд руб. Около 90% выручки ГК АВТОБАН приходится на государственные контракты. Компания имеет успешный опыт работы в рамках государственно-частных партнерств (ГЧП), в том числе по концессионным соглашениям.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Сильный бизнес-профиль. Деятельность ГК АВТОБАН сфокусирована на строительстве объектов минимальной сложности (дороги с твердым покрытием), при этом Компания обладает значительным опытом в данной сфере. База подписанных контрактов свидетельствует о том, что Компания будет обеспечена объемом работ в ближайшие четыре года. В то же время АКРА отмечает наличие риска концентрации на крупном заказчике. Доля субподрядных работ значима — 37% от общего объема выполненных Компанией работ по итогам 2018 года, — что объясняется выходом ГК АВТОБАН на концессионный рынок. Тем не менее собственные мощности позволяют Компании при необходимости выполнять работы без привлечения подрядчиков. География присутствия ГК АВТОБАН обширна и охватывает наиболее развитые регионы страны (Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и другие), а в перспективе возможен выход Компании на рынок Москвы.
Средняя долговая нагрузка при среднем уровне покрытия долга. Долг Компании в рамках концессионных соглашений рассматривается АКРА как обособленный от ГК АВТОБАН. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2015 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», долг по концессионным кредитам подлежит полному возмещению в случае изменения условий концессии независимо от вины концессионера. Также условия концессии не предусматривают поручительств либо гарантий со стороны операционных активов Компании по обязательствам компании-концессионера (в лице ООО «АСК», входящего в ГК АВТОБАН). По оценкам АКРА, в 2018 году долг Компании составит 13,5 млрд руб., однако к 2019 году его уровень опустится до 7,7 млрд руб. Взвешенная за период с 2016 по 2021 год долговая нагрузка (общий долг/FFO до чистых процентных платежей) ГК АВТОБАН составит 2,4х. Отношение долг/капитал за этот же период будет равно 1х. График погашения долга достаточно комфортный, поскольку крупные погашения приходятся на период с 2020 года. Уровень покрытия долга, по оценкам АКРА, составит 2,8х.
Уверенные позиции в отрасли. По итогам 2017 года показатель FFO Компании до чистых процентных платежей и налогов составил 3,4 млрд руб., а к 2021 году, согласно прогнозу АКРА, его величина достигнет 4,9 млрд руб. Общая сумма бэклога Компании равна 197 млрд руб., что соответствует высокой оценке по данному фактору. Рентабельность Компании по FFO до процентных платежей и налогов в течение прогнозного периода сохранится на среднем уровне для компаний строительной отрасли.
Средняя позиция по ликвидности на фоне среднего денежного потока. С учетом значительных остатков денежных средств на счетах ГК АВТОБАН, а также невыбранных лимитов по кредитным линиям АКРА ожидает, что коэффициент краткосрочной ликвидности Компании составит 1,2 в 2018–2021 годах. Качественная оценка ликвидности находится на высоком уровне: Компания привлекает финансирование крупнейших банков по ставке на уровне ключевой ставки плюс 2,5% и имеет опыт размещения публичного долга на российском рынке. Денежный поток ГК АВТОБАН будет находиться на среднем уровне в связи с капитальными затратами на приобретение новой техники для строительства ЦКАД-3 и ЦКАД-4, а также в связи с дивидендными выплатами в размере 20% чистой прибыли.
Адекватный уровень корпоративного управления. Стратегия ГК АВТОБАН носит консервативный характер и предусматривает реализацию крупных и выгодных проектов. Компания активно осваивает концессионное направление и проекты ГЧП. Все параметры финансового риск-менеджмента Компании определяются ежегодно решениями совета директоров ДСК «АВТОБАН» (входящей в ГК АВТОБАН) и ключевого бенефициара. Наблюдаемая подверженность валютным и процентным рискам низкая. ГК АВТОБАН включает в себя значительное количество юридических лиц, однако это связано с производственной необходимостью и спецификой деятельности. При этом внутригрупповых денежных потоков между ними не отмечено. Компания составляет ежегодную отчетность (не раскрывается публично), аудитором которой является международная компания.
Ключевые допущения
- рост ежегодной выручки от реализации проектов на 8,5%;
- расходы Компании на выплату дивидендов в пределах 20% чистой прибыли;
- реализация инвестиционной программы на сумму в пределах 2,7 млрд руб. в год и отсутствие необходимости привлечения долга.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост FFO до чистых процентных платежей и налогов выше 5 млрд руб. и одновременное снижение долговой нагрузки (общий долг/FFO до чистых процентных платежей) ниже 2х;
- рост усредненной рентабельности по FFO до чистых процентных платежей и налогов выше 12% при одновременном улучшении усредненного показателя обслуживания долга (FFO до чистых процентных платежей/процентные платежи) выше 5х;
- рост усредненного показателя обслуживания долга (FFO до чистых процентных платежей/процентные платежи) выше 8х.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- падение FFO до чистых процентов и налогов ниже 500 млн руб. и усредненной рентабельности по FFO до процентных платежей и налогов ниже 3% при одновременном росте долговой нагрузки выше 3,5х;
- падение усредненного показателя обслуживания долга (FFO до чистых процентных платежей/процентные платежи) ниже 2,5х;
- существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb+.
Корректировки: отсутствуют.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг ООО «Союздорстрой» был впервые опубликован АКРА 29.12.2017. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (26.12.2018).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ООО «Союздорстрой», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг был присвоен на основании консолидированной отчетности ООО «Союздорстрой» по МСФО. Кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «Союздорстрой» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ООО «Союздорстрой», не выявлены.
АКРА не оказывало ООО «Союздорстрой» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.