Тренинг по банкам и НБКО, 24–25 января

АКРА присвоило АО «ТД РЖД» кредитный рейтинг BBB-(RU), прогноз «Стабильный»

Кредитный рейтинг АО «ТД РЖД» (далее — ТД РЖД, Компания) обусловлен очень высокой долговой нагрузкой и волатильным свободным денежным потоком при высокой вероятности экстраординарной поддержки со стороны ключевого акционера, сильной ликвидности и сильном бизнес-профиле.

ТД РЖД — дочерняя компания ОАО «Российские железные дороги» (AAA(RU), прогноз «Стабильный»; далее — РЖД, Группа, поддерживающая организация, ПО), ключевыми задачами которой являются поставка подвижного состава для нужд Группы и реализация ее списанного подвижного состава и запчастей, а также материально-техническое обеспечение предприятий РЖД. Компания осуществляет развитие морского порта Раджин (КНДР) через СП «РасонКонТранс». Долю в капитале ТД РЖД, помимо РЖД, имеет НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ».

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Вероятность оказания экстраординарной поддержки ключевым акционером определяется высоким уровнем кредитоспособности поддерживающей организации и степенью связи Компании с ПО. Компания обеспечивает материальное снабжение дочерних предприятий РЖД. РЖД является ключевым акционером ТД РЖД — Группе принадлежит 50% плюс одна акция Компании, оставшейся частью владеет НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», находящийся под контролем РЖД. Наличие операционного контроля со стороны Группы обусловлено значительным количеством ее представителей в совете директоров ТД РЖД (пять директоров из семи). АКРА отмечает высокую зависимость Компании от поддерживающей организации, поскольку подавляющий объем операций первой относится к РЖД. При этом стратегическая значимость ТД РЖД для Группы не столь велика: в среднесрочной перспективе Компания может быть заменена другой организацией, выполняющей схожие функции. Со стороны РЖД отсутствуют какие-либо гарантии, поручительства или кросс-дефолты по обязательствам Компании. Согласно методологии АКРА, финальный кредитный рейтинг ТД РЖД присвоен на три ступени выше оценки собственной кредитоспособности (ОСК).

Очень высокая долговая нагрузка при значительной доле средств, привлеченных от акционера. Долг ТД РЖД складывается из двух частей: средств, привлеченных на финансирование текущей деятельности Компании (1,3 млрд руб.), и средств, привлеченных СП «РасонКонТранс» от компаний РЖД в качестве долгосрочных инвестиций на развитие порта Раджин и сопутствующей железнодорожной инфраструктуры (13,3 млрд руб.). Процентные платежи по предоставленным Группой займам начисляются, но фактически не выплачиваются, что ведет к соответствующему росту долговых обязательств Компании. Весь долг представлен рублевыми обязательствами с фиксированной процентной ставкой.

Отношение общего долга Компании к ее операционному денежному потоку до изменения оборотного капитала (FFO) до чистых процентных платежей по итогам 2017 года составило 55,5x, общего долга к выручке — 7,7x, что свидетельствует об очень высокой долговой нагрузке. Если рассматривать долговую нагрузку только с точки зрения банковских кредитов, то указанные коэффициенты составляли 3,3x и 0,5x соответственно. По прогнозу АКРА, в 2019–2020 годах долг ТД РЖД останется на текущем уровне. Поскольку Компания фактически не выплачивает проценты по займам, предоставленным РЖД и ее дочерними обществами, покрытие процентных платежей находится на низком, но все же приемлемом уровне: отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам по итогам 2017 года составляло 1,8x. Мы ожидаем, что в 2018–2020 годах данный показатель останется в пределах 1,6–1,9x.

Сильная ликвидность при волатильном свободном денежном потоке. Компания получила от РЖД согласие на перенос всех выплат по полученным от предприятий Группы займам на 2020 год, что значительно снизило давление на ликвидность ТД РЖД. Банковские кредиты ТД РЖД общим объемом 1,3 млрд руб. являются краткосрочными и подлежат погашению в сентябре 2019 года. На 30.09.2018 Компания располагала невыбранными кредитными линиями на общую сумму 2,2 млрд руб. от ПАО Сбербанк (AAA(RU), прогноз «Стабильный») и АО «СМП Банк». Свободный денежный поток (FCF) ТД РЖД характеризуется высоким уровнем волатильности: 2015–2017 годах данный показатель колебался от -1,1 до 1,6 млрд руб. АКРА допускает выход FCF Компании в отрицательную зону в прогнозном периоде, что определяет слабую оценку фактора. В результате АКРА оценивает уровень ликвидности ТД РЖД в 2018–2020 годах как высокий в связи с отсутствием значительных выплат по долгу, высокой вероятностью дальнейшего переноса сроков выплаты долга и наличием доступа к источникам ликвидности для покрытия возможного отрицательного FCF.

Сильный бизнес-профиль. Динамика спроса на поставляемые ТД РЖД товары не имеет ярко выраженной цикличности и определяется потребностью дочерних структур РЖД, которые являются ключевыми контрагентами Компании. Максимально возможный кредитный рейтинг РЖД свидетельствует о невысоком уровне риска контрагентов. Вместе с тем АКРА отмечает наличие ощутимого объема просроченной дебиторской задолженности, находящегося в диапазоне 10–20% всей дебиторской задолженности в 2018 году. Структура расчетов подразумевает зеркальное отображение сроков и порядка оплаты для покупателей и поставщиков, а при возникновении ситуаций отсутствия оплаты от покупателей при необходимости расчета с поставщиком Компания пользуется краткосрочными займами.

Помимо трейдинговой деятельности ТД РЖД занимается развитием логистического узла на территории КНДР — порта Раджин и железной дороги Туманган — Раджин. Порт Раджин мощностью 5 млн тонн грузов в год специализируется на перевалке угля. Введенные санкции против КНДР обусловили текущую низкую загрузку порта. Вместе с тем, согласно резолюции Совета Безопасности ООН 2371 от 05.08.2017, ограничительные меры не применяются в отношении угля, который был добыт за пределами КНДР и транспортировка которого была осуществлена через ее территорию для вывоза из порта Раджин. Отсутствие таких ограничительных мер может стать фактором роста грузооборота порта, что способно привести к улучшению оценки бизнес-профиля Компании в будущем.

Ключевые допущения

  • реструктуризация долга, предоставленного поддерживающей организацией, с переносом дат погашения на 2020 год и с выплатой накопленных процентных платежей в соответствующие даты погашения;
  • сохранение уровня системной значимости;
  • сохранение текущей структуры расчетов с поставщиками и покупателями;
  • сохранение значительного объема доступных кредитных линий;
  • объем перевалки угля в порту Раджин в 2019–2020 годах на уровне 700–1000 тыс. тонн при среднегодовой цене перевалки 7,5 долл. США за тонну.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост стратегической значимости Компании для РЖД;
  • перевод займов, предоставленных Группой, в капитал ТД РЖД;
  • значительное увеличение показателей масштаба деятельности Компании (рост выручки до 100 млрд руб., FFO до чистых процентных платежей и налогов — до 30 млрд руб.).

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение стратегической значимости Компании для Группы;
  • отсутствие реструктуризации долга, предоставленного поддерживающей организацией, с переносом дат погашения на 2020 год и с выплатой накопленных процентных платежей в соответствующие даты погашения;
  • объем перевалки угля в порту Раджин в 2019–2020 годах ниже 700 тыс. тонн при среднегодовой цене перевалки ниже 7 долл. США за тонну;
  • ухудшение структуры долговых обязательств;
  • существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности;
  • ухудшение структуры расчетов с контрагентами.

Компоненты рейтинга

ОСК: bb-.

Корректировки: отсутствуют.

Поддержка: группа — ОСК плюс три ступени.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации,  Методология анализа взаимосвязи компаний внутри группы, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен АО «ТД РЖД» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (25.12.2018).

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий: фактор «географическая диверсификация» оценивался с отступлением от диапазона оценки, указанного в методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «ТД РЖД», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «ТД РЖД» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности АО «ТД РЖД», не выявлены.

АКРА не оказывало АО «ТД РЖД» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.