Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО, Округ, Регион) обусловлен высокими показателями развития региональной экономики, высокой степенью самодостаточности бюджета и высоким уровнем его ликвидности, а также минимальным уровнем риска долговой нагрузки.

ЯНАО расположен в Уральском федеральном округе. Территория Округа относится к районам Крайнего Севера, а более половины его территории расположено за полярным кругом.

ЯНАО одновременно является равноправным субъектом РФ и входит в состав Тюменской области (AAA(RU), прогноз «Стабильный»). Между органами государственной власти ЯНАО, Тюменской области и ХМАО-Югры действует договор, регламентирующий, помимо прочего, реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленностей, результатами которых может пользоваться все население Тюменской области (включая жителей ЯНАО и ХМАО-Югры). В соответствии с договором, для финансирования вышеупомянутых программ в областной бюджет поступает 29,5% от поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ЯНАО и ХМАО-Югры.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Долговая нагрузка соответствует минимальному уровню риска. Долговой портфель ЯНАО на 01.12.2018 на 84,1% был представлен облигациями (21 млрд руб.) и на 15,9% — выданными госгарантиями (3,965 млрд руб.). Облигации подлежат погашению до 2024 года включительно. Долговая нагрузка на бюджет Округа соответствует минимальному уровню риска: соотношение долга и операционного баланса составит на конец года приблизительно 26%, процентные расходы незначительны, риск рефинансирования отсутствует. Округ имеет возможность размещать временно свободные остатки средств бюджета на депозитных счетах. На 01.12.2018 остатки средств на счетах в 2,8 раза превышали совокупный размер общего долга Региона на ту же дату и были выше среднемесячных расходов бюджета в 5,5 раз. Закон о бюджете Округа на 2019 год и на плановый период 2020–2021 годов не предполагает дефицита, поэтому прогнозная долговая нагрузка не увеличится.

Высокая степень самодостаточности бюджета и его достаточная сбалансированность. С 2016 по 2018 год средняя доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) прогнозируется на уровне 98% совокупных (без учета субвенций) доходов Региона. АКРА полагает, что по итогам 2018 года ожидается профицит бюджета не менее 5% ННД.

Особенностью структуры налоговых доходов Округа является высокая доля поступлений по налогу на имущество: за 2015–2018 годы она в среднем составляла 43%. Поступления по налогу на имущество более устойчивы к изменениям конъюнктуры, поэтому высокая доля данного налога в налоговых поступлениях Региона обеспечивает устойчивость доходной части бюджета.

В анализируемый период (с 2016 по 2018 год) доля расходов капитального характера ЯНАО в среднем составит 22%, что соответствует, по методологии АКРА, достаточной степени сбалансированности бюджета. По оценкам АКРА, операционный баланс составит в среднем 35% регулярных доходов.

Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 90% российского природного газа. Отраслевая структура внутреннего регионального продукта (ВРП) Области достаточно стабильна, а вклад добычи природных ископаемых в данный показатель стабильно превышает 50%. ЯНАО занимает второе место среди российских регионов по уровню ВРП на душу населения и среднедушевым денежным доходам. Уровень безработицы (по методологии МОТ) в Регионе существенно ниже среднероссийского показателя.

ЯНАО — один из основных федеральных регионов-доноров. В 2015–2017 годах в среднем 83,7% налогов и сборов, собранных на территории Региона, направлялись в федеральный бюджет и только 16,3% поступало в консолидированный бюджет Округа. В 2017 году вклад ЯНАО в общий объем поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в бюджет РФ составил 18,8% (второе место среди российских регионов). 

Ключевые допущения

  • поддержание существующей степени сбалансированности бюджета;
  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение расходов бюджета на социальную сферу без соответствующего повышения доходов;
  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

ЯНАО, 35004 (ISIN RU000A0ZYM47), срок погашения — 25.12.2024, объем эмиссии — 5,5 млрд руб. / в обращении — 116 тыс. руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35003 (ISIN RU000A0ZYD55), срок погашения — 18.10.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35002 (ISIN RU000A0JX0Z8), срок погашения — 06.12.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Ямало-Ненецкого автономного округа, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Ямало-Ненецкого автономного округа и облигационных выпусков Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были опубликованы АКРА 27.06.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (24.12.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Ямало-Ненецкого автономного округа, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Михаил Николаев
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 179

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.